По мнению вице-губернатора Владимирской области Вячеслава Кузина, бюджет на следующий 2015 год можно охарактеризовать как «трудный и компромиссный»
Сергей Егоров24 ноября 2014, 11:18
При распределении средств регионального бюджета на 2015-2017 годы, руководству Владимирской области, судя по всему, придется серьезно поломать голову над тем, как окончательно не уйти в «минус». Несмотря на то, что экономические прогнозы носят оптимистичный характер (рост ВРП – 103,8%, ФЗП – 106,9%, объем инвестиций – 107,3%), финансисты прогнозируют, что налоговые сборы, которые составляют свыше 2/3 от общего объема доходов региона, в предстоящую трехлетку будут, скорее всего, сокращаться.
Собственные доходы при этом все равно вырастут за счет увеличения платных услуг и штрафов. Только в 2015 году ожидается рост таких поступлений на 7,6% к уровню 2014 года.
Не предвидится осложнений жизни и для нынешних и потенциальных инвесторов. Власти Владимирской области, судя по всему, намерены брать количеством, а не качеством, то есть добиваться прибыли за счет увеличения числа инвесторов, а не ужесточения их налогового бремени. Довольно рискованный шаг в условиях экономической и, в некоторой степени, политической блокады России. Как пояснил вице-губернатор Вячеслав Кузин, в этом и заключается компромиссность бюджета.
Трудность же состоит в выполнении всех публичных обязательств – выплат различных льгот и пособий. Как известно, ежегодно Владимирская область расходует до 20% от общего объема бюджета на различные социальные цели, и отказываться от этого не собирается, даже несмотря на очевидные трудности, – в очередной раз подчеркнул Кузин.
В соответствии с прогнозом темп роста валового регионального продукта составит 103,8% (по отношению к уровню 2014 года), фонд заработной платы – 106,9%, прибыль прибыльных предприятий возрастет, где-то, ориентировочно 104-105%
Объем инвестиций, на которые также рассчитываем, (от которого зависит) состояние нашей экономики, мы ожидаем его рост 107,3%
Изменения, внесенные в налоговое и бюджетное законодательства снижают налоговую нагрузку и, как следствие, объем собственных доходов областного бюджета на 2015 год сокращается от этих изменений, а это снижение своего рода и налогового бремени тоже, прямое и косвенное, на 1,4 миллиарда (рублей) в 2015 году, в 2016 – на 1,6 (миллиарда), в 2017 – 1,9 (миллиарда)
Этим тезисом я подтверждаю то, что изменение налогового законодательства, которое проведено, оно также учтено в нашем бюджете
Что же это за снижение
В первую очередь, снижение ставок акцизов на нефтепродукты. Это коснется всех без исключения звеньев, не только одних нефтяников. Но они формируют доходы нашего дорожного фонда
Освобождение от налогообложения вновь вводимого движимого имущества – этот поэтапный отказ от обложения налогом остается как-то вне сферы внимания, но этот налог все меньше и меньше становится бюджетообразующим
Почему: движимое имущество в соответствии с действующим законодательством выходит из-под налогообложения; с переходом на кадастровую оценку имущества вообще не попадает под налогообложение, поскольку налогами будет облагаться только недвижимое имущество: здания, сооружения
Третья вещь: по-прежнему льготный период установлен для ставки налога на имущество в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов и линий электропередач
Прямое влияние на тарифы, поэтому поэтапное повышение, но до сих пор до конца, на 100%, мы от этих налогов не получаем, эти налоги лигатируются на федеральном уровне, и это поэтапное повышение этих ставок достигает пока менее половины от этого налогового потенциала
Ну и самое главное для нас: введение инвестиционного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Это тоже будет сокращать доходы по одному из бюджетообразующих налогов – подоходному налогу
Частично эти потери компенсируются также за счет изменения бюджетного законодательства
Несколько увеличились нормативы отчислений, но это мы провели большую работу вместе с департаментом транспорта, и в связи с тем, что у нас увеличилась сеть и протяженность дорог, в связи с этим увеличился норматив зачисления акцизов в наш бюджет. Это касается только нашего бюджета
Естественно, это приносит нам дополнительный доход
А также введение государственной пошлины за оказание юридических услуг по целому ряду направлений, в том числе в многофункциональных центрах
Дополнительные доходы, по нашей оценке, составят где-то около 1 миллиарда рублей, однако эта сумма полностью не компенсирует, как вы видите, выпадающие доходы
От изменения законодательства – 1,4 (миллиарда рублей) «минус», дополнительные – 1 (миллиард рублей) «плюс». Таким образом, несбалансированность в этом плане 0,4 (миллиарда рублей) в пользу налогоплательщиков
В результате влияния этих факторов объем собственных доходов областного бюджета оценивается в 2015 году – 31,1 миллиарда рублей, прирост – 7,6% к уровню 2014 года
В 2016 году – 33 миллиарда рублей, в 2017 году – 36,2 миллиарда рублей
Предложенный бюджет – мы любим говорить названия, помните: социальный бюджет, инвестиционный бюджет, другой бюджет, – меня спрашивают иногда, как можно охарактеризовать вот этот проект бюджета
В принципе, у него может быть только одно название – он трудный и компромиссный
Трудность вызывает финансовое обеспечение объема публичных обязательств и средств на реализацию указов Президента Российской Федерации
Это приоритет, и он будет исполнен при любом развитии событий
Компромиссность. Несмотря на значительный объем вот этих публичных обязательств, мы сохраняем все льготы и преференции для инвесторов
По сути дела, всегда есть два пути: увеличивать налоговое бремя и сокращать инвестиционные льготы
Поэтому компромиссом заключается следующее: мы прекрасно понимаем, что если хотим получать дальнейшие инвестиции и дальнейшее развитие экономики, мы должны как минимум сохранить все преференции в этой части для инвесторов, ну и, безусловно, даже в некоторой степени их усиливать