11 ноября в городе Покров Владимирской области водители 26 большегрузных автомобилей выстроились вдоль трассы М7 в знак протеста против введения с 15 ноября для транспортных средств грузоподъёмностью свыше 12 тонн обязательной платы за проезд по федеральным дорогам. Подробнее — на сайте «Интерфакса».
В это же самое время директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области Александр Романенко объяснял прессе суть нововведений. Романенко сразу заявил, что проезд по областным и муниципальным дорогам для всех остаётся бесплатным.
Плату за проезд по федеральным трассам для большегрузов правительство намеревалось ввести ещё год назад, но, по каким-то причинам, отложило до 15 ноября 2015 года. Речь идёт только о тех транспортных средствах, которые берут на борт груза от 12 тонн и выше. Плата установлена в размере 3 рубля 73 копейки за километр. Но до 1 марта будет действовать понижающий коэффициент 0,41, что уменьшит таксу до 1 рубля 53 копеек. Потом будет коэффициент 0,81 (3 рубля 06 копеек). В полном объёме придётся платить с 1 января 2019 года. Понижающие коэффициенты установлены постановлением правительства РФ от 03.11.2015 № 1191 «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».
Собранные с большегрузов деньги пойдут в «Росавтодор», который будет распределять их по регионам на реализацию дорожных проектов в рамках государственно-частного партнёрства. Директор регионального департамента транспорта затруднился сказать, сколько денег в перспективе может получить Владимирская область.
Александр Романенко сообщил, что федеральный конкурс на право взимания денег с большегрузов выиграла компания «РТ-Инвест». Система по сбору оброка с дальнобойных фур называется «Платон». Для того, чтобы перевозчики перечисляли деньги, им необходимо зарегистрироваться на сайте и перечислять деньги на лицевой счёт. Тем, кто не в ладах с компьютерами, помогут залогиниться в представительстве «Платона» во Владимире, которое находится по адресу: улица Верхняя Дуброва, 26 А.
Примечательно, что оплата должна производиться авансом, то есть, до того, как большегрузы выйдут на федеральные трассы.
Александр Романенко подсчитал, что за один грузовик, проехавший по маршруту Владимир- Санкт-Петербург протяжённостью около 900 км, в основном по федеральным трассам, придётся заплатить 1 тысячу 360 рублей в один конец.
Романенко предполагает, что по России на сегодняшний день в платёжной системе зарегистрировались 10-15% перевозчиков.
В новшестве есть одна существенная проблема: как фиксировать километры, которые конкретный двенадцатитонник «нарезал» по федеральным трассам. Есть два варианта, сказал Александр Романенко: с помощью специального бортового устройства, подключённого к навигационным системам, либо формированием маршрутных карт.
Чиновник сообщил, что фирма «РТ-Инвест» будет снабжать желающих бортовыми устройствами бесплатно. Но пока во Владимирской области нет ни одного подобного устройства, они появятся ближе к концу недели. Понятно, что сразу на всех гаджетов не хватит. Впрочем, перевозчики могут сами купить эти технические средства. Впоследствии понесённые ими расходы будут компенсированы бесплатными километрами.
Романенко сообщил, что во Владимирской области порядка 11,5 тысяч большегрузов. Среди перевозчиков есть предприятия с автопарком в 200-300 грузовиков. Если они будут работать без специальных устройств для считывания километража, то сотрудникам этих фирм придётся ежедневно формировать по 200-300 маршрутных карт. Таким предприятиям выгоднее работать с бортовыми устройствами.
За неоплату проезда тяжёлых грузовиков по федеральным трассам полагаются серьёзные штрафы: от 5 тысяч рублей для физических лиц и до 450 тысяч - для юрлиц. Если предприятие не оплатит проезд своих большегрузов по федеральным трассам повторно, то санкции могут увеличиться вдвое.
Александр Романенко, директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области:
- Не знаю, что вы слышали, я просто вам расскажу, что, чего и как
- Это постановление правительства уже давно принималось, речь идёт о федеральных трассах, только о федеральных трассах
- У нас во Владимирской области 413 километров федеральной трассы — это М7, так называемая «Пекинка», плюс Южный обход (города Владимира) сегодня тоже федеральный и и суздальское направление, то есть, направление на Иваново. Это всё федеральные трассы, речь об этих трассах идёт
- Наши областные дороги и муниципальные — о них речь не идёт, на них взиматься ничего не будет. Это то, что вы чётко должны понять
- Что на этих (федеральных) трассах и как происходит?
- Постановлением правительства было принято решение (взимать с транспортных средств грузоподъёмностью 12 тонн и выше) 3 рубля 73 копейки с одного километра федеральной трассы
- Постановление это было принято раньше, (его) ввод, по-моему, (планировался) с 1 ноября 2014 года, в прошлом году вот это должно было вступить в силу, но было перенесено на 15 ноября 2015 года. 15 ноября у нас с вами — воскресенье, в ближайшее воскресенье
- Что сделало правительство?
- Вот ту расценку, о которой я говорил (3 рубля 73 копейки с километра), вышло постановление правительства Российской Федерации буквально от 3 ноября №1191, (которым) введены понижающие коэффициенты
- Коэффициент 0,41 введён до 1 марта 2016 года, то есть, ту цифру, которую я вам говорил, 3 (рубля) 73 (копейки), умножаем её на 0,41, получается 1 рубль 53 (копейки) с километра до 1 марта 2016 года
- Следующий коэффициент после этого срока — 0,81, он будет применяться до 1 января 2019 года, получается 3 (рубля) 06 (копеек) за километр
- И только после 1 января 2019 года будет уже 3,73, вот эта расценка будет
- В практическую плоскость перейдём. Кстати, вот то, что я говорю, эта информация, эти постановления и приложения к ним на сайте департамента транспорта и дорожного хозяйства есть
- Как это (взимание денег с большегрузов за проезд по федеральным трассам) происходит?
- Фирма «РТ Инвест» выиграла на федеральном уровне конкурс, то есть, право на проведение вот этих работ. А система, которая будет взимать плату, называется «Платон», можете на сайте platon.ru (посмотреть), всё там есть, эта система уже работает
- У нас во Владимирской области создан сервисный центр от этой системы «Платон». Это находится на Верхней Дуброве, дом 26 А. На сайте департамента мы поместили и карту города, где это находится, фотографию этого дома, чтобы было проще водителям найти
- Режим работы этого заведения с 9 утра до 18:00 на сегодняшний день, а в субботу 14 числа они будут работать до 20:00, и будут работать 7 дней в неделю, то есть, без перерыва
- (Есть) два варианта развития событий для перевозчиков
- Ну, во-первых, каждый перевозчик должен зарегистрироваться на этом сайте. Можно, кто с компьютером в ладах, зарегистрироваться в электронном виде и в личном кабинете пароль и логин получить, и дальше уже работать по этой схеме. Кто не очень продвинутый пользователь, то в этом сервисном центре, адрес которого я вам назвал, можно прийти туда, там должны четыре оператора работать, которые работают с перевозчиками, (необходимо) подать заявление на регистрацию, и они помогут в получении пароля и логина для каждого перевозчика, кто обратится
- На сегодняшний день много ли (перевозчиков) зарегистрировалось? По стране примерно процентов 10, ну, может быть, сегодня уже 15 процентов перевозчиков зарегистрировалось в этой системе «Платон»
- Каким образом (будут взиматься деньги)? (Есть) два пути, по которым перевозчики будут платить (за проезд) по федеральным трассам
- Первое — бортовое устройство, которое ставится на каждую грузовую машину, и уже через систему навигации, которая за этим наблюдают, там уже будет отслеживаться — сколько километров по федеральным трассам проехал данный автомобиль
- Но, к сожалению, пока таких бортовых устройств, вот конкретно мы про Владимирскую область горим, пока нет ни одного на сегодняшний момент, но к концу недели должны они поступить, но их, естественно, не хватит на всех перевозчиков, то есть, какое-то определённое количество (устройств поступят), нужно время, чтобы обеспечить всю страну этими бортовыми устройствами, которые считывают, где машины перемещаются
- Что до этого периода (пока не появятся бортовые устройства)? До этого периода (придётся составлять) маршрутные карты
- Маршрутные карты оформляются в этом сервисном центре, на сегодняшний момент есть два терминала, я сам вчера подошёл туда и посмотрел маршрут «Владимир — Санкт-Петербург», высвечивает там расстояние где-то под 900 километров, из них федеральных трасс минус 50 километров. Дальше — цена, сколько это будет стоить? 1360 рублей где-то примерно получилось с понижающим коэффициентом, во столько обойдётся водителю или хозяину данной машины такой проезд
- Деньги, когда человек личный кабинет открывает, у него там расчётный счёт появляется, куда деньги перечислять и у него должны деньги быть, авансом лежать на его лицевом счёте и они будут списываться оттуда
- Штрафы отличаются для физлиц и для юрлиц. Для физлиц — это от 5 тысяч рублей, для юрлиц это 450 тысяч рублей. Это солидные штрафы. Плюс к этому, если повторно, для физлиц — это от 50 тысяч, а для юрлиц — до (одного) миллиона рублей. Штрафы, я считаю, большие, поэтому перевозчикам нужно задуматься как раз, чтобы не попасть в неприятную ситуацию
- Коротко - всё, давайте вопросы
Вопрос:
- А эти бортовые устройства должны за счёт перевозчика приобретаться?
Александр Романенко:
- Нет. Не за счёт перевозчика. Они перевозчику бесплатно, но по договору, или по договору аренды, они сейчас прорабатывают эту систему. По договору перевозчику передают бесплатно, но, в принципе, перевозчик может за свои деньги купить такое устройство, но тогда эта сумма пойдёт ему в зачёт этих перевозок, то есть, ему зачтут эти деньги в счёт того, что он будет ездить по федеральным трассам
- Это «РТ-Инвест» (будет предоставлять перевозчикам бортовые устройства), эта фирма, которая выиграла (право на взимание денег с большегрузов за проезд по федеральным трассам), они будут деньги собирать, отправлять в «Росавтодор», там своя схема
Вопрос:
- То есть, деньги будут аккумулироваться в федеральном бюджете?
Александр Романенко:
- Да, деньги будут идти в федеральный бюджет, и потом их планируют (к распределению по проектам в регионах), ну, какие-то затраты несёт вот эта «РТ-Инвест»
- Каким образом (будут в будущем ) отслеживать (передвижение большегрузов по федеральным трассам)? Ставятся специальные рамки, машина проезжает мимо этих рамок, и она отсчитывает, что машина проехала
- Вчера должны были в этом владимирском отделении вот этой фирмы получить передвижную машину, которая будет уже отслеживать вот этих перевозчиков. Это передвижной пункт, сегодня он в одном месте, завтра — в другом месте будет стоять, потому что стационарной рамки у нас во Владимирской области пока нет, которая могла бы отслеживать передвижение транспорта
- Но всё должно рано или поздно перейти в автоматизированный режим
Вопрос:
- А сколько во Владимирской области перевозчиков и сколько транспортных средств подпадают под действие этого новшества?
Александр Романенко:
- Ну, прикидывали мы, смотрели. Речь о двенадцатитонниках идёт, свыше 12 тонн, потому что есть у нас грузовые меньшей грузоподъёмности. (Во Владимирской области) примерно 11 400 (большегрузных) автомобилей, плюс-минус где-то небольшой
Вопрос:
- А самый крупный перевозчик какой?
Александр Романенко:
- Да сейчас таких перевозчиков, (чтобы можно было) сказать, что (он) самый-самый, такого нет. Ну, по двести, по триста машин есть перевозчики
Вопрос:
- То есть, с 15 ноября некие должностные лица в этих организациях должны будут ежедневно составлять 300 маршрутных карт?
Александр Романенко:
- Да. Но здесь я думаю, что, скорее всего, вот эти бортовые устройства как раз у больших перевозчиков быстрее появятся. А у малых, кто одной машиной владеет, я думаю, что удобнее будет маршрутную карту оформить, даже не выходя из дома, чисто электронно. А вот большим перевозчикам маршрутные карты тяжело оформлять, тут нужны эти приборы
Вопрос:
- Вы говорите, есть предприятия, где 300 машин. Предположим, что если все они постоянно курсируют между Владимиром и Санкт-Петербургом, то такому предприятию нужно постоянно иметь авансом на лицевом счету полмиллиона рублей, и каждый день следить, чтобы эта сумма была постоянной?
Александр Романенко:
- Да. Абсолютно правильно
Вопрос:
- А сколько из этих средств в региональный бюджет поступит или это всё в федеральный?
Александр Романенко:
- Всё идёт в федеральный бюджет, в Росавтодор
- Росавтодо предлагает субъектам, областям, что эти деньги субъекты тоже будут получать, но на условиях государственно-частного партнёрства. То есть, берём какой-то мы проект во Владимирской области, где предусматривается государственно-частное партнёрство, дорожную тему я имею в виду, чисто на дороги, и заявку отдаём в Росавтодор, и оттуда, из этих денег уже идёт софинансирование
- Но сколько денег будет и что мы в итоге получим, пока трудно прогнозировать, хотя цифры есть прогнозные, но они ли будут (в итоге) - не они, не совсем понятно, как всё это попадёт (во Владимирскую область).
- Есть проблемы. Вот эти бортовые устройства, к сожалению, только к концу недели должны первые поступить во Владимирскую область
Вопрос:
- А эти (бортовые) устройства, их тоже эта фирма «РТ-Инвест» должна предоставить водителям?
Александр Романенко:
- Да. Они (перевозчики) должны туда (в «РТ-Инвест») обратиться, и по договору, по договору аренды, или как там они предусматривают (бортовое устройство получить), но перевозчику оно бесплатно отдаётся