Загадки бюрократического языка

Светлана Соколова:
кандидат философских наук
sokolova
О том, как запутанные бюрократические формулировки помогают чиновникам жонглировать деньгами при распределении финансов на школьное образование
ИСТОРИИ 3 февраля 2015, 14:08 75 7995

Бюрократические обороты речи живучи неимоверно: высмеивают их, высмеивают, ругают за засорение речи, но нет, по-прежнему официальные документы изобилуют канцеляризмами. Может быть, потому что эти штампы вызывают у людей неприятие и мешают вникать в суть документов?

Например, нормативно-подушевое финансирование в образовании. Зубодробительно, не правда ли? И ассоциации неуютные вызывает: души заблудшие, души крепостные.

В законе «Об образовании в РФ (№ 273-ФЗ) термин «нормативно-подушевое финансирование» не расшифровывается. Но в методических указаниях «Модельная методика введения нормативного-подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования», подготовленных в Министерстве образования и науки РФ, это понятие есть в следующей трактовке:

«Региональный расчетный подушевой норматив (N) - это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося в год, определяемый раздельно для образовательных учреждений, расположенных в городской и сельской местности».

Логично предположить, что учебное заведение должно финансироваться в зависимости от количества обучающихся: сколько учеников, столько и денег. А что на деле?

В публичном докладе «Итоги деятельности системы образования Владимирской области в 2013-2014 учебном году и задачи на 2014-2015 учебный год по совершенствованию системы образования», размещенном на сайте областного департамента образования, о нормативе подушевого финансирования образования ничего не говорится, хотя именно субъекты РФ определяют его размер. Но в докладе о результатах и основных направлениях деятельности департамента образования администрации Владимирской области за 1 полугодие 2014 года говорится: «В связи с завершением финансирования проекта по модернизации системы общего образования и необходимостью последовательных изменений общего образования на всей территории Владимирской области и внедрения федеральных образовательных стандартов, увеличен норматив расходов на обеспечение учебного процесса в расчёте на учащегося в год до 2,2 тыс.рублей или в 3,7 раза выше уровня 2013 года». В постановлении губернатора №1037 от 17.10.2014 г. «норматив расходов на обеспечение учебного процесса устанавливается на каждого обучающегося в сумме 1100 рублей в год, обучающегося, являющегося ребенком-инвалидом, получающим образование с применением дистанционных образовательных технологий, - 48000 рублей в год».

Как говорила Алиса из страны Чудес: «Все страньше и страньше», раньше только дела со словами расходились, а теперь слова со словами расходиться начали.

На сайте управления образования города Владимир удалось найти в качестве самых свежих данные мониторинга стоимости единицы муниципальной (государственной) услуги (работы) по учреждениям образования за 1 полугодие 2013 г. Результат мониторинга показывает, что затраты на одного обучающегося варьируют от 27,3 тыс. рублей (МОУ СОШ № 8) до 62,7 тыс. рублей (МОУ СОШ №48). И как это может быть, если ФЗ об образовании требует обеспечения равных возможностей в получении среднего образования?

Специалисты говорят, что норматив отражает «фактические расходы бюджета на финансирование общеобразовательных учреждений региона в расчёте на одного учащегося».

Но норматив не объясняет, почему разница в денежном обеспечении государственных гарантий на образование в разных школах одного и того же города столь велика (более чем в 2 раза).

А бюрократическая практика «умелых ручек» показывает, что всегда можно снять деньги с больших школ и передать их маленьким. Но делается это за пределами основных нормативных документов: в приложениях, инструктивных письмах. Их на сайтах нет, можно только «подсмотреть», если удастся.

При этом можно во всеуслышание заявлять о том, что с 2014 года перераспределять нормативные средства нельзя (Т.Ю.Ковалькова весной 2014 года на городском собрании председателей родительских комитетов школ города) и потихоньку планировать перераспределение средств на 2015 год.

Во Владимире пять школ, количество учеников в которых превышает 1000 человек: № 23, № 25, № 36, № 39, № 40. С каждой из этих школ «сняли» от 4 до 7% объема субвенций. Также поступили с еще некоторыми другими школами. Зачем сокращать и без того скудный бюджет школ города, тем более что есть информация об увеличении бюджета городского управления образования аж на 90 миллионов рублей? И почему при этом некоторым учебным заведениям города объемы субвенций увеличили на 10%?

Областной департамент образования, по-видимому, тоже не стесняется в части «разруливания» финансовых вопросов. Говорят, процентов по 5 «снимает» в какой-то резервный фонд.

Таким образом, от МИНИМАЛЬНОГО нормативно-подушевого финансирования большим и престижным школам достаются только «лохмотья». Зачем тогда ведущие школы города выводили на автономию? И как же тогда равные государственные гарантии при получении среднего образования? Почему дети, которые учатся в больших школах, получают меньше от государства, чем их собратья по маленьким школам? Может ли маленькая школа обеспечить реализацию федерального образовательного стандарта среднего общего образования, если там даже не все учителя-предметники есть? Я не говорю о малокомплектных сельских школах, там другая ситуация и, соответственно, другая бухгалтерия.

И в чем смысл деятельности структуры, непосредственно отвечающей за будущее страны, при этом неважно, как она называется: управление или департамент образования? Только лишь в распределении финансовых потоков и бумаготворчестве? И тогда чем они отличаются от посредников в бизнесе, которых губернатор Орлова как-то назвала «прокладками»?

Когда-то Татьяна и Сергей Никитины написали песенку бюрократа, в которой есть такие строки:

Мы не пашем, не сеем, не строим,-
мы гордимся общественным строем.

Пока эти «бумажные, важные люди» гордятся общественным строем, для многих людей вопрос о том, в какую школу отдать ребенка, по-прежнему остается сродни катастрофе на уровне ремонта или переезда.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции