Вылечить медицину

Вадим Соловьёв:
vadim1513.v
Почему с ростом инфляции и обесцениванием рубля в стране снижается зарплата медицинских работников
ИСТОРИИ 11 ноября 2014, 15:21 3 5158

О снижении своих доходов по сравнению с прошлым годом заявляют многие медицинские работники по всей России. Эти падения зарплат по отрасли порой доходят до 2-х и 3-х кратных, а у некоторых категорий, например, у участковых врачей поликлиник снизились почти до минимального размера оплаты труда (МРОТ), который по Владимирской области для работающего населения составляет около 7,5 тысяч рублей в месяц.

Волна акций протеста и обращений в прокуратуру по этому поводу прокатилась по нескольким городам и населённым пунктам России. Только в ноябре 2013 года митинги и пикеты состоялись в 25 городах под лозунгом «За достойную медицину». В этом году из-за нарушений в начислении зарплат медиками проведены две акции голодовки в городах Североморск и Уфа, а прокуратурой возбуждено 9 административных и уголовных дел /По материалам ГАС «Правосудие», официальных сайтов Прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации/.

Почему же на медицину не хватает бюджетных денег, и чиновники стараются сэкономить на зарплатах медиков?

Ответ весьма прост, потребность в финансировании ежегодно увеличивается, а уровень отчислений из госбюджета остаётся прежним – 3,6 % от внутреннего валового продукта (ВВП) страны. И это несмотря на то, что в развитых странах, например, в США – 10%, а в денежном отношении это в десятки, если не в сотни раз больше, чем в России. Это нарушение Федерального Закона №323, который гласит, что ВВП для здравоохранения в России не должен быть меньше 6%, иначе наступает крах.

А раз денег на зарплату медикам согласно «дорожным картам» не хватает, придумана система экономии, так называемая оптимизация и эффективные контракты. Только почему-то, вместо сокращения вспомогательных штатных единиц, в поликлиниках раздуваются высокооплачиваемые должности заместителей главных врачей, вводятся новые должности замов по качеству, завхозов, растет армия бухгалтеров и расчётчиков и других «дармоедов», сидящих на шее у зарабатывающих для поликлиник денег работников первичного звена.

Причём посредником в этом одноканальном финансировании между налогоплательщиком, то есть бюджетом, и поликлиниками стоит промежуточная финансовая пирамида ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования), со своим штатом по всем территориальным образованиям России, который и диктует тарифы услуг и планы, за которые и расплачивается с ЛПУ. То есть поликлиники поставлены в жёсткие условия недофинансирования. И выхода из этой абсурдной ситуации нет.

Пока нет. Пока существует порочная система финансирования от плановых нагрузок, придуманных неизвестно кем и когда. Невыполнение же этого пресловутого плана грозит недополучением денег ЛПУ, соответственно работники лишаются премий и других стимулирующих выплат. Поэтому вся административная машина ЛПУ настроена для выполнения спущенных с «потолка» планов и развращает медиков, толкая их на нарушения закона: приписки, подтасовки, а порой и служебный подлог и откровенное враньё.

И этому потворствует система во главе с президентом и министром здравоохранения. Неспроста первым указом самопровозглашённой Луганской Народной Республики было образование местной полиции, для которой отменён план по раскрытию преступлений. Может, и нашему президенту прислушаться к здравому смыслу и навсегда отменить план по приёму пациентов в поликлиниках? Может, тогда медики смогут честно смотреть в глаза друг другу и наконец будут достойно, как и подобает, выполнять свои медицинские обязанности?

В июле прошлого года Владимир Путин провёл заседание президиума Государственного совета «О задачах субъектов Российской Федерации по повышению доступности и качества медицинской помощи», на которой сказал, что у каждой территории имеется своя программа госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи, однако финансируются все эти программы с большим дефицитом: в 2012 году в 66 регионах дефицит составлял 164 миллиарда рублей, в 2013 году в 54 регионах дефицит превысил 120 миллиардов рублей.

Кстати, финансирование бесплатной медицинской помощи должно соответствовать её объёму. Если же в региональных программах гарантируется определённый набор услуг, но средства для этого не выделяются, значит, никаких гарантий нет. Но обывателю знать об этом не нужно. Для обывателя у нас в стране процветает бесплатная, доступная и высококачественная медицина для всех и каждого. И если лично вам этой помощи не досталось - то виноваты в этом, конечно, врачи. Всё это похоже на запланированную программу уничтожения российской медицины.

Как учил товарищ Сталин, «кадры решают всё». Проблемы в том, что доктора и медсестры советской закалки - кадры ещё те. В своей массе в государственных ЛПУ (государственных лечебно-профилактических учреждениях - ФАПах, поликлиниках, больницах, диспансерах и т.п.) работают самомотивированные личности, которые делают своё дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому что им это интересно и потому, что они считают, что это важно и нужно.

Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих людей? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жёсткая обида на систему, которой они служат. Обостренное чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает своё чёрное дело - они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила. При этом очень важно довести ситуацию именно до абсурда - чтобы врачи получали меньше уборщицы. Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в состояние аффекта.

Чиновники убивают сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, пациенты в основной массе будут презрительно относиться к врачам-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком отношении процесс лечения приобретает эффективность близкую к нулевой.

Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мысли, он должен быть постоянно занят; неважно чем, главное - занят. Чтобы в головы медиков не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде докторов как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для медперсонала.

Аналогом «покраски травы» в ЛПУ может быть заполнение бесчисленных и никому ненужных бумаг и отчётов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но доктора (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность, необходимо в документооборот ввести элемент авральности: «срочно провести диспансеризацию», выполнить план по ней и по посещению любой ценой, а также «проделать» все закупленные департаментом здравоохранения вакцины от гриппа, кори, АДС-М, осмотреть всех беженцев и участников ВОВ, написать эпикризы на всех хроников к концу года, догнать и обогнать по показателям другие ЛПУ города, списать оставшиеся на конец квартала или года в льготных аптеках заказанные лекарства, срочно провести перепись населения или умерших по участкам, а также подать отчёты по потребности в медикаментах для региональных и федеральных льготников с подробным обоснованием и стоимостью лекарств, причём, это заставляют делать вручную всех участковых медсестёр, когда все данные по ЛПУ давно занесены в базы данных и достать их не составляет труда одному человеку. И т.д, и т.п. - лишь бы загрузить работой, порой бессмысленной и вредной.

По замыслу чиновников от медицины количество врачей и медсестер, а также самих ЛПУ, не нужно увеличивать, нужно увеличить нагрузку каждому медику. Увеличение количества пациентов, приходящихся на одного врача, выгодно ещё и потому, что обезличивает лечебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.

Неспроста же заместитель мэра города Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников с таким усердием проводит в жизнь директивы высшего руководства по оптимизации – сокращает 28 ЛПУ города Москвы, увольняя при этом 7,5 тысяч врачей и медсестёр. Он считает, что только так можно вернуть в поликлиники и на «скорые» разбежавшийся не от хорошей жизни персонал.

Неслучайно в Москве на прошедшем 2 ноября митинге на Суворовской площади около 6 тысяч медработников (по данным корреспондента ИА REGNUM Аллы Фроловой) приняли резолюцию, одним из пунктов которой, была немедленная отставка Леонида Печатникова и недопущение ликвидации медицинских учреждений с целью дальнейшей продажи их территорий частным инвесторам или организацией на их базе частных медцентров, высвободившийся медперсонал которых можно просто уволить. Кстати, увольнения в московских больницах продолжаются. Чиновники столичного правительства проигнорировали акцию и не идут на контакт с врачами. Пока же специалистам предлагается переучиваться на терапевтов или занимать ставки среднего медперсонала. Заместитель главы комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Козлова (профессор, доктор медицинских наук) назвала такой подход «верхом цинизма».

Кроме этого, по мнению чиновников, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затевать бессмысленные реформы: то лечить по стандартам, которые ещё не все готовы, то отменить стандарты и лечить по протоколам и научным рекомендациям, порой противоречивым, то менять бланки листков нетрудоспособности и рецептов, менять частоту предоставления документов на врачебную комиссию; сначала вводить, а потом отменять бесплатное донорство и некоторые виды медицинской документации, например, выдавать пациентам поликлиник квитанции об оказанных услугах с подробным перечнем и их стоимостью; предлагать сокращать или удлинять дополнительные отпуска за вредные условия труда, вернуть систему распределения студентов после медвузов и училищ и т.п. Пусть в борьбе против этих нововведений активная часть медиков утилизирует и распылит свою протестную энергию.

Видимо, неспроста д.м.н., профессор, заместитель председателя Формулярного комитета РАМН, президент межрегионального Общества фармакоэкономических исследований, П.А. Воробьев, выступая на митинге в Москве, сказал, что чиновники от здравоохранения уже «достали» медиков своими бестолковыми реформами, которые «превращают нас в быдло», и потребовал самого господина Печатникова «подвергнуть остракизму и отправить его в дворники». 

Попытки повысить оклады медикам предпринимались давно, но воз и ныне там. Так, в октябре 2014 года министр Здравоохранения РФ Вероника Скворцова на встрече с президентом Путиным сказала, что в 2014 году для того, чтобы убрать необоснованную дифференциацию зарплат в отрасли, базовый оклад должен быть увеличен с 20-25 до 55-60%. Но до сих пор базовый (должностной) оклад участкового врача в поликлинике составляет от 7 до 9 тысяч рублей в зависимости от стажа и категории. Остальная часть доплат возложена на компенсационные выплаты, которыми «командует» тройка, так называемый совет при главном враче, состоящий из него, главного бухгалтера и начмеда поликлиники. Дамокловым мечом на шее участкового врача сидит допсоглашение, по которому комиссия по качеству (в составе которой ещё и заведующие отделениями поликлиники) определяет, сколько процентов от стимулирущей суммы в 10 тысяч для врача и 5 тысяч для медсестры начислить работнику. Так, если работник не выполнил план по посещениям - минус 15%, по диспансеризации – ещё минус 20%, по прививкам и другому – до 10%. Итого, врач, работающий честно, без приписок, как правило, недополучает 3-4 тысячи рублей, казалось бы неделимой суммы, которую ему гарантировало государство за «участковость». Штрафные деньги, конечно, идут на премии тем же, кто их штрафовал. Этот беспредел со стороны администрации поликлиник должен когда-то закончиться.

Надзорными органами выявлены многочисленные случаи ненадлежащей оплаты труда медицинских работников. Врачи всё чаще вынуждены прибегать к предусмотренной трудовым законодательством самозащите своего права на полную выплату заработной платы, выходить на акции протеста, а в безвыходных ситуациях - обращаться, минуя все прочие инстанции, в прокуратуру и государственную инспекцию труда.

Будет ли остановлен развал в здравоохранении, наверное, зависит не только от активного медицинского противодействия этому, но и понимания проблемы населением.

Хочется верить, что падение жизненного уровня медработников первичного звена прекратится, и народные депутаты наконец поймут, что если срочно законодательно не поднять финансирование до когда-то имевших место в 6% от ВВП, то есть опасность пройти ту самую «точку невозврата», когда бесплатное здравоохранение навсегда будет потеряно.

Конечно, депутатам теперь наплевать на нужды и здоровье пенсионеров и малообеспеченных слоёв населения, ведь они недавно приняли закон об особом статусе медицинского обслуживания для госслужащих. Для этих категорий граждан теперь вопреки Конституци, закреплено законом право лечиться самим и лечить своих родственников в спецбольницах и санаториях для госслужащих за наш с Вами счёт, да ещё и за границей.

Поэтому надежда на лучшее тает с каждым днём, а Россия, - она же большая, и деньги важнее отдать на что-нибудь более полезное, чем чаяния медиков и здоровье населения. Впереди гигантские стройки, чемпионаты мира и Европы, расширение границ столицы и перенос офисов в элитный район Москвы, и принятие закона, который народ прозвал «законом Ротенберга» (по нему будут выплачиваться компенсации олигархам из-за потерь от санкций из бюджета страны, ведь нет более важных забот у государства, как заботы о сохранении счетов в иностранных банках и страхование потерянного имущества «бедных» соплеменников).

Тех же, кто неравнодушен к проблеме развала отечественного здравоохранения, координационный совет независимого профсоюза медработников «ДЕЙСТВИЕ», имеющего своих региональных координаторов в 30 городах России, призывает откликнуться на всероссийскую акцию «За доступную медицину», которая пройдет в Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Казани, Уфе и других населенных пунктах 29-30 ноября. Подробнее - здесь

Из свежих новостей - 2 ноября 2014 года в Москве исполнительным комитетом Пироговского движения врачей принято решение о проведении Чрезвычайного Пироговского съезда. До проведения Съезда решено создать Чрезвычайный антикризистный общественный комитет. Предложить создание аналогичных комитетов во всех регионах страны и в медицинских организациях. Комитетам незамедлительно приступить к разработке антикризисных программ для исполнительной власти всех уровней: федеральной, территориальной и муниципальной.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции