«Система образования находится не в самом худшем положении»
Выступление представителя Законодательного Собрания Владимирской области в Совете Федерации Сергея Рыбакова на августовской конференции педагогических работников региона
Пётр Фокин30 августа 2015, 15:33
27 августа в конференц-зале администрации Владимирской области прошла августовская конференция педагогических работников региона. Это мероприятие традиционно проходит перед началом учебного года, его ещё называют «Большим августовским педсоветом».
В числе официальных лиц, поздравивших учителей с приближением Дня знаний, был и заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков. Он представляет в верхней палате российского парламента Законодательное Собрание. (Напомним, что с июня 2012 по август 2013 года он был главным федеральным инспектором по Владимирской области и многие наблюдатели были уверены в том, что именно его назначат врио губернатора).
Кроме тёплых слов в адрес педагогического сообщества, сенатор Рыбаков отметил, что система образования в России находится не в столь уж и плохом состоянии, так как есть отраслевой федеральный закон, применение которого хоть и вызывает массу вопросов, но по нему можно и нужно работать.
Рыбаков также подчеркнул, что образование - главная сфера в жизни страны, и роль учителя в развитии России огромна. Перефразировав немецкого канцлера Отто фон Бисмарка, Сергей Рыбаков заявил, что «ту великую страну, в которой мы живём, создали сначала земские, а потом советские учителя».
Вот полный текст выступления сенатора Рыбакова:
Сергей Рыбаков, представитель Законодательного Собрания Владимирской области в Совете Федерации, заместитель председателя комитета СФ по науке, образованию и культуре:
Дорогие друзья, коллеги!
Прежде всего, хочу передать вам самые искренние приветствия и поздравления с предстоящим началом учебного года от председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко и от председателя нашего профильного комитета по науке, образованию и культуре Зинаиды Фёдоровны Драгункиной и пожелать вам всего-всего самого лучшего, успехов, здоровья и плодотворной работы в вашей столь важной деятельности по воспитанию наших детей
Спасибо вам за ваш труд
(Аплодисменты)
Я здесь по долгу службы, потому что не могу не посетить это мероприятие, являясь заместителем председателя профильного комитета, но, конечно, я здесь и по зову сердца, потому что я родился и вырос в учительской семье, оба моих родителя были учителями, я сейчас являюсь профессором МГУ на протяжении уже многих лет, и не могу не посещать такие мероприятия
Мне всегда радостно от встречи с вами, уважаемые коллеги
Конечно, как представитель Федерального Собрания я, наверное, должен вам что-то сказать про федеральную повестку, потому что уважаемый Алексей Валерьевич (Марченко, первый заместитель губернатора Владимирской области по промышленности и экономической политике) прекрасно рассказал про то, что делается в области, и вклад владимирских учителей и педагогов (в социально-экономическое развитие региона), вообще, огромен, конечно, и все эти изменения (к лучшему), которые происходят, они очевидны
Если же говорить о том, что происходит на федеральном уровне, мне бы хотелось сказать следующее: вообще-то, система образования и вся эта сфера, несмотря на то, что она достаточно часто критикуется, как мы все знаем, в общем-то, находится не в самом худшем положении, мягко говоря, потому что в образовании есть свой (федеральный) закон, свой отраслевой закон, который достаточно чётко и системно описывает то, что здесь должно происходить. В отличие, например, от сферы культуры, где, как вы знаете, с большими проблемами идёт законодательный процесс, и никак, в общем-то, общий (федеральный) закон (о культуре) не выходит у нас на финишную прямую
Конечно, с принятия закона (об образовании) прошло уже определённое время, теперь есть возможность оценить, как он работает, понять, какие есть недостатки, а недостатков не может не быть в таком большом и объёмном законе
Хочу поделиться с вами маленьким профессиональным секретом: несмотря на то, что существует некое негласное такое как бы решение, негласное обязательство, чтобы не вносить пока изменения в этот закон, (до тех пор) пока недостаточно полно промониторена ситуация с его действием, тем не менее, вы знаете, что целый ряд изменений уже вносились, потому что просто назрели
Но, на самом деле, конечно, по этому закону нужно работать, и ситуация не так, наверное, печальна, хотя, есть, конечно, определённые моменты, которые до сих пор вызывают вопросы, может быть, с точки зрения недостаточной продуманности последствий применения этого нормативного акта
В частности. эти разговоры поднимаются на комитете, идут обращения в Министерство образования, чтобы поправить ситуацию. Например, про аспирантуру высшего образования, которая вызвала неожиданные проблемы у научных организаций, которые никогда не занимались образованием, но сейчас будут вынуждены заниматься такими банальными вещами, как общежития, столовые и так далее
Или, например, про дошкольный уровень образования, про него говорить не буду, потому что вы знаете все проблемы, связанные, например, с созданием сайтов в сельских детских садах и так далее
Конечно, сейчас большой вопрос возникает в стыковке между средним профессиональным и высшим профессиональным образованием. Да и, вообще, те потрясения, которые испытала система среднего профессионального образования, они, конечно (негативно на ней) сказались
Что тут говорить, ни для кого это не секрет - (завершилось) приведение на определённый уровень среднего профессионального образования, а теперь получается, что мы переходим к системе бакалавриата и магистратуры повсеместно, и сейчас есть проблемы с некоторыми специальностями, кстати, проблемы очень острые, потому что вообще непонятно, что делать, например, с медиками
Понятно, что дипломированный медик не может быть бакалавром вообще
Сейчас очень актуальной стала тема с архитекторами, потому что получается объективно, что архитектор-бакалавр никуда вообще не годится, потому что, на самом деле, мировая практика такова, что архитектор ведь должен не просто иметь диплом о выпуске из высшего учебного заведения, но пройти ещё определённую систему аттестации и лицензирования, которая у нас в стране ещё не отработана, и сейчас, в принципе, готовятся некие изменения достаточно серьёзные в (федеральный) закон об архитектурной деятельности
Но, наверное, всё-таки, если подвести черту, хочется подчеркнуть, что, по всей видимости, акцент (в действиях государства в сфере образования), наверное, сейчас находится не в сфере законодательной деятельности, а, скорее, в сфере правоприменительной деятельности, в сфере реализации образовательной политики как на федеральном уровне, так и на местах. И здесь, конечно, можно так же говорить о многом
Безусловно, очень ценно то внимание, которое Министерство образования, в последнее, по крайней мере, время начинает уделять всё-таки средней школе, потому что, всё-таки, ключ ко всему — это средняя школа, это показала практика последних лет, в частности, всем известная история с введением Единого государственного экзамена
Понятно, что разговоры и споры, наверное, вообще беспочвенны — нужен ли такой (Единый государственный) экзамен, потому что единый экзамен на территории всей страны необходим. Все вопросы, в общем-то, были к форме проведения этого экзамена, и получается, что, действительно, статистика это подтверждает, это объективный факт, что введение именно государственного экзамена, в общем-то, значительно, ну, нельзя сказать, что всё стало идеально, но значительно улучшило ситуацию с приёмом (абитуриентов) в высшие учебные заведения, сравняло шансы ребят из (разных) регионов (при поступлении в столичные вузы), для которых, бесспорно, это движение вперёд очень серьёзное
Но при этом вот именно, можно сказать, такая форма проведения (Единого государственного) экзамена — она неким бумерангом ударила дальше по средней школе, потому что мы все понимаем, что несколько снизилась роль ученика (в образовательном процессе), снизилась роль получения аттестата о среднем образовании
По сути дела, школьники готовятся к сдачи определённых экзаменов в формате ЕГЭ и не стремятся, как школьники, так и их родители, к получении комплексного образования, которое мы все помним по советской школе
И, наверное, главная проблема сегодняшнего дня, по большому счёту, поделюсь своими личными впечатлениями, поскольку я преподаю на гуманитарном, философском факультете МГУ, уровень, скажем, характеристики какие-то подготовки студентов очень сильно изменились за последние 10-15 лет, это видно абсолютно невооружённым глазом
К сожалению, за пределами какого-то основного (учебного) курса, уровень знаний (студентов), общей эрудиции, общей культуры если хотите, он, к сожалению, снижается очень быстрыми темпами
Эту проблему (снижения уровня знаний вчерашних школьников) нам нужно решать в ближайшее время, потому что здесь ещё одна очень важная задача — нахождение инструментов, скажем, единой работы в сфере образования и культуры. К сожалению, из-за нашей межведомственной разобщённости, которая имеет место, вот эта проблема, она нарисовалась, и, действительно, скажем, образовательные механизмы средней школы, наверное, недостаточно участвуют в проведении (государственной) культурной политики и культурного воспитания детей. И в этом существует проблема, над которой ещё предстоит очень серьёзно поработать
Я не случайно уделил так много времени средней школе, потому что, безусловно, считаю, и я здесь не одинок, считаю это самым важным как в системе образования, так, может быть, и вообще во всей жизни страны
(Канцлер Германии) Отто фон Бисмарк говорил, что единую Германскую империю создал прусский школьный учитель. Действительно, это очень примечательно, что он отдал пальму первенства не пушкам, не армии, не экономике, а именно школьному учителю
И, наверное, перефразируя его (Бисмарка) слова, нельзя не согласиться с тем, что ту великую страну, в которой мы живём, создали сначала земские, а потом советские учителя. И все, кто учился в советской школе, отлично понимают, о чём я говорю
Вот здесь на экране важный такой и правильный лозунг («Качественное доступное образование — важнейший фактор социального благополучия региона»), я бы хотел обратить внимание, что это не просто красивые слова. На самом деле, наверное, вне всяких сомнений, образование — это самая важная сфера вообще в жизни страны
По сути дела, образование — это инструмент создания стратегии будущего страны
Конечно, работы (у нас с вами) - непочатый край, и я и мои коллеги, мы очень надеемся на совместную работу с регионами, поскольку мы - Палата (Федерального Собрания Российской Федерации), представляющая регионы
Я очень рад всех вас видеть в этом зале, и хочу пожелать вам огромного здоровья, личного счастья, успехов, сказать вам огромное спасибо
Низкий поклон вам за ваш труд, который, не устану это повторять, наверное, самый важный на свете