11 ноября на заседании Государственной Думы депутат от Владимирской области Виталий Золочевский (партия ЛДПР) внес проект закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Речь идет о расширении прав депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, а именно наделении их правом законодательной инициативы в тех субъектах РФ, которые они представляют.
По словам депутата Золочевского, в настоящее время ситуация в разных регионах России совершенно разная. Только примерно в 20 субъектах РФ местный Устав позволяет депутатам Госдумы и членам Совфеда влиять на региональную политику. В частности, во Владимирской области такое право закреплено только за представителем губернатора в Совете Федерации - всем остальным в нем отказано.
По мнению Виталия Золочевского, ситуация, складывающаяся в ряде регионов России, требует оперативного вмешательства с федерального уровня:
«Я считаю, что я как депутат Государственной Думы в своем праве ограничен. Тем более, что не всегда Законодательные Собрания субъектов могут справиться с натиском губернаторов, не всегда это для них уместно, и не всегда они могут противостоять администрации региона или республики».
В частности, по мнению Золочевского, во Владимирской области депутаты местного ЗакСобрания демонстрируют беспрекословное подчинение главе исполнительной власти. В качестве примера Виталий Золочевский описал «соглашательскую политику» в отношении бюджетных трат 33-го региона.
«Много вопросов возникает в процессе законодательной работы, когда депутаты Законодательного Собрания по какой-то причине не могут себе позволить идти против воли исполнительной власти. Мы же с вами имеем возможность выступать более активно. Приведу просто пример. Верхний предел внутреннего госдолга, рассчитанный на 2018 год, составляет 18 миллиардов рублей. Кажется, что есть много субъектов, где долг гораздо больше. В 2013 году, когда у нас сменился губернатор и пришла Светлана Юрьевна Орлова, внутренний долг региона - 2 миллиарда рублей. На сегодняшний день он поднялся - порядка 4 миллиардов. Но вы понимаете, что в 2018 году у губернатора заканчиваются полномочия, и верхний предел внутреннего долга - 18 миллиардов рублей. И ни один депутат Законодательно Собрания не внес ни одной поправки, не выразил свое мнение в части того, чтобы предотвратить такое серьезное закредитовывание населения. Я считаю, что это просто недопустимо, и мы с вами как федеральные политики, как представители тех субъектов, должны иметь возможность влиять на политику внутри региона», - заявил Виталий Золочевский с трибуны Государственной Думы.
Делая свои заявления, Виталий Золочевский воспользовался сервисом Periscope, позволяющим вести прямую видеотрансляцию в онлайн-режиме. Это был его первый опыт трансляции из Государственной Думы.
«Как можно согласиться с верхним пределом заимствований на 2018 год в размере 18 миллиардов рублей? Я считаю, что никак. Понятно, что депутаты ЗакСобрания в своем большинство молчаливо соглашаются со всеми заданиями Орловой - техническими заданиями, которые она выдает Законодательному Собранию. В принципе, то же самое происходит и в Государственной Думе - когда правительство нам спускает, «Единая Россия» голосует, а остальные фракции неважно уже как голосуют, потому что решение все равно принимается. Я бы, конечно, вносил здесь поправки, и пытался это заблокировать. Потому что я не исключаю, что при тайном голосовании депутаты, может быть, и поддержали бы такую норму об уменьшении вот этого верхнего значения внутреннего долга Владимирской области», - пояснил Золочевский свою позицию в телефонном разговоре с Зебра ТВ, состоявшемся сразу после заседания.
По мнению депутата Госдумы, за «политику улучшений», затеянную новой командой губернатора Владимирской области рано или поздно придется расплачиваться рядовым жителям 33 региона - накопленные долги придется отдавать за счет роста тарифов, увеличения платы за проезд, удорожания медицинских услуг и так далее:
«Госдолг растет. И есть возможность, что до 2018 года он составит 18 миллиардов. Эта возможность уже заложена. А в 2018 году у Светланы Юрьевны уже заканчиваются полномочия. Соответственно, у меня возникает вопрос, нет ли здесь коррупционной составляющей, когда из области будут просто выкачаны все средства - возможные и невозможные - в том числе, за счет заимствований в федеральном бюджете. И с чем столкнется следующий губернатор? С чем Светлана Юрьевна передаст следующему губернатору регион? Сейчас, конечно, много делается в области — где-то обновляются дороги и новые строятся, где-то в порядок приводятся учреждения здравоохранения и спортивные учреждения. Все это прекрасно и правильно. Но по долгам придется платить. Все эти заимствования придется отдавать. А откуда деньги брать? Если вдруг нам государство откажет и скажет: Нет, Светлана Юрьевна, извините, возвращайте те два миллиарда рублей, которые вы там привлекли. Все - привет! Коммерческий банк, кредит, двадцать процентов годовых. 20% от двух миллиардов - вы можете, посчитать сколько это. И в итоге расплачиваться придется за эти улучшения все равно жителям области в виде дорогой медицины, в виде высоких цен за проезд. И однажды придет время возвращать все эти кредиты. А Владимирской области придется опять же брать коммерческие кредиты. То есть, это такая кабала, которая может просто привести к банкротству Владимирской области. Это очень важная ситуация. Именно поэтому я сейчас и вношу поправки в проект федерального бюджета, который откладывает тот платеж, который мы должны сделать в следующем году».
Позиция депутатов Законодательного Собрания, которые, по мнению Золочевского, молча соглашаются со всеми предложениями исполнительной власти, недопустима.
«Понимаете, депутаты ЗакСобрания - все эти оголтелые сторонники Орловой - постоянно заявляют одного и то же, что «вот, у нас не самый закредитованный регион». Но это не значит, что нам надо его закредитовывать, не значит, что его нужно вгонять в долги. Надо остановиться. Если бы у нас была нефть или золото. Ну, торф хотя бы начните разрабатывать. У нас же этого ничего не происходит. Откуда нам привлекать средства, чтобы платить по долгам?», - осуждает депутат Госдумы региональных коллег.
Золочевский подчеркивает, что в региональной политике его интересует далеко не только бюджетный вопрос. Например, депутат Государственной Думы считает ошибочным принятие решения о запрете во Владимирской области ранних браков. А еще хочет поучаствовать в написании областного закона об общественном контроле:
«Я об этом узнал из сообщения в Твиттере председателя комитета (по вопросам государственного устройства, правопорядка и местного самоуправления) Романа Кавинова. И я как член такого же комитета в Государственной Думе хотел бы внести свои предложения и предложить ЗакСобранию их рассмотреть. Но такой возможности у меня официально нет».
Депутаты Госдумы от партии ЛДПР (поправку «жириновцев» поддержали и депутаты-эсеры) напомнили коллегам-единороссам, что необходимость подобных законодательных изменений была оговорена еще в послании президента Путина Федеральному Собранию в 2013 году. По мнению Золочевского, «послание президента всегда определяет общие реалии происходящего».
Несмотря на жаркие споры, разгоревшиеся в зале заседаний Госдумы, и ссылки на позицию президента Путина, поправка Виталия Золочевского не собрала необходимого количества голосов.
Отвечая на претензии «единороссов», высказывавшихся против предложенной поправки, Золочевский в зале Госдумы заявил следующее:
«Если серьезно говорить, то надо понимать, что настолько губернатор тяжелый, настолько давит и душит, в том числе уголовными делами, пользуясь админресурсом, что этому невозможно противостоять. Только с федерального уровня».
Поясняя смысл своего высказывания в стенах Государственной Думы в адрес губернатора Владимирской области, Золочевский в телефонном разговоре с Зебра ТВ сказал следующее:
«Например, Олег Жуков. У него в Суздале проходило большое количество мероприятий — в его ресторанах, гостиницах, которыми он владел. В их числе и те мероприятия, которые проводила администрация Владимирской области. Где-то полгода они проходили. А потом его арестовали — надели наручники прямо в приемной губернатора. По имеющейся у меня информации, он шел как раз со счетами на оплату за полгода бесплатной эксплуатации его учреждений на большую сумму денег. Но на него надевают наручники и арестовывают за налоговые преступления. Я не хочу сказать, что я кого-то выгораживаю - в нашей стране у всех бизнесменов есть двойное дно, потому что по-другому у нас люди, к сожалению, не могут заниматься бизнесом. Это законы ставят их в такие условия. И докопаться и найти косяки можно у любого бизнесмена, начиная от ларечника-лавочника в том же Суздале и заканчивая самыми крупными предпринимателями. И все похоже на то, что, чтобы просто не платить по долгам, против Олега Жукова были начаты репрессии. И он по другим - конечно же, не связанным с этой ситуацией делам - был заключен под стражу. Я просто сопоставляю две ситуации: в ГТК «Суздаль» проводились все мероприятия, все там потчевались. А когда встала необходимость это оплачивать, вдруг появляются уголовные дела по другой теме. И в приемной губернатора его арестовывают. Можно сделать нехитрые выводы».
По словам Виталия Золочевского, «таких дел - не одно». В частности, он сообщает, что «слышал про прокурорские проверки в тех организациях, которые делали ремонт в доме губернатора - в особняке №1». Правда, ручаться за верность этих сведений депутат Госдумы в настоящее время не может.