Что посеяли…

Анастасия Кисловская:
kislovskaya
Инертность педагогического сообщества оборачивается унизительно низкими зарплатами. И учителя, увы, не могут рассчитывать на помощь общества, потому что в свое время не смогли научить гражданской активности своих учеников
ИСТОРИИ 16 октября 2014, 13:02 31 5523

Давно уже молчать не могу. Но молчала. А тут, наверное, прорвало. После прочтения «Крика учительской души». Я тоже учитель. И мне есть не только с чем согласиться, но и что добавить.

Это было в 2002 или 2003 году. В газете "Первое сентября", в приложении "Управление школой", опубликовали статью. Она запомнилась мне на долгие годы. Потому что показалась страшной. Речь шла о «звере», который родился тогда в недрах Госдумы, - нормативном, или подушевом, финансировании школ.

Перспективы, которые подробно и с фактами-цифрами обрисовали авторы того материала, были невеселыми: сельским школам прогнозировали смерть. И обращались к учителям, к родителям, с которыми могли бы поговорить педагоги, не допустить разрушения, высказать свое мнение.

Тогда это можно было сделать свободно. Еще шло обсуждение. Еще не набрала обороты "Единая Россия" (а именно эта партия упоминалась в связи с нормативным финансированием), еще не запрещены были протесты, еще оставались свободными СМИ... Но тишина закладывала уши. Педагоги не откликнулись.

А теперь имеем то, что имеем. Каждый раз, когда я слышу, что где-то закрывают школу или срезают финансирование, что где-то локально возмущаются учителя и родители, тот материал из газеты для педагогов встает перед глазами. Мы оказались инертными. Не отстояли. Нет, не так. Мы и не пытались отстоять. Мы просто не обратили на это внимания. А теперь...

Наша школа побогаче на учеников по сравнению с Толпуховской из Собинского района. Две с лишним сотни детей. Долгое время думали (и сейчас подозреваем), что по количеству «душ учеников» укладываемся и в зарплату, и в содержание. И недоумевали: где оно, содержание?

Коллектив школы давно ждет хоть кого-то из управления образования, кто объяснил бы, по какому принципу финансируется школа. Может, подобное испытывают и другие, но у наших уже давно возник комплекс падчерицы, в каморку которой мачеха брезгливо не заходит. (Сразу оговорюсь, что на самом деле школа у нас красивая и, насколько у нас денег и энтузиазма хватает, ухоженная).

А денег нет почти ни на что. Мел? На свои деньги. Наглядные пособия? На свои деньги. Ремонт кабинета? На свои деньги. Ремонт канализации и установка новой сантехники вместо полусгнивших труб и худых раковин в лаборантских физики и химии, в других кабинетах? На свои деньги. Установка пластикового окна? На свои деньги. Командировка? На свои деньги.

Орлова приказала привести учебные заведения на селе в порядок, и ей не понравился колер краски в соседней сельской школе? Ок, сложимся из своих отпускных и покрасим полы. А район вроде бы не волнует, каким макаром запуганный директор будет выпрыгивать из штанов, приводя вверенное ей заведение в маломальский порядок.

«В ваши туалеты я даже заходить не хочу», - якобы заявила принимающей стороне примчавшаяся почти сразу же после внезапной проверки губернатора начальник управления образования. Зря обидела. Летом там не воняет. Вот где-нибудь после 3-го урока в сторону туалета, действительно, лучше не ходить – дабы амбре с ног не сбило. А так, ничего. Извините только нижайше, что за свой счет забор вокруг школы не поставили, ремонт туалетов во втором крыле не провели, окна со сгнившими рамами не заменили… Пока.

Можно привести еще множество примеров, но думаю, и так уже ясно. Видимо, на нас тоже нормативов не хватает? По крайней мере, нам, в Судогодском районе, по весне зарплату, как и коллегам из Собинского района, пересчитали. Вы уже догадались, что не в сторону увеличения? Но слава небесам, стимулирующая премия есть. Правда, так и не знаем, сколько вообще должна быть причитающаяся нашей школе общая сумма. Просто верим тому, что выделяют.

Коллеги из Толпуховской школы всё отлично обрисовали. Не буду повторяться. Правда, есть один вопрос. Скажите, у вас не ввели должность зама по безопасности? У нас да. Вся школа гадала, зачем эта единица стоимостью почти 30 тысяч вместе с налогами. И первые месяц-два дружно расписывалась в куче инструкций по поведению там-то, там-то и там-то. Кто-то, наверное, даже прочитал.

К чему я про нового зама-то? А к вопросу о дефицитном бюджете, если всё дело в нём.

На одной из пресс-конференций губернатор Светлана Орлова сказала очень хорошую фразу. О том, что главы всё сбросили на директоров школ. Жаль, не продолжила, что и на учителей тоже. Потому что не можем мы в близких к антисанитарным условиях сеять разумное, доброе, вечное. Да и бросили нас, по-моему, далеко не только главы. Нет, я не о министрах, депутатах и прочих. Здесь, как говорится, без комментариев. Я о нас самих. Мы не умеем защищать себя и дело, которому многие искренне служат. И кажется, не хотим учиться.

И чего в таком случае мы ждем от своих выпускников? Ведь по сути каждый человек в стране – наш ученик. Чему мы научили? Или это они нам так мстят? Можем ли мы научить гражданской активности, если сами инертны или боимся спросить с ближайшего чиновника? Как можно воспитать то, чего сам не можешь или не хочешь, или боишься?

P.S. Школу свою не называю. Коллеги просили, узнав, что я решила заговорить. И это тоже к вопросу о птичках, то бишь об умении защищаться. Однако фактура весьма говорящая и узнаваемая для тех, кто в теме. Если чиновники от образования в теме, конечно.

P.P.S. Да, из последних новостей. По школам прошел слух, что Орлова лично посетит школьные столовые. Если это так, приезжайте, Светлана Юрьевна. Думаю, можно в любую. Вас ждут.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции