Администрация Владимирской области подготовила законопроект «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Документ находится в открытом доступе на официальном сайте регионального Законодательного Собрания.
Как следует из пояснительной записки, проект бюджета формировался, в первую очередь, с учетом задач, поставленных в майских указах президента Путина, а также в соответствие с основными направлениями бюджетной и налоговой политики, утвержденными в июле 2014 года.
«Одна из основных особенностей нового бюджета состоит в том, что он верстался в условиях макроэкономической неопределенности, потому что на сегодняшний день в стране в целом наблюдается заметное снижение темпов экономического развития. Кроме того, в связи с экономическими сложностями, сокращается финансирование из федеральной казны по отдельным отраслям. Это еще одна сложность бюджета, так как существует неясность, по каким направлениям мы сможем рассчитывать на поддержку со стороны государства», – прокомментировал документ председатель комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного Собрания Владимирской области Максим Васенин.
ДОХОДЫ
Согласно проекту бюджета, доходы Владимирской области в 2015 году составят 43,1 миллиарда рублей, в 2016 – 42,1 миллиарда , в 2017 – 45,9 миллиарда. Львиную долю поступлений в казну должны обеспечить налогоплательщики: ожидается, в 2015 году они перечислят порядка 30,4 миллиарда рублей (для сравнения, в 2014 году ожидается – 28,9 миллиарда налоговых поступлений), в 2016 – 33,05 миллиарда, в 2017 – около 35,5 миллиардов.
Значительную роль в формировании бюджета Владимирской области 2015-2017 годов играют безвозмездные поступления, к которым относятся дотации, субсидии и субвенции из федеральной казны, а также выплаты государственных и муниципальных организаций. В общей сложности, в 2015 году за счет вышеперечисленных финансовых вливаний Владимирской области удастся получить 11,9 миллиарда рублей (для сравнения, в 2014 году – 11,86 миллиарда); в 2016 – 9,06 миллиарда, в 2017 – 9,77 миллиарда.
Оставшуюся часть доходов «берут на себя» неналоговые поступления: аренда имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от продаж материальных и нематериальных активов и т.д. В 2015 году все это принесет казне 724,8 миллиона рублей (в 2014 году – 706,3 миллиона), в 2016 – 714,4 миллиона, в 2017 – 769,4 миллиона.
Отдельно можно выделить дорожный фонд, объем которого в 2015 году составит порядка 4,74 миллиарда рублей (в 2014 году – 4,2 миллиарда), в 2016 – 4,29 миллиарда, в 2017 году – чуть больше 5,2 миллиарда. Источниками наполнения фонда служат транспортные налоги, государственные пошлины, а также доходы от уплаты акцизов на топливные ресурсы, которые подлежат распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации.
РАСХОДЫ
Планируемые бюджетные траты в 2015 году составят порядка 46,5 миллиардов рублей (в 2014 году – 42,9 миллиарда), в 2016 – 46,9 миллиарда, в 2017 – уже 51,4 миллиарда. Расходование средств будет вестись по 14 основным направлениям в рамках 33 государственных программ.
Показатель | 2014 год, (оценка), тыс. руб. | 2015 год, проект, тыс. руб. | Процент 2015 года к оценке 2014 года | 2016 год, проект, тыс. руб. | 2017 год, проект, тыс. руб. |
---|---|---|---|---|---|
Образование |
10528435,2 | 11095505,0 | 105,4 | 11866899,6 | 12355029,2 |
Здравоохранение |
7920879,6 | 8758786,2 | 110,6 | 8974616,5 | 9349217,8 |
Социальная политика |
9599344,4 | 10248630,9 | 106,8 | 10348208,8 | 10859145,2 |
Культура |
845845,7 | 1154179,5 | 136,4 | 1644844,0 | 1650408,3 |
Физкультура и спорт |
272976,1 | 365034,4 | 133,7 | 328807,5 | 319668,2 |
Средства массовой информации |
55365,0 | 18910,0 | 34,2 | 18860,0 | 18545,0 |
Национальная экономика |
7707802,2 | 8602666,2 | 111,6 | 7360762,1 | 9572618,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1237440,5 | 1300855,4 | 105,1 | 688122,9 | 629635,7 |
Охрана окружающей среды |
67833,0 | 66937,1 | 98,7 | 65819,1 | 65761,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
258448,6 | 211549,4 | 81,9 | 123139,0 | 123039,0 |
Общегосударственные вопросы |
807116,3 | 916420,1 | 113,5 | 877360,8 | 842334,3 |
Обслуживание государственного долга |
250627,5 | 337216,6 | 134,5 | 350065,5 | 350065,5 |
Дотации муниципальным образованиям |
2153654,0 | 2490550,0 | 115,6 | 2465288,0 | 2331758,0 |
Национальная оборона |
14795,1 | 15922,5 | 107,6 | 16118,3 | 15403,6 |
Условно утверждаемые расходы |
1010000,0 | 2200000,0 |
Увеличение финансирование, как видно из таблицы, произойдет по большинству направлений, наиболее заметное – в областях спорта и культуры. Наибольшую долю трат «забирают» на себя, тем не менее, образование, здравоохранение, социальная политика и «спонсирование» районов Владимирской области.
По заверению председателя бюджетного комитета ЗакСобрания Максима Васенина, «не будет отменена ни одна социальная выплата», что в условиях экономической нестабильности может привести к определенным сложностям.
Некоторые статьи расходов стоит рассмотреть отдельно. Порядка 4 миллиардов рублей планируется потратить на приведение в порядок автодорожной сети – сюда включается не только ремонт путей сообщения, но и строительство новых дорог, в том числе и Лыбедской магистрали (300 миллионов рублей в 2015 году). Значительная сумма – порядка 1,7 миллиарда рублей – будет выделена на реконструкцию аэродрома «Добрынское».
Корпорация развития Владимирской области, созданная по инициативе губернатора Светланы Орловой, в течение трех ближайших лет будет получать по 50 миллионов рублей ежегодно в качестве взноса в уставной капитал. Эти вливания должны способствовать привлечению в 33 регион новых инвесторов и созданию годных условий для расширения существующих капиталовложений.
В ближайшие три года предусмотрено строительство новых школ в ряде муниципальных образований, особая поддержка будет оказана малому и среднему предпринимательству, селу.
В то же время несколько возрастут траты на содержание руководящего аппарата Владимирской области и аппарата регионального Законодательного Собрания. Отдельной строкой идут расходы на выплаты заработной платы губернатору и председателю ЗакСобрания – за 2015 году каждый из них получат около 3,9 миллиона рублей.
Подробнее с функциональной структурой расходов областного бюджета на 2015-2017 годы можно ознакомиться здесь.
ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
В течение ближайшие трех лет дефицит бюджета Владимирской области будет расти. Если в 2014 году, по оценкам департамента финансов, разница между доходами и расходами казны составит порядка 2,7 миллиарда рублей (дефицит - около 10%), то в 2015 году этот показатель вырастет до 3,4 миллиарда рублей, в 2016 – 4,8 миллиарда, в 2017 – 5,4 миллиарда. Главным источником покрытия дефицита по-прежнему остается разница между полученными и погашенными кредитами, выданными Владимирской области.
Максим Васенин признал, что разницу между доходами и расходами бюджета не удается сократить: планировалось, что по итогам 2014 года дефицит бюджета Владимирской области составит чуть более 7%, но сделать этого не получилось. Поэтому руководство региона вынуждено прибегать к помощи извне, что ведет к неуклонному росту госдолга.
Объем государственного долга, который фактически является суммой всех кредитных обязательств Владимирской области, в 2015 году не должен превысить 7,3 миллиарда рублей, в 2016 году – 12,4 миллиарда, в 2017 – 18 миллиардов рублей. Отметим, что на 1 января 2015 года госдолг Владимирской области, по прогнозам, составит порядка 3,7 миллиарда рублей.
18 ноября проект регионального бюджета будет представлен общественности на публичных слушаниях. Первое чтение проекта бюджета состоится 26 ноября на заседании областного Законодательного Собрания Владимирской области.