Исповедь председателя родительского комитета

Светлана Соколова:
кандидат философских наук
sokolova
Мне надоело объяснять ситуацию в комментариях к разным сюжетам, поэтому решила рассказать, как на самом деле обстоит дело с так называемыми «поборами» в школе
ИСТОРИИ 11 июня 2015, 10:42 85 11685

Любят у нас поговорить о школьном образовании. Собственно, а почему бы нет? Во-первых, все поголовно в свое время окончили среднюю школу или другое среднее специальное учебное заведение. Во-вторых, тема выигрышная, особенно в высокий политический сезон. Правда, обсуждать собственно учебный процесс не стремятся, «засыпаться» на деталях легко, а вот поговорить о поборах в школе – милое дело. Честно говоря, мне надоело объяснять ситуацию в комментариях к разным сюжетам, поэтому решила рассказать, как на самом деле обстоит дело с так называемыми «поборами», хотя бы в отдельно взятой школе. Может быть, мой рассказ охладит некоторые излишне горячие головы.

Так вот, с сентября 2005 года я являюсь председателем совета (родительского комитета) известной во Владимире школы № 25.

За десять лет на так называемые «нужды школы» мы собирали деньги два раза: осенью 2005 года (через год после Беслана) на установку тревожной кнопки, тогда в городских школах их еще не было. И в прошлом году финансово поддержали ремонт спортивного зала (родительское участие составило 12% сметной стоимости, деньги перечислялись на счет с особой пометкой). Ни в первом, ни во втором случае из городского бюджета не выделили ни копейки. И в первом, и во втором случае решение принималось на заседании общешкольного родительского комитета. Обсуждение было достаточно бурным, решение было компромиссным.

Наиболее популистски-«популярный» вопрос – охрана школы. Столько копий сломано вокруг этого вопроса, но все впустую. Власти стыдливо говорят, что школа не имеет права собирать с родителей деньги на охрану, при этом сами средства на охрану не выделяют и не собираются выделять. Поэтому охраной занимаются родители, это родительские деньги, отчет об их расходовании каждый год заслушивается на заседании общешкольного родительского комитета. Учителя и школа к этим деньгам отношения никакого не имеют. Десять лет назад на охрану собирали по 200 рублей в год, потом несколько лет по 250 рублей, в прошлом учебном году собирали по 300 рублей в год с ученика (за каждого последующего ребенка 50% стоимости). Можно, конечно, изображать принципиальность и ждать, когда государство сподобится позаботиться о безопасности наших детей на деле, но что-то экспериментировать в этом вопросе не хочется. Как говорится, береженого бог бережет.

Другая ситуация в классах. Здесь свобода полная, деньги, которые родители собирают в классе, это их родительские деньги и к ним не имеют отношение ни учителя, ни общешкольный родительский комитет.

Рассказываю, как это было в нашем классе. Самой «дорогой» для нас оказалась начальная школа. Почему так получилось?

Во-первых, деньги на учебники из бюджета тогда не выделялись, мы покупали их сами, в соответствии с избранной программой.

Во-вторых, наши дети много ездили. За это время мы побывали практически во всех интересных местах нашей области (Муроме и Александрове, Вязниках и Гусь-Хрустальном, Мстёре и Юрьеве-Прольском) и соседних: Переславе-Залесском, Костроме. Московские театры тоже не остались без внимания. Суздаль и Москва – можно сказать, дежурные города.

В-третьих, интересно отмечали дни рождения и праздники, как в классе, так и по особой программе. Музей Жуковского в Орехове на некоторое время стал постоянным местом для проведения новогодних праздников.

В-четвертых, когда увидели мы наших «первоклашек», таких еще маленьких, решили заказать для них шкафчики для одежды (как в садике), поставили в классе. Кстати, этими шкафчиками до сих пор пользуются «малыши» и никто не жаловался на неудобства. Точно также наши дети пришли в чистый отремонтированный класс. Родители действительно много делают для того, чтобы пребывание детей в школе было комфортным.

В среднем звене и старших классах загруженность у детей увеличилась, но все равно и в театры ездили, и на экскурсии всякие ездили, и учебники сверх программы покупали, и в ремонтах класса участвовали, потому что это нужно нашим детям.

Но никогда никого не заставляли принимать участие в мероприятиях, никогда не собирали деньги насильно. Хотят родители, чтобы жизнь их детей в школе была насыщенной, - значит жизнь будет насыщенной, не хотят - значит насыщенной не будет.

Беспокоит другое: городские власти как-то легко относятся к вопросу родительского участия в финансировании образования. В частности, на последней сессии городского совета народных депутатов всерьез говорили о повышении стоимости платных услуг, введении новых, и что-то никто не выступил в защиту «бедных родителей, уставших от школьных поборов». Оказывается, без участия родителей не могут наши городские начальники выполнить знаменитые «майские указы» В.В.Путина.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции