Регистрация / Вход Сб, 10 декабря 2016, 13:50

Замещение в головах

livshitc
Николай Лившиц
20 Ноября 2014, 16:29 13 3420

А в культуре сегодня чего-то не так. В то время, как космические корабли бороздят, понимаешь, и проблема импортозамещения достигла внеземных сфер (намедни прошел слух о возможном создании российской орбитальной станции в качестве альтернативы МКС), в культуре - тишь да гладь и ноль попыток установить родную доминанту взамен привнесенной из-за океана. Это, надо думать, полное безобразие, и в иные времена нашей культурной «прослойке» указали бы на данный факт в главном печатном органе страны примерно такими словами:

«Почему об импортозамещении говорят только в плане экономики? Не хлебом единым! Сегодня линия народного фронта должна пройти не только через яблоневые кущи Польши и бахчи Италии, но и через концертные залы, эстрадные подмостки, оперные сцены. Прежде всего - через эстрадные подмостки, поскольку именно оттуда мутной и обильной рекой льются чуждые нам песни и инструментальные произведения. Пора вытеснить западный набор идеологического ширпотреба недорогой, но качественной отечественной музыкой!

Мы имеем опыт эффективной работы в этом направлении. Не будем далеко углубляться в историю. В 70-х годах прошлого века деятели нашего вокального искусства успешно удовлетворяли потребности родной аудитории в хорошей музыке. Вместо нарочито нестройного, сумбурного потока звуков, обрывков мелодии, зачатков музыкальной фразы, тонущих в грохоте, скрежете и визге западной эстрады, отечественные композиторы предоставляли на суд публики стройные, выдержанные, понятные широким массам произведения, рассчитанные на самые разные возраста.

Старшее поколение, решительно осудившее формализм в искусстве, слушало русские народные песни и романсы в исполнении Лидии Руслановой, Вадима Козина, Петра Лещенко (тоже осужденных, но как бы реабилитированных). Простота, реализм, понятность образа в творчестве Иосифа Кобзона, Эдуарда Хиля, Валентины Толкуновой, Эдиты Пьехи, Юрия Богатикова и многих других замечательных певцов отвечали высоким запросам людей среднего возраста. Наконец, молодая аудитория с интересом внимала вокально-инструментальным группам «Веселые ребята», «Ариэль», «Цветы», «Голубые гитары», «Автограф», «Воскресение» и начинающим деятелям русского рока - Александру Градскому, Андрею Макаревичу, Майку Науменко, Борису Гребенщикову и др.

На тот период времени Андрей Макаревич, ныне занявший уклончивую, а то и вовсе вредную позицию в искусстве, с пониманием и воодушевлением относился к требованиям нашей культуры изгнать грубость и дикость из всех углов советского быта. Именно его музыка и музыка схожих по духу авторов с успехом заменила для миллионов наших людей чуждый им суррогат иностранных буржуазных групп с характерными названиями «Жуки», «Темно-пурпуровые», «Свинцовый дирижабль», «Звери», «Двери» и др.

И сегодня, в наше трудное время, бросающее вызовы, деятели российской культуры должны сказать свое веское слово в деле импортозамещения. Они должны противопоставить свою качественную продукцию продукции новых, еще более окрепших, еще более изощренных в идеологически-подрывной деятельности западных групп, пришедших на смену былым «зверям-дверям».

Сегодня всем деятелям музыкального искусства - композиторам, авторам-песенникам, исполнителям - нужно прислушаться к тому, чего ждет, чего ищет в музыке молодая аудитория. Почему во время важнейшего периода формирования своей личности юноши и девушки Владимира, Иваново, Ярославля и других исконно российских городов тянутся к творчеству сомнительных иностранцев Джастина Тимберлэйка, Кэти Перри, Рианна? Почему с энтузиазмом воспринимают рэп и Rn с их адептами 50 Cent, The Black Eyed Peas, Beyonce, Ne-Yo и Big Time Rush, щекочущими извращенные вкусы аудитории своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой? Не пора ли положить этому конец?

Вместо того чтобы затевать тяжбы с патриотично настроенным писателем Прохановым, Андрею Макаревичу и прочим юрам-музыкантам следовало бы понять: их верность народу, в полной мере наделившему их возможностью раскрыть свое мастерство, выступать на широкой аудитории, пользоваться громкой славой, должна проявиться в конкретных шагах - в создании хорошей музыки, отвечающей самым притязательным вкусам отечественной публики. Нужно помнить: народные композиторы сочиняют народную музыку, а антинародные композиторы сочиняют антинародную музыку, и здесь не может быть полутонов и микширования. Если ты с нами – вот тебе наша рука. Если враг не сдается - его уничтожают.

Думаю, такие же требования нужно предъявить ко всем работникам культуры - писателям, художникам, скульпторам, театральным деятелям и мастерам кино. Работа над сознанием масс, над вытеснением буржуазного искусства из потребления – вот важнейшая задача современной российской творческой интеллигенции! Перефразируя гениального писателя Михаила Булгакова, мы можем твердо сказать: «Импортозамещение - не в клозетах, импортозамещение - в головах».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции