15 марта на заседании комитета по жизнеобеспечению Совета народных депутатов города Владимира перед народными избранниками отчитывался о работе своего предприятия Михаил Кулибаба - исполняющий обязанности директора ОА «Владимирпассажиртранс» (ВПТ).
Вопросы к Кулибабе появились после того, как администрация города Владимира запросила для троллейбусного управления дополнительные 32 миллиона рублей на покрытие долгов муниципального предприятия.
В кратком отчете Михаил Кулибаба озвучил лишь основные параметры работы троллейбусного предприятия. Например, объем пассажиропотока и возраст имеющейся в распоряжении техники. В частности, глава ВПТ рассказал о том, что в его распоряжении 108 троллейбусов (у половины из которых срок службы перевалил за 10 лет) и 26 автобусов (20 из которых - газомоторные «Волгабасы»).
Глава «Владимирпассажиртранса» не только заранее не предоставил депутатам отчета о финансовой деятельности троллейбусного управления, но и не принес с собой вообще никаких бумаг. И в результате, ссылаясь на забывчивость, не смог назвать даже основные экономические параметры работы возглавляемого им предприятия.
На вопрос о том, как часто чиновники мэрии Владимира проявляют интерес к работе «Владимирпассажиртранса» и проверяют его финансовую деятельность - городу принадлежит 100% акций ВПТ, Кулибаба пояснил, что Оранжевый дом постоянно «держит руку на пульсе». На что председатель профильного комитета Николай Толбухин заметил, что его - депутата, входящего в состав «контрольной группы», следящей за работой муниципального предприятия — с сентября 2015 года ни разу не позвали на выездную проверку предприятия и не предоставили на согласование ни одного документа.
Заслушавшие отчет руководителя ВПТ депутаты посоветовали Кулибабе подготовить подробный отчет о работе «Владимирпассажиртранса» и предъявить его народным избранникам.
Николай Толбухин, председатель комитета по жизнеобеспечению Совета народных депутатов города Владимира («ЕР»):
- Как часто проводится проверка администрации города Владимира иными управляющими органами и сколько раз они проводились за 2014 и 2015 годы?
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Проверки, что касается транспорта, у нас проходят регулярно, постоянно: в месяц от десяти, пятнадцати раз. По проверке финансовой деятельности предприятий: мы даем годовой отчет каждый год, он проверяется также финансовым управлением администрации города
Николай Толбухин, председатель комитета по жизнеобеспечению Совета народных депутатов города Владимира («ЕР»):
- А депутаты горсовета входят туда?
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Да, у нас уважаемый сопредседатель комитета является членом совета директоров. До этого у нас Русанен Альберт Анатольевич был - он являлся членом совета директоров
Вопрос:
- Есть какой-то график проверок?
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- У нас есть годовое собрание. Если нужно предприятию принять какие-нибудь решения, решить вопросы, собирается совет директоров
Юрий Иванов, начальник отдела транспорта и связи администрации города Владимира:
- Финансовая деятельность проверяется, по итогам деятельности делается заключение. То есть все экономические раскладки проверяются по результатам годовой деятельности. А так периодически, если они подают документы какие-то финансовой деятельности, о возмещении убытков, их проверяют дополнительно еще
Николай Толбухин, председатель комитета по жизнеобеспечению Совета народных депутатов города Владимира:
- Может быть, как-то более часто, более планово проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности?
- Ну, они подают по финансовой деятельности, по возмещению убытков раз, наверное, раз в 3 месяца, раз в четыре месяца. И финансовая деятельность проверяется
«Обнять и плакать» - так, процитировав губернатора Владимирской области Орлову, охарактеризовал доклад Михаила Кулибабы депутат Дмитрий Кушпита. Именно представитель партии «Яблоко» написал депутатский запрос, в котором потребовал предоставить информацию о работе убыточного троллейбусного предприятия. Подробнее - в материале «Эти 50 миллионов мы будем вынимать из карманов людей».
А вооруженная большим бухгалтерским калькулятором депутат-единоросс Светлана Скитович безуспешно пыталась выудить у Кулибабы хоть какие-то цифры, основываясь на который народные избранники могли бы представить картину происходящего на муниципальном предприятии и принять решения о его дальнейшем финансировании.
Дмитрий Кушпита, депутат Совета народных депутатов (“Яблоко”):
- Михаил Евгеньевич, знаете, это такой доклад, как говорит наш уважаемый губернатор... Вас хочется вместе с “Владпассажиртрансом” «обнять и плакать». В очередной раз услышал“мантру” об убыточности вашего предприятия, которую я слышу уже на протяжении большого количества времени, за срок своего депутатства, я имею в виду не только этот срок, но и предыдущие пять лет, с 2005 по 2011 годы
- Я, может быть, даже и поверил бы вам, если бы не пример частных предпринимателей, которые доказали своей деятельностью, что перевозка пассажиров – это достаточно прибыльный бизнес. По крайней мере, то что у нас в городе творилось летом и осенью с общественными перевозками, говорит о том, что борьба за бизнес идет, борьба за прибыльный бизнес идет, а у вас все время убытки
- Поэтому разрешите не поверить в то, что бизнес, которым вы занимаетесь, а это бизнес, не убыточный. По крайней мере, чем заниматься бизнесом в убыток, вам любой предприниматель скажет, лучше просто закрыться
- Я так и не понял, сколько за эти два года вы получили бюджетных ассигнований, и внебюджетных, которые вы заработали вместе с троллейбусами и автобусами. Я так и не услышал конкретики. Вы все-таки являетесь руководителем предприятия и такими уж цифрами вы должны обладать. Хотелось бы сейчас услышать эти цифры
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Ну, из города за 2014 и 2015 годы получается 44 миллиона - эта сумма получена из бюджета
Дмитрий Кушпита, депутат Совета народных депутатов (“Яблоко”):
- Хорошо, а вне бюджета, то есть то, что вы заработали?
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Ну, вне бюджета - такой цифры у меня с собой нет, к сожалению
- Ну, я попытался вам помочь, как я понял, по крайней мере, за 2015 год перевозками троллейбусов, вы заработали 425 миллионов
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Вы неправильно посчитали
Дмитрий Кушпита, депутат Совета народных депутатов (“Яблоко”):
- Ну, вы так сказали, я считаю так, как вы говорите
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Давайте я вас поправлю, я сказал, что общий пассажир поток – 25 миллионов, общий пассажир поток. Но я же сказал, что на сегодняшний день 100% единиц, находящихся на линии являются социальными, то есть платников порядка 12-13 миллионов
Светлана Скитович, депутат Совета народных депутатов города Владимира:
- Вы озвучили цифры, доли выручки от оказания услуг электротранспорта, 65-67% за 20 14 и 2015 годы. В натуральном выражении это сколько?
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Ну, значит в среднем, мы перевозим порядка 25 миллионов народа, из них порядка 13.5 это платных, 14,5 миллионов, нужно эту сумму умножить, такой суммы у меня нет с собой
Дмитрий Кушпита, депутат Совета народных депутатов (“Яблоко”):
- Мы калькулятор с собой не взяли
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Ну при любых убытках, основная убыточная составляющая – это постоянное подорожание электроэнергии. Если мы платили в январе 2015 года за один киловатт 3 рубля 51 копейку, то в этом январе мне выставили счет порядка 4 рублей 50 копеек. То есть представляете, один рубль за год - 30%
Светлана Скитович, депутат Совета народных депутатов города Владимира («ЕР»):
- Каковы доли электроэнергии в перевозках, если мы говорим в процентном соотношении?
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- У автобусов есть одна дорога, заправили бензин и поехали. У электрического транспорта есть еще одна дорога, без которой мы никуда не поедем - это содержание высоковольтных кабелей. Я могу сказать, что на сегодняшний день порядка 85% кабелей доживают, потому что с 1961 года они лежат в земле
Светлана Скитович, депутат Совета народных депутатов города Владимира («ЕР»):
- Итак, какова доля электроэнергии в общем объеме? 20, 15, 10%? Ну, если мы не говорим сейчас о натуральном выражении
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Я бы сказал, процентов 30, наверное, больше даже
Светлана Скитович, депутат Совета народных депутатов города Владимира:
- 30. Да, смотрите, на Совете была озвучена цифра, что 17 рублей – это стоимость билета – недостаточно. И если бы билет стоил 18 рублей, тогда 20 миллионов рублей недостающих нам хватило бы, чтобы покрыть большую часть недостающих затрат
- Если мы посчитаем, что такое 20 миллионов на рубль, значит, 20 миллионов пассажиров мы перевозим примерно в год, ну, и дальше уже обратным счетом количество в месяц
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Я обоснованный тариф буду защищать в этом году - ориентировочно он будет где-то 29-31 рубль
- Потому что я еще раз объясняю, все это содержание контактной сети, никогда не закладывалось. Настал то момент, что завтра мы можем везде встать
- В Иваново, например, они наняли аудиторскую компанию, которая доказала, что тариф стоит 39 рублей
Светлана Скитович, депутат Совета народных депутатов города Владимира («ЕР»):
- 25 миллионов пассажиров по 30 рублей?
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Нет, я не сказал, что должны быть такие тарифы. Я просто сказал, что это обоснованный тариф
Светлана Скитович, депутат Совета народных депутатов города Владимира («ЕР»):
- А чем они обоснованы?
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Расходами на содержание контактной сети, троллейбусов, депо
Светлана Скитович, депутат Совета народных депутатов города Владимира («ЕР»):
- Это означает, что мы оплачивать будем больше, а я хотела бы узнать, что именно мы будем оплачивать, за что платим: электроэнергию, потерю электроэнергии, из-за того, что у них старые троллейбусы, потому что новый транспорт - новые троллейбусы, у которых до 30% экономии
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Да, да, они уже есть
Светлана Скитович, депутат Совета народных депутатов города Владимира («ЕР»):
- Так может нам на будущее уже надо экономить, а не продолжать в эту бездонную бочку деньги вваливать, не понятно на что. Сколько вы денег за электроэнергию в год платите, за все три ее составляющие?
- Ну, в среднем, порядка 80 миллионов, даже более
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- И какое количество, как вы думаете, можно сэкономить за счет замены транспорта на более современный?
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Здесь дело не только в транспорте, здесь нужно поставить новые стрелки, новый контактный рейс натянуть. В конечном счете, будет экономия, ну сразу заметна она не будет
- Но новая стрелка, к примеру, быстро проходная до подорожания стоила порядка 450-500 тысяч. Сегодня она стоит миллион – одна стрелка
- Но сокращение затрат на электроэнергию будет, конечно, значительным
Светлана Скитович, депутат Совета народных депутатов города Владимира («ЕР»):
- А у вас какой-то план есть развития предприятия?
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- В принципе, да, мы его писали не раз…
Светлана Скитович, депутат Совета народных депутатов города Владимира («ЕР»):
- В любом случае, модернизация предприятия необходима и план развития предприятия с экономическими расчетами нормальными, подробными, с прописанной информацией, куда уходят деньги, необходим
- Потому что в ближайшее время, ну, не в этом году, в следующем мы придем к тому, что объем вливаний в предприятие будет увеличиваться от города и этот поток станет нескончаемым
Михаил Кулибаба, врио генерального директора “Владимирпассажиртранса”:
- Мы стараемся и где-то суды выиграть
- Мы стараемся во всех направлениях и модернизацию контактной сети мы производим за свой счет, и если меняем что-то стараемся поставить уже новое, не старенькое
- Троллейбусы стараемся выпускать все новые, опять же, чтобы была экономия электроэнергии. Конечно подвижной состав у нас не 90% новый, поэтому выпускаем и старые троллейбусы
- Мы в 2014 и 2015 году заменили порядка 15 машин, новые реостаты поставили, которые позволяют регулировать электроэнергию. И есть три автономных. Если помните, когда приезжал Патриарх и центр был перекрыт, у нас курсировал троллейбус, автономно ходил, - их три. Стараемся, развиваемся
Светлана Скитович, депутат Совета народных депутатов города Владимира:
- Мы, город, в любом случае, будем оказывать финансовую поддержку предприятию, потому что оно социально направленное
- Не имеет ли смысл нам в нашей финансовой поддержке рассмотреть целевую помощь, на покупку нового подвижного состава, на модернизацию линии электропередач, но есть не вкладываться не известно на что, а планово продумать развитие
Не смог Михаил Кулибаба ответить и на вопрос о том, есть ли у руководства ВПТ план развития троллейбусного предприятия. В частности, депутаты обратили внимание на то, что город не намерен вливать деньги в обслуживание устаревшей техники и сетей, «как в черную дыру», а хотели бы вместе с главой «Владимирпассажиртранса» найти приемлемое для всех решение.
Светлана Скитович предложила перевести предприятие-перевозчик на целевое финансирование из бюджета, «а не непонятно на что». При этом, по мнению представителя партии «Единая Россия», помощь муниципальному троллейбусному предприятию нужно выделять лишь после того, как руководство ВПТ согласует с горсоветом план развития. В противном случае, бюджетные затраты и дальше будут увеличиваться, но это не будет гарантировать стабильности работы.
Дмитрий Кушпита, депутат Совета народных депутатов:
- Уже давно надо ставить вопрос или о частичной или о полной приватизации “Владпассажиртранс”, потому что как городская структура он себя попросту не оправдывает, вот и все, вот мои предложения
Николай Толбухин, председатель комитета по жизнеобеспечению Совета народных депутатов города Владимира:
- Я не увидел у нас частных коммерческих структур, которые занимаются перевозками, ни одного, кто бросился бы покупать юридический транспорт, ни кто не составляет конкуренцию “Владпассажиртрансу”, никто не кинулся покупать троллейбусы и возить на троллейбусах
- Ни один из предпринимателей не несет такой нагрузки социальной, какую несет “Владимирпассажиртранс” и вряд ли после приватизации этого предприятия, частники кинутся выполнять эти социальные программы в таких условиях, у меня большие сомнения по этому поводу
Дмитрий Кушпита, депутат Совета народных депутатов:
- Ну, я бы с вами согласился, но таких предложений не было
- Давайте предложим, давайте предложим Биганову
- Ну, почему сразу Биганову? Просто предложите предпринимателям, предложите и посмотрим результат
Светлана Скитович, депутат Совета народных депутатов города Владимира:
- Я считаю, что это не целесообразно, потому что в любом случае, бизнес есть бизнес, и для того чтобы социальную направленность бизнеса сохранить, нам придется столько копий поломать, что проще сразу же Волгабас. Поговорить, может быть и есть смысл, а вот помочь предприятию, может быть помочь разработать ту же самую программу
Дмитрий Кушпита, депутат Совета народных депутатов:
- И все-таки предложения приватизации прозвучат на уровне города, данного предприятия, господа бизнесмены, слушайте внимательно
- Депутат Дмитрий Кушпита и вовсе предложил рассмотреть вариант приватизации «Владимирпассажиртранса», предположив, что желающие модернизировать убыточный троллейбусный бизнес во Владимире очень быстро найдутся