СледКом VS Омбудсвумен

В управлении Следственного Комитета по Владимирской области официально заявляют, что «действия регионального уполномоченного по правам человека являются оказанием воздействия на судебный орган с целью поддержки интересов обвиняемого и его желанием избежать ответственности за содеянное»
Новости Автор: 25 марта 2015, 18:03 11 9205

25 марта на заседании Законодательного Собрания Владимирской области о результатах своей деятельности докладывала уполномоченный по правам человека в 33 регионе Людмила Романова.

У депутатов к омбудсвумен никаких вопросов не возникло. А председатель ЗакСобрания Владимир Киселев сообщил о том, что накануне он получил письмо из регионального управления Следственного Комитета. По словам спикера, в объемном документе «высказан ряд претензий» в адрес регионального уполномоченного по правам человека.

Владимир Киселев, председатель Законодательного Собрания Владимирской области

Владимир Киселев, председатель Законодательного Собрания Владимирской области:

  • Есть вопросы, уважаемые депутаты? Вопросов нет, все понятно
  • Единственное, для информации, Людмила Валерьевна, ко мне из Следственного Комитета поступило письмо довольно объемное
  • Я его, естественно, сейчас зачитывать не буду, оно большое, здесь высказан ряд претензий в ваш адрес
  • Поэтому мы возьмем отсюда информацию, пришлем вам с просьбой пояснить по каждому конкретному пункту - что так, что не так на ваш взгляд
  • Законодательное Собрание не имеет права трактовать законы, мы не суд: кто прав, кто виноват. Поэтому мы таким образом поступим

Позже, во время пресс-конференции, состоявшейся по итогам заседания, спикер ЗС не стал отвечать на вопросы журналистов, попытавшихся предположить, что речь в письме из СледКома идет об уголовном деле депутата ЗС Сергея Курышева. Вот как это было:

Вопрос:

  • Какие претензии Следственное Управление имеет к уполномоченному? Не касается ли этот вопрос Курышева?

Владимир Киселев, председатель Законодательного Собрания Владимирской области:

  • Я не могу пока сказать, это внутренняя наша переписка. Я не могу пока сказать

Вопрос:

  • А каких действий они от вас ожидают?

Владимир Киселев, председатель Законодательного Собрания Владимирской области:

  • Я еще раз говорю: я пока ничего сказать не могу. Не могу ничего сказать

Вопрос:

  • А с какой целью они направили это именно вам в ЗакСобрание?

Владимир Киселев, председатель Законодательного Собрания Владимирской области:

  • Мы должны сейчас разобраться и после этого сможем дать какую-то информацию

Сразу после заседания ЗС в редакцию Зебра ТВ обратилась старший помощник руководителя регионального СК Ирина Минина. Официальный представитель СледКома, по просьбе своего руководителя Александра Еланцева, посчитала важным пояснить, какие именно претензии СледКом имеет к омбудсвумен Людмиле Романовой.

Ирина Минина сообщила, что в отправленном в ЗакСобрание письме руководитель Следственного Управления Следственного Комитета по Владимирской области выразил свою позицию по поводу заключения уполномоченного по делу депутата ЗС Сергея Курышева, обвиняемого в совершении смертельного ДТП в поселке Мелехово Ковровского района весной 2014 года. Напомним, омбудсвумен Людмила Романова направила в прокуратуру за своей подписью весьма спорный документ, который в соответствии с законодательством был переправлен судье Ковровского суда Антону Колосову.

«Мы до определенного момента держали паузу и тактично молчали, проявляя профессиональную выдержку. Но после того, как эта информация стала публичной, - в том числе и на вашем сайте - мы уже, конечно, не могли молчать. Здесь затрагивается авторитет следствия. Под документом стоит подпись должностного лица. Мы считаем своим долгом расставить акценты и отреагировали в рамках имеющихся у нас полномочий. Большего мы не можем сделать. Но обязаны проинформировать ЗС о сложившейся ситуации», - пояснила позицию СледКома Ирина Минина.

Документ, направленный руководством Следственного Управления в ЗакСобрание Владимирской области, называется так: «О действиях уполномоченного по правам человека, нарушающих конституционные принципы уголовно-процессуального производства». А в ЗакСобрание он направлен потому, что именно этот орган власти обладает полномочиями по назначению региональных омбудсменов.

«Я считаю, что авторитет уполномоченного по правам человека должен быть безупречен. В первую очередь, с точки зрения строгого выполнения федерального и регионального законодательства, а главное - Конституции Российской Федерации. Мы понимаем пределы компетенции уполномоченного. Конституция и региональный закон напрямую запрещают вмешиваться в действия судебных органов - это установлено прямо Конституцией РФ и Уголовно-Процессуальным Кодексом. Принцип правосудия - независимость. Суды подчиняются только Конституции и федеральному закону, рассматривают и разрешают уголовное дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Вмешательство госорганов, должностных лиц или граждан в деятельность судей запрещается и влечет за собой ответственность, в том числе и уголовную. Есть определение Конституционного суда Российской Федерации, согласно которому проверка обоснованности и законности действий, имевших место на стадии досудебного производства, например, следствия, осуществляется только судом после передачи материалов уголовного дела с обвинительным заключением суду», - говорит Ирина Минина.

«Мы полагаем, что Романова допустила превышение пределов предоставленной компетенции, используя доводы обвиняемого и защитника без учета объективных данных о произошедших событиях, собранных следователями Следственного Комитета, допустила откровенное вмешательство в деятельность судебных органов. Фактически по всему содержанию текста следует оценка доказательной базы по уголовному делу, которую может осуществлять только суд. Мы ставим в упрек то, что она делает в начале своего заключения абсолютно абстрактный вывод о низком качестве расследований уголовных дел в регионе по дорожно-транспортным происшествиям, ссылаясь на имеющиеся у нее шесть обращений граждан», - заявила старший помощник руководителя регионального СледКома.

«Направляя информацию, мы фактически предполагаем, что действия уполномоченного являются оказанием воздействия на судебный орган с целью поддержки интересов обвиняемого и его желанием избежать ответственности за содеянное. И привлекаем к этой информации внимание председателя и депутатов Законодательного Собрания», - объясняет цель обращения официальный представитель СледКома.

При этом Минина поясняет, что следствие в данном случае действует исключительно в рамках своих полномочий, прекрасно осознавая, что уполномоченный по правам человека совершенно независима и никому не подотчетна: «Она даже не отчитывается, а просто предоставляет информацию о своей деятельности. Это такая вольная должность, рассчитанная на добросовестное исполнение. И вот у нас появляется такое заключение - с подоплекой, с подтекстом».

На вопрос Зебра ТВ о том, может ли допущенное Романовой нарушение быть причиной инициирования досрочного прекращения ее полномочий, Минина ответила отрицательно. По ее словам, законом такого не предусмотрено - досрочное сложение омбудсменом полномочий возможно в исключительных случаях, в числе которых: недееспособность, вступивший в силу обвинительный приговор, выход из гражданства, добровольный уход, состояние здоровья, нарушение правил предоставления деклараций и утрата доверия.

Ирина Минина поясняет, что данное обращение к Законодательному Собранию направлено скорее в профилактических целях: «Депутаты должны быть проинформированы о таких фактах, чтобы в последующем при возможном переназначении они имели в виду, что не все безупречно в деятельности уполномоченного».

Ирина Минина напоминает, что переданное в суд обращение Людмилы Романовой было отклонено судьей Колосовым, пояснившим, что, согласно Конституции РФ, никто не может оказывать давление на суд и давать какие-либо оценки проведенных следствием действий в ходе разбирательства: «В дальнейшем суд будет давать оценку всему, что звучит в судебном заседании».

По просьбе Зебра ТВ, Ирина Минина прокомментировала также позицию следствия относительно громких заявлений, которые депутат Курышев и его адвокаты регулярно делают в зале суда и за его пределами: «Что касается позиции защиты Курышева, там очень много домыслов приводится, умозаключений - все они основаны только на позиции защиты и самого обвиняемого. Если вы говорите о сообщениях о коррупции - тут заявление от них должно быть. Был факт? Так сообщите о нем. У Курышева есть возможность сообщить об этом, и находясь под следствием. В противном случае вообще непонятно, о чем идет речь».

Напомним, что Людмила Романова подключилась к делу Сергея Курышева по просьбе депутатов ЗакСобрания, специально объединившихся для этого в рабочую группу. Подробнее об этом - здесь.