Сын Большой Медведицы

Николай Лившиц:
начальник отдела ВСМЗ по связям со СМИ
livshitc
Телевизора у него нет. Компьютера тоже. Есть дом, печка, собака. Он ничего не знает о курсах валют. О том, кто правит в области. И вряд ли слышал про Твиттер...
ИСТОРИИ 6 декабря 2012, 15:48 2 4194
Як-40 – это автобус с крыльями. Там сорок посадочных мест. Летели в Калмыкию. Я в самолете впервые. Поднялись выше облаков. Красотища! Вверху солнце, внизу - ледяная пустыня. Вот, думаю, свобода! Пари куда хочешь. Никаких препятствий. Потом, конечно, очухался. Куда пари, орел степной? До границы разве. А там умник в погонах - слушатель Центральных офицерских курсов - тебя чпок, и нету! Или за кордоном, если дотянешь, другой умник, но тоже выпускник ЦОКа, - чпок. Нет, думаю, свобода без границ - она только в безвоздушном пространстве. В космосе.

«Хотите путешествовать по планетам?», - тихо спросил печальный человек с большими глазами. Стоим на Большой Московской. Конец 90-х. У человека в руках брошюра - «Араньякапарва». Тщусь разобрать заголовок. «Это третья книга «Махабхараты», - уточняет человек. Его глаза становятся еще больше и печальнее. «А, ну да - киваю. - Махаб… махба… хэх, бля» - быстро ухожу. Потом у меня будут эти книжки. Мне подарит их добрый гигант из Воркуты. Лежа на продавленном диване съемной квартиры, попытаюсь совершить путешествие в иные миры. Хоть туда, думаю. Если уж в Америку не судьба... Прочел рассказ Вайшампаяны Джанамеджаю о Пандавах, вместе с Драупади покинувших Город слона. Сложность имен оказалась крепче земных границ. Попытка их выговорить порождала обсценную лексику. А куда на чужие планеты - с русским матом?

«Ерунда! - махнул рукой знакомый. - Свобода - она в голове. Сосредоточься на главном. Отсеки лишнее. Вперед!». Здорово, думаю. Верно. Внутренняя свобода - вот что нужно. Бродский же, как утверждал Довлатов, не боролся с режимом. Он его не замечал. Только вот закавыка… Где Бродский и где я? У меня из наглядных примеров только один перед глазами - рыжий уфолог. Жил в райцентре такой. Режима он точно не замечал. Всё думал о летающих тарелках. Выписывал специальный журнал. И ездил по городу на велосипеде, задрав голову вверх. В августе 1991-го он позвонил в мою дверь. Мы с другом как раз разливали коктейль Молотова в бутыли - смесь керосина с гудроном (амбре на весь подъезд). Хотели рвануть в Москву защищать демократию. Рыжий уфолог интересовался НЛО, летевшим за автобусом, где был мой брат. Не только брат - там ехала целая бригада рабочих. Брат - в их числе. Случай с НЛО, действительно, был, но рассказывать о нём в то время, когда всё прогрессивное человечество защищает «Белый дом»?! «Ты что, рехнулся? - кричали мы уфологу, чихая парами керосина. - Какое НЛО, демократия в опасности!». Он поглядел на нас, как на сумасшедших… В общем, не смог я отсекать лишнее. Какое там! Даже обид не замечать, и то не получается. На днях мэтр журналистики урезонил - ты, мол, человек зависимый. Сам-то мэтр вольный. Но «шишек» не критикует. Наоборот, хвалит. Это такая форма объективности. Надо бы забыть слова мэтра, да как забудешь - мэтр!

И всё же я узнал, как выглядит свобода. Она есть - тут, недалеко. В деревне Демухино. Там живет Андрей Лапшин. Парень лет тридцати. Он, можно сказать, неграмотный. В начале 90-х пошел, было, в школу. Но то ли с автобусом дело не клеилось (а ездить надо было в Мошок, за 11 километров), то ли еще что - словом, завязал с учебой. И в армию потому не попал. И с профессией как-то не вышло. Есть у него, наверное, социальное пособие - малая деньга, а больше не надо. Летом он грибы собирает-сдает. Рыбу удит. Подрабатывает. Зимой… Бог его знает, что он делает зимой. Но слышал, что вечером, когда на небо восходит месяц и высыпают звезды, он курит на крыльце и смотрит ввысь, а над ним висит ковш Большой Медведицы. Газет он не читает. Телевизора у него нет. Компьютера тоже. Есть дом, печка, собака. Он ничего не знает о курсах валют. О том, кто правит в области. И вряд ли слышал про Твиттер. Последние его новости - о свадьбе в Гонобилове, о рождении ребенка на Красном Кусте, о смерти знакомого в Мошке. Расскажите ему о том, что в области откроют 18 новых производств. Что надо чаще бегать трусцой. Что будут выборы губернатора. Не думаю, что это его сильно обрадует или огорчит. А вот что сильно огорчит, так это густая облачность, закрывающая вечером небо. Потому что без губернатора и без трусцы он проживёт. А без Большой Медведицы ему скучно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции