«Там не дураки сидят. Они очень умные»

К процессу написания регионального законопроекта «О защите зелёных насаждений» подключился бывший главный архитектор Владимирской области Евгений Бирюков. Он предложил авторам текста ряд поправок, которые могли бы прекратить порочную практику манипуляций с землей, применяемую муниципальными чиновниками
Новости Автор: 5 июня 2015, 09:00 15 35851

3 июня в конференц-зале гостиницы «Золотое кольцо» состоялась встреча разработчиков закона с рабочим названием «О защите зелёных насаждений во Владимирской области» с профильными специалистами (подробнее о законопроекте — здесь).

Вкратце напомним, что текст законопроекта, имеющего целью упорядочить работы муниципальных чиновников в «зелёной» сфере, написала группа общественных активистов, объединившихся в группу «Зелёный Владимир» при Владимирском общественном собрании. Возглавила группу журналист Полина Артюх. За основу текста законопроекта был взят аналогичный действующий нормативный акт Санкт-Петербурга.

В середине апреля текст закона «О зелёных насаждениях» был направлен в Законодательное Собрание. К настоящему моменту общественники собрали отзывы профильных структур — главных муниципальных «экологов», ЗС, департамента природопользования и защиты окружающей среды и так далее.

Председатель комитета ЗакСобрания по аграрной политике, природопользованию и экологии Владимир Сипягин, в частности, пояснил Зебра ТВ, что затронутая «зелёными активистами» проблема, действительно, очень важна:

«Эта тема насущная, с ней надо точно разбираться — серьезно, качественно и надолго. Чтобы нашим детям было чем дышать. Чтобы ситуация и дальше не ухудшалась и ухудшалась».

Правда, законодатель тут же пояснил, что, во-первых, отзыв на законопроект еще не получен от администрации Владимирской области. Во-вторых, документу не хватает бюджетной справки — то есть расчетов затрат, которые необходимо совершить для претворения инициативы в жизнь.

«Это же не просто программа, это программа, которая требует денег. А если что-то требует денег, то в любом случае нужны цифры. Бюджет — это не просто «хочу миллион рублей» или «хочу несколько миллионов». Нужно понимать, что это миллион нужен конкретно для того-то, для того-то и для того-то. Идеально, если авторы сами проделают эту работу. Когда я не был депутатам, мы точно также анализировали практику, я изучал тарифы, изучал, как накладываются штрафы разные», - сказал Сипягин в телефонном разговоре с Зебра ТВ.

Участники общественного собрания в свою очередь считают, что «профильные депутаты», которые по идее должны быть заинтересованы в наведении порядка в сфере зелёных насаждений на территории региона, могли бы подключиться к работе с цифрами.

«Депутаты в рамках своей работы могли бы это обоснование написать», - сказал Алексей Шляпужников, представленный участникам встречи как эксперт по вопросам развития гражданского общества.

«Мы, как и другие эксперты, не можем сказать, сколько стоит введение дополнительных ставок или перераспределение полномочий внутри администрации. Потому что никто из нас в администрации не работает», - сказал участник встречи Кирилл Николенко.

Правда, активисты тут же оговариваются: если среди сторонников инициативы найдется специалист по бюджетированию, готовый подключиться к работе и составить необходимое экономическое обоснование — это станет большим подспорьем в их работе.

По мнению депутата Сипягина разработчики законопроекта слишком спешат. Для того, чтобы текст «зелёного закона» был согласован со всеми заинтересованными структурами, должно пройти время. Он считает, что предложенный вариант «немножко сыроват». Во-первых, у законодателя есть дополнения, касающиеся, например, необходимости введения ответственности жильцов за необоснованную вырубку деревьев на территории домовладений.

«Когда деревья стоят на территориях ТСЖ и так далее, жильцы с ними что хотят — то и делают: их пилят и пилят. А это неправильно. Меня интересует, например, вот эта тема. А есть и другие — их очень много, - сказал Владимир Сипягин. - Нам нужно разобраться с тем, что еще нужно сделать. И мы этим будет заниматься, когда получим заключения. Наверняка будет создана рабочая группа. В таких вопросах нельзя бежать бегом. Соберутся законодатели, представители муниципалитетов — все будет качественно организовано».

А вот часть общественников считает, что поторопиться с пресечением самоуправства муниципальных чиновников как раз самое время. По словам Полины Артюх, власти города Владимира, например, прямо сейчас, фактически, подтасовывая «зеленую статистику», принимают решения, последствия которых будут необратимы. Несмотря на то, что во Владимире и так же всеми правдами и неправдами уничтожены почти все необходимые жителям «зелёные пятачки», последние настоящие скверы и парки вот-вот будут уничтожены.


  • Зелёные насаждения общедоступные (это зона Р-1 — парки, скверы, бульвары) — те, куда можно прийти — отдохнуть и погулять с детьми — они обозначены зеленым цветом
  • Если мы посмотрим на Владимир, то у нас есть парк «Дружба» - через него хотят прокладывать дорогу, а на часть его (территории) уже наступает застройка нового микрорайона «Вышка»
  • Козий парк, за который мы боремся, Детский парк, который должен стать тематическим парком развлечений, после чего будет перекрашен в красный цвет
  • 4 июня будут публичные слушания по застройке, частично захватывающей Козий парк — то есть, все это будет перекрашено в красный цвет
  • Есть еще парк «850-летия» и парк Добросельский
  • Долина реки Рпень находится в промышленной зоне. И хотя она обозначена здесь как зона общего пользования — она таковой не является сейчас. Да, там есть планы по ее развитию. Но возникают большие сомнения насчет того, что там можно будет гулять и отдыхать безопасно для здоровья в окружении многих промышленных предприятий
  • Парковки, к сожалению, побеждают деревья у нас не только во дворах. Они «откусывают» кусочки от скверов
  • Так совсем недавно (глава администрации города Владимира) Андрей Станиславович Шохин распорядился отрезать кусок от сквера на пересечении Октябрьского проспекта и улицы Мира для парковки у Следственного Комитета — от уже действующей и довольно приличной зеленой зоны
  • Главная ценность парка — это деревья, птицы, трава, тишина и свежий воздух, а не набор услуг. Поэтому для строительства таких крупных объектов, которые нам предлагает Хигер, нужно, мне кажется, выбрать поле, а не лесной участок — особенно в центре города

По словам «зелёных» активистов, на недавно прошедшем III Экономическом форуме было заявлено, что уже этой осенью начнется застройка так называемого «Детского парка». Напомним, что бизнесмен Юрий Хигер задумал превратить лесную зону напротив Белого дома в общественно-деловой центр.

foto_higerpark.jpg

foto_higerpark2.jpg

«Это наше общее наследие, и, я считаю, что бизнес не вправе распоряжаться им в свою пользу. Для строительства таких крупных объектов, как нам предлагает Хигер, мне кажется, нужно выбрать поле, а не лесной участок, особенно в центре города», - говорит Полина Артюх.

О том, как именно место, отведенное когда-то для разбивки большого городского парка ушло в руки частному предпринимателю, решившему его фактически уничтожить, участникам мероприятия рассказал бывший главный архитектор Владимирской области, член правления Союза архитекторов России Евгений Бирюков.


  • Это треугольничек между улицей Мира, Октябрьским проспектом и дальше поджат рекой — у него площадь около 4 га (точнее, примерно 3,8 га) — он уже давно выведен из рекреационной зоны, назван общественно-деловой зоной и отдан Хигеру под застройку
  • Там будет административное здание и гостиница
  • Ну, и как положено в наших традициях, не все свои потребности решают самим земельным участком, потому что стоянки почти все выкатились на Октябрьский проспект
  • Если будет реализовано то, что там Паша Миряшев нарисовал, этого бульвара по Октябрьскому проспекту уже не будет — там будут уже стоянки

Выслушав мнения разработчиков законопроекта, Бирюков поблагодарил их за смелость ввязаться в нужное дело и выразил готовность помочь в совершенствовании нормативного акта. Во-первых, Бирюков предложил изменить название закона, сославшись на то, что защищать зелёные насаждения нужно именно в городах, а не на всей территории Владимирской области. Во-вторых, защищать зачастую (как, например, в областном центре) давно уже нечего. По его мнению, сейчас речь должна уже идти о создании «Зелёной карты», согласно которой муниципалитеты должны доводить нормы озеленения до предусмотренных федеральным законом.


  • Озеленённые территории общего пользования, которые, собственно говоря, и являются нормируемым и учитываемым показателем озеленения любого населенного пункта дают формальную обеспеченность в городе Владимире 49,4%. А фактическую — где-то порядка 18%
  • Потому что основную часть из этих 49% дает «Дружба», которая должна учитываться по нормам не больше, чем 5 квадратных метров на человека
  • За последние годы идет постоянная безвозвратная потеря как территорий, которые могли бы быть парками и скверами, так и тех территорий, которые уже являются парками и скверами
  • Этой информации достаточно много, и многие её, наверное, знают
  • Поэтому я считаю очень злободневным принятие этого закона
  • И от всей души выражаю благодарность тому, кто в это дело ввязался

Евгений Бирюков предложил группе «Зелёный Владимир» предусмотреть в нормативном акте целый ряд механизмов, способных противостоять манипуляциям городских чиновников, извлекающим выгоду из «раскраивания» зелёных зон под торговые центры и жилые кварталы.



  • Обязательность разработки схемы озеленения, которая бы соответствовала или имела целью выход на нормативные показатели. И дальше в процессе органы и защиты — уже комплекс мер, которые обеспечивают гарантию соблюдения вот этой схемы
  • Что за этим стоит? За этим стоит такая вещь, как территория
  • Все существующие озелененные территории должны быть железно узаконены. То есть должна быть проведена инвентаризация, паспортизация, земельные участки должны быть поставлены на кадастровый учёт
  • Это очень важный момент. Вы, наверное, слышали про шумиху на счет строительства салона красоты на улице Строителей
  • Чем оперировала в этой истории администрация города Владимира? Они очень умные. Там не дураки сидят. Они знают, как к этому вопросу подойти
  • В генеральном плане в разделе «Существующие озеленённые территории» этот сквер числится площадью, по-моему, 5 с чем-то тысяч квадратных метров
  • То есть, генплан учел это дело как существующий сквер, который 50 лет существует
  • Я залезаю в публичную кадастровую карту — нет сквера! То есть, с юридической точки зрения сквер не существует на этом свете. Хотя он 50 лет существует, и все люди знают, что он есть
  • После этого уважаемый товарищ (Александр) Карпилович (начальник управления администрации города Владимира по связям с общественностью и СМИ) выступает и говорит: это не сквер, это территория застройки
  • И с точки зрения юридической, к ним, вроде бы даже, и придраться нельзя
  • Мол, мало чего вы тут знаете, что сквер 50 лет существует! А мы вот не записали!
  • Поэтому должно быть закреплено что-то, чтобы вот эти 6 квадратных метров давали возможность за них спросить
  • Для начала, мне кажется, вот что можно сделать. Например, новое строительство. Ни для кого не секрет, что сейчас любой строитель-предприниматель старается из своего земельного участка выжать все, что только можно
  • Дай ему возможность, и он поставит дом по площади такой, что только по отмостке граница участка пройдет — больше ему ничего не надо
  • Поэтому, если бы, скажем, для нового строительства звучала мысль, что объекты на которых не соблюдается норматив 6 квадратных метров на человека — запрещено строить
  • Мы хотя бы таким образом хотя бы пресекли возможность наращивания дефицита зеленых насаждений в будущем строительстве
  • А если бы нам каким-то образом еще и удалось ограничить возможность вот той коллективной собственности на земельный участок в части понижения норматива — это вообще было бы очень здорово

Бирюков предложил ввести в текст документа «градостроительную часть» - ввести четкие показатели озеленённости территории, «нормы расчётов, которые нельзя было бы обойти»

Кроме того, в тексте закона, по его мнению, необходимо предусмотреть обязательную разработку схемы озеленения города, которой чиновники вынуждены были бы руководствоваться в своей работе точно также, как существующими ныне градостроительными планами.


  • Если планировочная документация сделана в соответствии с нормативами, прошла экспертиза и она утверждена, то она становится законом — её обязаны соблюдать все
  • А дальше — раньше так всегда было принято делать — разрабатываются мероприятия по реализации планировочной документации
  • То есть, вот сделали генеральный план. После этого надо разработать мероприятия и их точно также узаконить. То есть, что именно надо сделать — вот это, это и это
  • А если разработана схема озеленения, она фактически является генеральным планом для оснащения этого населенного пункта соответствующим набором зелени
  • Значит, кто-то должен совершить шаги по реализации этой схемы озеленения
  • Первое: все, что существует, надо узаконить и дать ему гарантию неприкосновенности
  • Второе: если в этой схеме предусмотрены какие-то земельные участки, на которых должны создаваться участки озелененной территории общего пользования, значит должна быть создана или система абсолютно железного резервирования — то есть, они должны быть поставлены на кадастровый учет и так далее
  • Важно, что все эти земельные участки должны быть выведены из-под риска передачи их под строительство
  • Потому что, например, в городе Владимире прежний генеральный план давал обеспеченность озелененными участками близкую к нормативу
  • Но практически, зеленая ось, которая должна была пройти по Лыбеди и выйти к Содышке и закончиться городским парком — она вся угроблена. Вся!
  • Она вся роздана. А если бы эти участки были бы железно зарезервированы, поставлены на кадастровый учет, и были бы гарантии их неприкосновенности — наверное, тогда этого бы не случилось
  • Что у нас происходит? Если участок отводится под строительство, то напрямую нельзя сказать, что нарушается законодательство. Но всем это и так понятно: как только будет построен объект, земельный участок будет приватизирован

Участник рабочей группы Даниил Бородокин с сожалением отметил, что до настоящего времени никто из людей, наделенных полномочиями законодателей (речь идет о губернаторе и депутатах ЗС) не выразил готовности лоббировать разработанный активистами нормативный акт. Тем не менее, участники встречи надеются, что региональная власть все же активно включится в процесс исправления сложной экологической ситуации, сложившейся в ряде городов 33 региона.