«У нас квазистраховой принцип пенсионной системы»

Председатель комитета Госдумы по труду Ольга Баталина заявила во Владимире, что пенсионный возраст будет однозначно повышен, а государство не будет индексировать пособия работающим пенсионерам
Новости Автор: 18 декабря 2015, 08:04 17 4001

«Президент (на своей пресс-конференции 17 декабря) в очередной раз успокоил всех заявлением о том, что в ближайшие годы нам не стоит ждать повышения пенсионного возраста, что, конечно, не отменяет его повышения в дальнейшем», - об этом, находясь во Владимире, заявила Ольга Баталина председатель комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Депутат-единоросс приехала во Владимирскую область, чтобы обсудить с однопартийцами вопросы предстоящих праймериз «Единой России» по отбору кандидатов в депутаты Госдумы. На встрече с журналистами она затронула и пенсионную тему.

Со слов Баталиной, повышение возраста выхода на заслуженный отдых произойдёт только после того, как средняя продолжительность жизни россиян достигнет какой-то приемлемой для всех отметки. Сейчас наши соотечественники в среднем дотягивают до 71 года, и этого, по мнению председателя думского комитета, недостаточно. Более того, повышение пенсионного возраста нужно вводить поэтапно, и не трогать людей, которым осталось доработать всего несколько лет до получения права на государственное пособие по старости (сколько конкретно лет — это тема для отдельной дискуссии).

Что касается отмены индексации пенсий работающим пенсионерам, Баталина сообщила, что Минфин изначально вообще предлагал лишить их государственного пособия. Единороссы в Госдуме выступили категорически против этого. В итоге согласовали общую позицию: с 2016 года индексации пенсий тем, кто продолжает трудиться, не будет, но сразу после выхода на заслуженный отдых размеры пособий будут повышены с учётом всех индексаций, которые были проведены за всё то время, что они работали.

«Тема реформирования, развития пенсионной системы, я думаю, она будет обсуждаться постоянно, - сказала Ольга Баталина. - Ещё раз говорю, в силу вот этой диспропорции, дисбаланса, который есть сегодня в пенсионной системе. Я напомню, у нас такой не страховой, а квазистраховой принцип пенсионной системы. Страховой принцип — когда нам ничего не приходится дополнять из федерального бюджета и система за счёт страховых взносов сама себя обеспечивает. У нас это не так».

Баталина сообщила, что трансферт федерального бюджета Пенсионному фонду уже превышает 2 триллиона рублей. Часть этих денег идёт на оплату тех льгот по отчислениям в ПФ, которые само же государство и ввело, например, для индивидуальных предпринимателей, для бизнеса, работающего в территориях опережающего развития и морских портах. При этом на бюджет ещё ложится бремя и по индексированию пенсий, хотя по логике, с этой задачей должна справляться сама пенсионная система в её страховой части. 

«Мы к таким решениям относимся очень взвешенно и, что называется, просчитываем до последнего с тем, чтобы минимизировать возможный экономический и общественный негативный эффект от таких решений», - резюмировала председатель думского комитета.

Ольга Баталина, председатель комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов (фракция «Единая Россия»):

  • Я напомню, что только что завершилась пресс-конференция президента Владимира Путина, где эти темы (повышения пенсионного возраста и отмена индексации пенсий работающим пенсионерам) также поднимались
  • Президент в очередной раз успокоил всех, собственно, заявлением о том, что в ближайшие годы нам не стоит ждать повышения пенсионного возраста, что, конечно, не отменяет его повышения в дальнейшем. Это понятно, потому что повышение имеет под собой экономическую основу, но главный показатель, который должен приниматься в расчёт — это средняя продолжительность жизни
  • Она (средняя продолжительность жизни) у нас росла все последние годы, продолжает расти, и сегодня достигла чуть более 71 года. Мы надеемся, что эта тенденция продолжится, потому что она связана, прежде всего, ещё и с развитием высокотехнологичной (медицинской) помощи, сокращением смертности по ключевым нозологиям или заболеваниям, но, одновременно, она недостаточна сегодня для того, чтобы всерьёз говорить о повышении пенсионного возраста
  • В целом, говоря об этой перспективе, я считаю, что, во-первых, повышение (пенсионного возраста) должно происходить поэтапно, оно не должно затрагивать тех людей, которым осталось доработать до пенсии несколько лет, сколько конкретно — это нужно обсуждать
  • Одномоментно нам надо будет решать вопрос и о тех, кто выходит на пенсию досрочно, а это десятки миллионов человек сегодня, которые работают в самых разных отраслях, потому что это взаимоувязанные вопросы
  • И самое главное, повышение пенсионного возраста должно сопровождаться очень серьёзными экономическими расчётами и обсуждением в обществе, потому что это вопрос, который затрагивает большое количество людей
  • Но, ещё раз повторю: в ближайшие годы ожидать повышения пенсионного возраста не стоит
  • Что касается ограничений индексации пенсий работающим пенсионерам, (этот) вопрос сегодня тоже был (задан) на пресс-конференции президента
  • Такое решение принято, оно начнёт выполняться со следующего года, я объясню, чем, собственно говоря, это решение вызвано
  • Дело в том, что, в силу особенности нашей демографической ситуации, у нас все последние годы, с одной стороны, неуклонно растёт количество пенсионеров, с другой стороны — сокращается количество работающих граждан
  • Что это значит? Это значит, что при существующем тарифе страховых взносов (которые уплачиваются в Пенсионный фонд), у нас объём собираемых страховых взносов увеличиваться не будет, напротив, у него при неизменной величине может быть тенденция только к сжатию, если у нас не будет расти количество работающих в экономике и не будет повышаться страховой тариф
  • А количество пенсионеров, то есть, получателей пенсии, в этой ситуации растёт, и мы должны с вами понимать, что неизбежно мы должны будет принять одно из решений, которое эту систему позволит сбалансировать: или выйти на повышение страховых взносов, что как вы понимаете активно не поддерживает бизнес, и в существующей экономической ситуации лично я считаю это недопустимым и неоправданным; либо выйти на повышение пенсионного возраста, но здесь для нас препятствием является недостаточно высокая средняя продолжительность жизни людей; либо мы должны будем с вами отменить действующее законодательное правило, в соответствии с которым пенсия пенсионера не может быть уменьшена, напротив, она каждый год должна увеличиваться и компенсировать потери пенсионера от инфляции, и выйти на фактическое снижение пенсии, я думаю, это не поддержат российские пенсионеры и будут в этом смысле абсолютно правы; либо четвёртый вопрос — мы должны будем с вами поставить вопрос о более эффективном использовании средств в пенсионной системе, возможно где об ужатии льгот, которые сегодня существуют по страховым взносам (для некоторых видов деятельности и категорий предпринимателей), ну или где-то оптимизировать иные расходы
  • В связи с таким набором решений Министерство финансов предложило рассмотреть вопрос об отказе в выплате пенсий работающим пенсионерам. Фракция «Единая Россия» в Государственной Думе с этим решением не согласилась, потому что мы прекрасно понимаем, что продолжение работы после достижения пенсионного возраста, чаще всего почему люди продолжают работать? В силу низких доходов, во-первых, это с одной стороны, а с другой стороны — у нас есть группы должностей, где нам не так просто найти замену пенсионерам
  • У нас очень много должностей с невысокой заработной платой, особенно в бюджетной сфере, где в основном работают женщины пенсионного возраста — это нянечки в детских садах, младшие воспитатели, это вахтёры, лифтёры, уборщицы, коменданты, кастелянши, и многие, многие, многие другие с невысокой заработной платой, с таким, может быть, не очень сложным характером работы, куда молодёжь просто работать не идёт
  • Поэтому мы (фракция «ЕР» в Госдуме) были категорически против отказа от выплаты пенсии работающим пенсионерам, но пошли вот на такую вынужденную меру, как не индексация пенсий
  • Но при этом мы ввели в закон защитную норму, которая говорит о следующем, что после того, как пенсионер прекращает работу его пенсия одномоментно будет повышена с учётом всех индексаций, которые произошли за этот период времени. Предположим, если он работал год, два, три и за это время было несколько индексаций, несколько повышений пенсий, то одномементно его пенсия будет повышена с учётом вот всех ранее проведённых повышений
  • Тема реформирования, развития пенсионной системы, я думаю, она будет обсуждаться постоянно, ещё раз говорю, в силу вот этой диспропорции, дисбаланса, который есть сегодня в пенсионной системе
  • Я напомню, у нас такой не страховой, а квазистраховой принцип пенсионной системы. Страховой принцип — когда нам ничего не приходится дополнять из федерального бюджета и система за счёт страховых взносов сама себя обеспечивает. У нас это не так. Трансферт федерального бюджета (Пенсионному фонду) уже превышает 2 триллиона рублей
  • Часть этого трансферта, это, собственно, оплата тех льгот по оплате страховых взносов, которое государство само же и ввело — у нас же на льготном тарифе индивидуальные предприниматели, на льготном тарифе - территории опережающего развития, на льготном тарифе у нас — морские порты, где мы стимулируем развитие предпринимательской активности, значит, за это мы должны заплатить, это понятно
  • Но сегодня бюджет финансирует и индексацию пенсий, что собственно не должно быть, это должно складываться, собственно, в системе страховой части
  • Мы к таким решениям относимся очень взвешенно и, что называется, просчитываем до последнего с тем, чтобы минимизировать возможный экономический и общественный негативный эффект от таких решений
  • Но я напомню при этом, что, понятно, что в европейских странах у нас не выплачивается пенсия одновременно с заработной платой, в советское время такой практики тоже не было
  • Я напомню, что пенсию (в СССР) получали только те люди, которые работали на определённых группах должностей, которые либо государство считало приоритетными, либо там, где был дефицит, в частности, например, рабочие кадры получали пенсию одновременно с заработной платой, а инженерный, руководящий состав уже нет
  • То есть, в этом смысле такой тотальной системы, когда все работающие пенсионеры получают и зарплату и пенсию, у нас, в нашей истории, тоже не было. Но, понимая, чем вызвана такая необходимость (у людей продолжать работать после достижения пенсионного возраста), мы от этой нормы не отказываемся.