26 марта Октябрьский районный суд города Владимира начал по существу рассматривать дело о краже плаката «Плохой хороший человек» художника Сергея Сотова.
История эта воспринимается оппозиционно настроенной частью общества как яркий пример абсурдности нынешнего политического режима, и во многом по этой причине процесс уже вызвал небывалый ажиотаж. Подобным внимаем могут похвастаться далеко не все дела, рассматриваемые во владимирских судах: даже при кондиционере, включённом на минимально возможную температуру, было душно – настолько много камер и зрителей было в зале.
В незаконном присвоении рисунка следствие обвинило сотрудника Фонда борьбы с коррупцией Георгия Албурова: следователи утверждают, что он снял картину с забора у лестницы, ведущей к вокзалам областного центра, и подарили её известному политику Алексею Навальному. Пропажа обнаружилась в ходе обыска квартиры оппозиционера.
Заседание началось с того, что сторона защиты ходатайствовала о вызове официальной повесткой Навального в качестве свидетеля по делу. Своё заявление Георгий Албуров мотивировал тем, что «наша жизнь очень нестабильная и Алексей Анатольевич периодически садится на 15 суток». Бумага от суда могла бы гарантировать присутствие политика в зале заседаний. Обвинение ходатайство не поддержало, как и не поддержал его суд.
Георгий Албуров (ему грозит до 5 лет лишения свободы) заявил, что полностью отрицает свою вину, а также не видит состава преступления. После оглашение необходимых формальностей, суд приступил к допросу потерпевшего.
***
— Сергей Николаевич, как Вы себя чувствуете? – с невозмутимым лицом начал допрос потерпевшего заместитель прокурора города Владимира Степан Володин.
— Тревожно. Волнуюсь, – шмыгнув носом ответил дворник Сотов. Журналисты и «группа поддержки» Георгия Албурова с трудом сдержала смех.
— Не переживайте. Сейчас нужно будет рассказать обстоятельства, в связи с которыми Вас неоднократно допрашивали на стадии расследования, свою роль в этом деле, – ровным голосом успокоил гособвинитель дворника, который называет себя художником.
Но до обстоятельств дела прокурор и потерпевший добрались не сразу. Володин сначала попытался выяснить, чем живёт Сергей Сотов, кто он «по сути, по жизни». Художник по образованию, дворник по профессии, автор «Плохого хорошего человека», сбивчиво стал рассказывать о своей судьбе.
Владимирское городское профессионально-техническое училище, служба в армии, Ивановское художественное училище... Сотов на стыке 90-х годов прошлого века работал художником-оформителем в различных конторах и учреждениях, среди которых был и кинотеатр «Мир». В переходные годы его профессия стала не нужной, и чтобы хоть как-то жить, художник стал работать дворником, но своё изначальное призвание сохранил. Некоторые свои работы он продавал («Владимирский музей-заповедник, в 1992 году, кажется, работ 12, графика и живопись») иногда рисовал «на заказ». А чуть позже решил бросить классическую живопись («натюрмортики маленькие, пейзажи») и сосредоточился на «социальной графике». Так и стали появляться плакаты вроде «Плохой хороший человек».
Сотов назвал себя «достаточно известным владимирским художником» и признался в любви к выставочной деятельности. В этом, по словам потерпевшего, он чувствует «своё предназначение на Земле». Сотов долго рассказывало своих взаимоотношениях с другими владимирскими художниками, о своих творческих достижениях, пока прокурор его не прервал:
— Сергей Николаевич, понятно. А вот как итог, Ваше основное предназначение можете сказать, учитывая всё вышеизложенное?
— Основное моё творчество? Я немного не понял, – ответил художник-дворник.
— Ну, вот вы сказали, что официально работаете дворником. В то же время, основную массу Вашего жизненного времени какое занятие занимает? – не сдавался Степан Володин.
— Основная масса... У меня дети, внуки. И в саду работаю, начиная с апреля и где-то до октября, крестьянством занимаюсь, – резюмировал Сотов. Потом потерпевший всё-таки уточнил, что «своим творчеством живёт духовно».
***
Ставшую знаменитой «заборную» выставку Сергей Сотов организовал, по его словам, по одной причине – само место ему понравилось. А плакат «Плохой хороший человек», который художник повесил на всеобщее обозрение в мае 2014 года, появился после того, как прохожие попросили его рисовать «в цвете».
«Плохой хороший человек», хоть и был для Сотова одним из самых ценных, создавался также, как и прочие творения художника, быстро, в течение двух часов. И, конечно, в особой мастерской:
— Я её рисовал у мамы в «бункере», там лестничная клетка немножко перегороженная, в общем, в подъезде, у меня больше не было места, где рисовать. Метр на метр размер, окошечко такое на улицу, – рассказал Сотов суду. Смех в зале, десятки сообщений в Twitter.
— На чём Вы написали это рисунок? – продолжил допрос Володин.
— На четырёх склеенных листках, – огласил технологию создания своих работ Сергей Сотов. – Я всегда склеиваю эти листочки, которые в помойке нахожу. Я их подбираю, склеиваю и рисую.
Ещё десятки твитов.
Затраты на создание рисунка художник оценил ровно в пять тысяч рублей. И хотя с просьбами о продаже к Сотову никогда не обращались, он, по собственному признанию, с удовольствием расстался бы с «Плохим хорошим человеком» за эти деньги.
На эту сумму Георгий Албуров обращал внимание задолго до начала судебного разбирательства. По словам подсудимого, на первом допросе Сотов признавался, что создание рисунка обошлось ему не больше, чем в 100 рублей. Уже в ходе следствия, эксперты, сравнив «Плохого хорошего человека» с некоторыми картинами английских художников середины 20-го века, установили, что цена работы несколько выше той, что обозначил автор – 5026 рублей. Наконец, после предварительного судебного заседания, Албуров озвучил ещё одну цифру – 2500 рублей: якобы столько на самом деле пришлось потратить на создание плаката.
***
Непосредственно об обстоятельствах кражи Сергей Сотов рассказывал мало. Конкретных дат художник вспомнить не смог – гособвинителю пришлось зачитывать протоколы допроса, чтобы восстановить ход событий. Да и историю с заявлением в правоохранительные органы потерпевший рассказал весьма смутно.
По словам Сотова, однажды (событие произошло в июне 2014 года), возвращаясь из сада, он заметил трёх человек, которые подошли к нему и стали интересоваться, пропадали ли у него раньше картины, и не хочет ли он обратиться в полицию. Сотов ответил, что никаких заявлений писать не хочет, так как не видит в этом смысла. Но в итоге всё-таки решил попытать счастья.
Очень кстати неподалёку оказался полицейский автомобиль, где автор «Плохого хорошего человека» и написал заявление по факту кражи. Кто принимал документ, Сотов не вспомнил.
Эти показания расходятся со словами художника, сказанными им в интервью корреспонденту «Русской планеты» Илье Шепелину. В той беседе Сотов утверждал, что подпись под заявлением о краже появилась в следствие некоторых махинаций. «Меня тогда просто обманули. <…> Мне позвонили домой, представились сотрудниками администрации Владимирской области и сказали, что нам надо встретиться. Они меня на машине повезли к забору, где были размещены мои работы. <...> Тут они в какой-то момент мне и говорят: «А у вас пропадают работы?» Отвечаю, что ради бога, пропадают и пропадают. Тогда меня спрашивают, не хочу ли я найти тех, кто забирает плакаты, тут же висела моя работа, а теперь ее нет. Я удивился еще: как они собираются кого-то искать? И зачем им мелочью такой заниматься, а не другими какими делами? Мне на это пояснили, что было постановление Путина о том, что даже мелкими делами нужно заниматься!», – рассказал потерпевший Илье Шепелину.
Ситуацию немного прояснил сотрудник владимирского городского УМВД Дмитрий Мясников, к которому и обратился художник после встречи с тремя неизвестными. Он пояснил суду, что сначала в устной форме выслушал все подробности, после чего предложил потерпевшему проследовать в автомобиль, где заполнил все необходимые бумаги. После этого, полицейский Мясников передал обращение в дежурную часть и о дальнейшем развитии событий мог узнавать только из средств массовой информации. Полицейский отметил, что составил протокол устного заявления, и никакого давления на Сотова не оказывал.
Завершающим вопросом Мясникову задал подсудимый. Георгий Албуров попытался выяснить, часто ли во Владимире крадут картины.
— За всех я не могу отвечать, я не отслеживаю ситуацию по краже картин. Но, насколько я знаю, у нас часто культурные ценности пропадают. Уж как часто – ответить не могу. У нас город исторический, туристический – всё может быть, – ответил свидетель, чем спровоцировал ещё несколько язвительных сообщений в Twitter.
***
Ещё несколько любопытных фактов выяснилось в ходе допроса следующего свидетеля, корреспондента телекомпании НТВ Анны Черемисиновой – именно она снимала 4 июня 2014 года для программы «Чрезвычайное происшествие» репортаж о том, как Георгий Албуров дарит пропавшую картину Алексею Навальному. Съёмочная группа журналистки приехала к дому политика около 11 часов утра и пробыла там до 6 часов вечера. По словам Черемисиновой, аналитик ФБК сказал ей, что приобрёл картину «Плохой хороший человек» в одном из переходов города Владимира.
Согласно материалам дела, заявление о краже рисунка Сотов написал вечером 4 июня 2014 года, поэтому вполне резонным оказался вопрос, откуда Анна Черемисинова узнала о картине. «Это вопрос не ко мне, мне продюсер сказал», – только и ответила свидетельница.
Сторона обвинения заявила на суд девятерых свидетелей, однако семеро из них на заседание приехать не смогли. В связи с этим, рассмотрение дела отложено – следующее заседание намечено на 31 марта.