Подвиг потребителя

Сергей Головинов:
Главный редактор Зебра ТВ, журналист и горожанин
golov71
Зачем мы накануне Нового года героически стоим в многочасовых очередях в торговых центрах с набитыми едой и алкоголем тележками? Куда нам столько салатов, гарниров, десертов и деликатесов? Ну не в живот же?
ИСТОРИИ 2 января 2013, 12:23 1 3570
Зачем мы это делаем? Зачем мы накануне Нового года героически стоим в многочасовых очередях в торговых центрах с набитыми едой и алкоголем тележками? Зачем стоически изнываем в пробках на парковках этих самых супермаркетов, пытаясь сначала попасть, а потом вырваться из продуктового плена? Зачем отважно пытаемся перехитрить на пару дней свихнувшийся график жизни и, в надежде оказаться самыми умными, едем закупаться праздничной провизией в кромешной ночи, когда толкучки вроде бы должно быть меньше?

Глядя на набитые снедью тележки, я не могу поверить, что все это окажется внутри, например у хрупкой девушки или субтильного юноши. Зато легко могу себе представить «заветрившуюся колбасу», пересохшую горбушу или «задумавшийся к утру» салатик.

Что такое с нами происходит накануне новогодней ночи? Это что-то древнее, сродни культу жертвоприношения, когда в качестве «сакрального агнца» сначала выступает кошелек, из которого мы пускаем денежную кровь, а потом наш организм, который мы чуть ли не через силу истязаем нездоровой, с точки зрения гастроэнтерологии, пищей?

Или это такое молодечество, потребительская удаль, желание всех удивить своей пронырливостью и ушлостью? Мол, я и в пробке не стоял, и дешевле всех купил, и на кассе не застрял, и ассортиментом удивил? Типа - уметь надо закупаться.

А может, это массовое покупательское помешательство, шопинговая истерия, эффект толпы, как в «черную пятницу», когда в европах и америках стартуют рождественские распродажи? Разговоры о практической выгоде - всего лишь прагматическое прикрытие для чисто эмоциональных покупок. В этом сами же шопоголики признаются психологам после распродажного бума и несут большую часть товаров сдавать обратно, благо в цивилизованных странах с этим проще.

А может, это простое желание не выделяться, быть как все? Ну неприлично же встречать такой праздник с рядовым меню? Никто не поймет и родня с друзьями либо покрутят пальцем у виска, либо поднимут на смех. Опять же - нечего будет написать в блог, а другие при этом станут хвастать «луками» диковинных блюд или описанием экзотических рецептов. Да и самому как-то неловко будет. Традиции ведь для того и существуют, чтобы их соблюдать.

В общем, как ни оправдывайся, а ничего сверх необычного в предновогоднем потребительском ажиотаже нет. Но то, что творилось в торговых центрах Владимира именно накануне 2013 года, многим показалось каким-то уж слишком избыточным и невероятным явлением. Мои друзья и знакомые так и говорили: «Да, конечно, в конце декабря каждый год случается куча-мала, но такого как в этот раз во Владимире еще никогда не было».

Пожалуй, соглашусь с ними. Лично простоял полтора часа на выезде с парковки «Бимарта» днем 30 декабря, а ранним утром 31 декабря в «Глобусе» было столько же покупателей, сколько в час-пик в обычный уик-энд посреди года и народ с каждой минутой прибывал волнообразно. Копаясь в своей и дружеской оперативной памяти вроде бы вспоминали, что и правда, закупаясь к встрече 2012, нам не приходилось совершать таких «подвигов потребителя». Определенные сложности преодолевать, разумеется, приходилось, но ничего героического в них не было. А тут, кого ни спроси, чуть ли не «с боем взяли рыбный отдел» или «сломив жестокое сопротивление, вырвались из овощного окружения».

Пытаясь так же коллективно объяснить самим себе, что же такое произошло, мы с моими друзьями, родней и знакомыми нашли несколько вероятных причин случившейся продуктовой ажиотации.

Первая - как бы мы ни брюзжали, а общего достатка стало больше, лучше стал жить народ. Плюс эта «более лучшая» жизнь «околесилась». По данным ГАИ, во Владимире количество машин с каждым годом увеличивается кратно.

Вторая - сразу два нерабочих дня ослабили потребительский тонус. Когда накануне Нового года один закупочный день, многие пытаются хотя бы частично «затариться» в течение недели. А тут сразу два свободных дня. Ну зачем растягивать «удовольствие», когда можно приехать и разом все закупить?

Третья - перегретая интрига с концом света. Вот вам покажется это глупостью, но вспомните сколько раз вы сами шутили по поводу «концасветия»? Такое для подсознания даром не проходит. Вот и компенсировались пусть даже шутейные страхи в отвязном чревоугодии.

Четвертое - ни наши дороги, ни транспортная логистика парковок при торговых центрах и супермаркетах не рассчитаны на пиковые нагрузки. И это очень тревожно, потому что запас прочности должен быть у всего. В том числе и у мест товаропоклонничества.

Что же из всех наших аналитических упражнений следует? А ничего особенного. Мы совершили рядовой «подвиг потребителя». Мы стали полноценной частью этой «купи-продай» цивилизации. Теперь мы в поведенческом плане мало чем отличаемся от парижан или берлинцев.

Единственное, в чем мы еще сохранили свою самобытность, так это в зацикленности на еде. Европейские потребители уже давно совершают свои подвиги ради вещей. А мы, видимо, еще не наелись. Но надо помнить, что этап желудочного насыщения проходит очень быстро, и у вещевых торговых центров не так много времени, чтобы приготовиться к наплыву алчущих потребительского счастья.

С наступившим вас 2013 годом!