Регистрация / Вход Вс, 11 декабря 2016, 09:05

А не спеши ты его хоронить

livshitc
Николай Лившиц
26 Декабря 2012, 16:20 3701

Что может быть лучше, чем успокоить человека? Наверное, что-то может быть лучше, но сегодня хочу именно успокоить. Обнадежить, так сказать, коллегу. Сергея Головинова. Который опасается, что череда мелких и незаслуженных нападок на Николая Виноградова, в конце концов, дискредитирует институт губернаторства. И подгадит жизнь тем, кто будет рулить областью после Николая Владимировича – если это случится скоро.

Думаю - не подгадит. То есть для реноме преемников большую опасность представляют их собственные возможные промахи, чем след разногласий ныне действующего губернатора с бабушкой из Лакинска или что-нибудь в этом роде. Образ Виноградова как человека, сформированный за 16 лет, настолько монолитный, что разрушить его лихим журналистам или острым на язык оппонентам крайне сложно. Это нерукотворный памятник, который, да, иногда пачкают голуби, но чья суть и значение от этого не страдают. Что может уничтожить его? Время, стихия... Оппонентам надо договариваться с ведунами и шаманами, управляющими погодой, а они откармливают птиц. На резвящихся голубей смотреть, конечно, забавно, но ждать, что их атаки нанесут серьезный урон, глупо. Что же касается рисков для всего института губернаторства…

Черт его знает, звучит, безусловно, красиво – институт губернаторства – но что под этим понимать, мне лично невдомек. Если некую совокупность установлений и правовых норм, касающихся должности губернатора, то ее, вроде бы, дискредитировать невозможно – она просто есть, и все. Это же не закон Димы Яковлева. Если же речь идет о системе социальных связей и норм, объединяющих общественные ценности – тогда предмет для разговора есть, но, на мой взгляд, он имеет чисто факультативный характер. Почему? Потому что – приводил уже ранее эту метафору, но повторюсь – если сравнить modus vivendi нынешней власти с агрегатным состоянием вещества, то оно близко к газообразному. Частицы (государственные и муниципальные служащие, депутаты и т.п.) хаотично движутся по всему пространству, сталкиваясь и меняя направления. Каждый занимается всем и ничем одновременно.

Ну, проще говоря. Опускаемся на землю. При Советах власть была жесткой. Частицы свое место туго знали. Руководитель водоканала занимался именно что водным хозяйством и не лез в политику. Председатель горисполкома блюл чистоту улиц, а не бодался с областным руководством за сферы полномочий. Депутаты голосовали. Строители строили. Торговцы торговали. То есть было понятно, кто за что отвечает. И с кого за что спрашивать. Теперь иначе. Теперь депутаты не только сочиняют законы, но и мечтают заманить туриста в область, тянут водопровод старушкам и пропагандируют здоровый образ жизни. Глав городов реально встретить не на улице, сшибающих сосульки, а на конкурсах красоты или международных встречах. Главный федеральный инспектор не чурается локальных конфликтов. Бизнесмен - партстроительства. С губернатором тоже не все просто. С одной стороны, он может открыть детсад в райцентре, обозначив тем самым свою ведущую роль в решении демографических проблем, а с другой стороны, если в территории, наоборот, никаким детсадом не пахнет, губернатор вроде как и не причем. И его зам Кузин на очередном совещании глав с фирменным сарказмом разотрет в порошок отца района, лишившего деток казенных горшков.

Наши большие начальники ходят друг за другом, едва не сталкиваясь. То вдругорядь общественников принимают. То профсоюзников. То зачастят в одни и те же территории. То в очередь осматривают заводы. Где здесь начинается пресловутый институт губернаторства и где заканчивается, к примеру, институт областного парламентаризма – ткните пальцем, дайте посмотреть! Что там институты: есть ли в этом вообще какая-то система или каждый день – как чистый лист, и боссы просыпаются с мыслью «А чем бы мне сегодня заняться?». Понимаю, что утрирую, но все же…

Да, и еще одно обстоятельство, которое, как мне кажется, позволит преемникам губернатора, коли таковые будут, править безмятежно. Вспомните последние выборы в местные органы власти. Уж сколько дерьма было вылито на головы кандидатов – тонны! Если уверовать хотя бы в сотую часть того, что было накарябано в подметных письмах да анонимных листах, все - институт местного самоуправления был бы дискредитирован окончательно и бесповоротно. Каждое заседание Совета казалось бы шабашем ведьм, упырей и прочей нечисти. А на деле-то вроде как и ничего: сидят люди, спорят, руки тянут, издают решения. Может, и не семи пядей во лбу, но не вурдалаки – точно.

Вот. А то – институт, институт… Какие у нас институты. Так, лицеи, профучилища, церковно-приходские школы.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции