Инвалидность общественного сознания

Михаил Осокин:
Председатель областного общества инвалидов, член Общественной Палаты Владимирской области
osokin
Почему желание женщины с инвалидностью стать мамой воспринимается окружающими так болезненно? Почему люди всерьез рассуждают о том, что это обуза для общества и продолжение "дурной генетики"?
ИСТОРИИ 5 декабря 2012, 12:50 1 7630
Жила-была девушка-студентка, и был у этой девушки муж - хороший парень, и вся жизнь впереди. Но у барышни тяжелая форма диабета, и все врачи ей говорят, что беременность в её состоянии смертельно опасна и для нее, и для ребенка. Что тут поделать? Судьба. Барышня решается на операцию по медицинской стерилизации. Её делают. А по прошествии очень недолгого времени она узнает, что беременна. Судьба - решает девушка. Судьба - решает хороший парень. Нужно рожать. Невозможно - говорят врачи и настойчиво предлагают аборт. Невозможно - говорят окружающие и тоже настаивают на аборте. В стране только одно медицинское учреждение, которое имеет удачный опыт подобных родов, и оно в другом городе. Эта маленькая семья бросается туда. Конечно, там очередь и куча других объективных обстоятельств, по которым попасть в больницу невозможно. Но главный врач, выслушав историю, тоже понимает - Судьба и берет её в свою клинику. Через некоторое время она выходит из клиники с замечательным здоровым малышом и написанной дипломной работой по клинической психологии о женщинах с проблемной беременностью – Судьба.

Это не концепция нового сериала, это одна из реальных историй участниц межрегионального форума «Право женщин-инвалидов на материнство», который прошел во Владимире в конце ноября. Почему нормальное желание женщины с инвалидностью стать мамой воспринимается окружающими так болезненно? Почему люди всерьез рассуждают о том, что это обуза для общества, что это продолжение "дурной генетики"? Прочему все эти мерзкие мысли легко поселяются в общественном сознании? Что-то не так с нашими головами? Об этом и многом другом говорили на этом форуме женщины, которые сами через все это прошли.

Российское общество уже готово смириться с существованием инвалидов и постепенно привыкает видеть их на улицах. Но дети?! Инвалиды и так неудобные существа, а тут еще их потомство?! Может, как-нибудь сделать их поудобнее?!

Приведу еще одну историю, найденную мной на просторах интернета. Живет одна американская девочка. Диагноз девочки достаточно обтекаемый - «статическая энцефалопатия неизвестной этиологии». Слово «статическая» означает, что бедняжка никогда не поправится. Весной 2004 года у нее появились первые признаки полового созревания. После долгих консультаций с докторами родители Эшли пришли к выводу, что для блага дочери необходимо… остановить ее физическое развитие. Родители просили её стерилизовать и удалить ей грудь. Аргументы таковы. Раз дочке рожать не придется, то половые органы и молочные железы ей не нужны. Гистерэктомия, мол, не только избавит Эшли от менструального цикла, но и поможет избежать сексуального насилия, которому дети-инвалиды подвергаются чаще здоровых сверстников. К тому же удаление матки и грудок избавит Эшли от риска возникновения рака этих органов и нежелательного внимания окружающих. К шести годам вес Эшли перевалил за 20 килограммов, ее стало трудно брать на руки. К тому же все переносные бытовые предметы (коляска, ванна и т.д.) ей скоро опять станут малы. Комитет по этике детской больницы Сиэтла, состоящий из 40 человек, разрешил начать «лечение» Эшли. Оставив для красоты соски, девочке удалили молочные железы, матку, придатки и на всякий случай аппендицит. Через месяц после выписки из больницы началось лечение эстрогеном - в больших дозах он останавливает рост костей. Лекарство наносили при помощи повязок, которые меняли каждые три дня. Родителям объяснили, что такой способ остановки роста применялся в Америке в 50-60-е годы, когда считалось, что девушки не должны быть слишком высокими. Осенью прошлого года Эшли перестала расти. Сейчас ее рост 132 см, а весит она 31 килограмм. Она стала намного удобнее…

Правда непростая история? Человечество всегда живет в состоянии тяжелого нравственного выбора. Каждый день и мы совершаем свой выбор. Вам легко выбирать? Лично мне нет.

Сейчас в России сложилась странная ситуация с точки зрения отношения к инвалидам - государство, ратифицировав Конвенцию ООН о правах инвалидов, оказалось гуманнее общества. Многое, что там написано, звучит для общественного сознания как минимум странно, а частенько почти неприемлемо.

В Конвенции, например, сказано: «Государства-участники принимают эффективные и надлежащие меры для устранения дискриминации в отношении инвалидов во всех вопросах, касающихся брака, семьи, отцовства, материнства и личных отношений, наравне с другими, стремясь при этом обеспечить, чтобы признавались права инвалидов на свободное и ответственное принятие решений о числе детей и интервалах между их рождением и на доступ к соответствующей возрасту информации и к просвещению в вопросах репродуктивного поведения и планирования семьи, а также предоставлялись средства, позволяющие им осуществлять эти права». Это простой и честный закон. Общество должно к нему сначала привыкнуть, а потом выработать для себя новые социальные привычки и стать еще чуть-чуть человечнее. Судьба!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции