Рождество по-комсомольски

Ольга Калюжная:
kalyuzhka
Наши предки отмечали Рождество 25 декабря. Так было вплоть до 1917 года. С приходом новой власти, со сменой ориентиров по отношению к религии и введеним нового стиля, Рождество как бы «потерялось». Но и совсем игнорировать эту дату люди не могли. «Смута» вокруг любимого зимнего праздника в конечном итоге стала поводом праздновать его по-комсомольски
ИСТОРИИ 23 декабря 2016, 11:21 5095

Все мы знаем, что в скором времени после революции был принят декрет об отделении церкви от государства и государство от церкви. Этот документ задал вектор движения, но в нем не было четких инструкций. Поэтому в годы гражданской войны борьба с религией велась весьма оригинальными способами. Всем известно о религиозных диспутах, на которых, как правило, имели место разоблачение священника с последующим сбрасыванием рясы или об успехах представителей агитпропа с правдой о происхождении земли и человека с непременным прозрением зрителей. В одной из владимирских газет того времени писали: "70-летняя крестьянка, кричит со сцены, несет проклятия попам: "Довольно! Не верим! Наш бог — наука!..".

Однако редко кто слышал о внедрении в самом начале 20-х «комсомольских» религиозных праздников и красной обрядности. Новое государство хотело внедрить и новый праздничный календарь. В прессе того времени активно «рекламируются» не только ставшие народными 1 мая и 7 ноября, но и такие специфические даты как, например, годовщина "кровавого воскресенья», День памяти московского вооруженного восстания, дни памяти выдающихся коммунистов. Люди хорошо воспринимали новые праздники, но и старые не забывали, празднуя с одинаковым удовольствием Николу Зимнего и, скажем, День памяти Карла Либкнехта. Чтобы исправить ситуацию, наверху решили: праздники нужно не заменить, а подменить.

e630ccac0d3510aca46c16f5ce02b357.jpg

Объектом для опытов было выбрано Рождество, которое постановили праздновать по- комсомольски. Из-за дыр в государственном бюджете, роскошь антипраздника могли позволить только в зажиточных регионах. Владимирская губерния вошла в их число, и наряду с Москвой и Петроградом наши земляки широко справили Комсомольское Рождество.

Партийные и беспартийные владимирцы прошлись по рабочим поселкам с карнавально-факельными шествиями, кое-где был организован суд над Богом, сыграны сатирические представления, высмеивающие православных святых, кое-где ограничились антирелигиозными лекциями и «вечерами».

Анализируя первый опыт, запросив отчеты с мест, в ЦК потребовали больше не устраивать карнавала и обратить больше внимания на пропагандистскую составляющую антипраздников. Но до наших земляков это распоряжение как будто бы не дошло — в апреле со всем православным размахом они отпраздновали Комсомольскую Пасху, а позже и Комсомольского Ивана Купалу. Так что все равно получался балаган.

Spider 147 1924 г..jpg

Тогда в качестве эксперимента было решено начать внедрять "красную" социалистическую обрядность. Говорят, эта идея принадлежала самому Троцкому, который, рассуждая о том, что большевики забрали у людей радость праздника, ничего не предоставив взамен, писал:

«Жизнь человека, обнаженная от музыки и пения, торжественных собраний, радостных или грустных, смотря по случаю, по поводу, по причине, — будет скучной, пресной. Она и есть квас без изюминки. Так нам, революционерам, коммунистам, которые хотят не ограбить жизнь человека, а обогатить ее, поднять ее, разукрасить, улучшить, нам ли выплескивать из кваса изюминку? Ни в коем случае!».

Поддерживаемые центральной властью, гражданские ритуалы начали внедряться повсеместно. И можно смело утверждать, что октябрины вместо крестин, гражданские похороны и "красные" свадьбы в нашем регионе становились массовым явлением уже в конце 1923 года.

Периодическая печать Владимирской губернии пестрит сообщениями о проведении новых обрядов.

img579.jpg

С одинаковой периодичностью описываются все три направления "нового быта". Во-первых, коммунистические или пролетарские крестины, октябрины или звездины. По своей форме это мероприятие сохраняло основные моменты обряда крещения – с представителем партии вместо священника, "звездными" или "красными кумами" вместо крестных родителей. Обряд крещения по-советски проходил в форме антирелигиозного митинга, с последующим принятием ребенка в пионеры или даже члены партии, а также назначением малыша подшефным той или иной организации. Вместо икон — портреты вождей, вместо крестика - к пеленке прикалывали значок. Так новорожденный становился «октябреным».

Вот что пишут о звездинах в начале 1923 года: «Мать ребенка - беспартийная - не возражала против этого. Наоборот, она поблагодарила парторганизацию за участие в "крестинах" и призвала всех присутствующих женщин отрешиться от "божьих крестин"».

Продолжая тенденцию ухода от религии, через владимирские газеты партийцы обращались к населению с просьбой порвать с религиозными именами, отказаться от отчеств, как от пережитка прошлого, и называть детей любыми словами «из живой или мертвой природы». «В именах "Октябрь", "Совет", Революция" найдет свой отблеск диктатура пролетариата. Красиво звучат имена Труд, Молот, Воля, Свобода. Имена могут быть по названиям животных: Лев, Орел, Сокол, Ласточка», - пишется в одной из заметок 1923 года. Конечно наибольшую популярность среди владимирцев находили имена, связанные с революционными событиями. Из газет мы узнаем о рождении Октября, Октябрины, Идии (от слова идея), Ким (сокр. от «коммунистический интернационал молодежи»), Рэм (сокр. от «революция, электрификация, механизация»), Энгелиса (в честь Фридриха Энгельса).

Prizyv 147 1924 г..jpg

Интересно, что с приходом новых традиций имянаречения становился неактуальным такой важный для каждого русского человека праздника, как День Ангела или именины. Ведь святые Октябрь, Молот или Ласточка не значится в святцах.

Свадьбы тоже стали окрашиваться в красный цвет. Торжество бракосочетания по-новому быстро становятся популярным. Ведь в отличии от будничной процедуры росписи в ЗАГСе, красная свадьба представляет собой действительно торжественную церемонию. Роль "попов" выполняют секретари партийных и комсомольских организаций. Ну, а сценарий примерно такой же, как и на октябринах — патетическая лекция, разоблачающая многовековой церковный обман, а далее — приветствия и поздравления от самых влиятельный и видных партийных руководителей, подарки и духовой оркестр.

В дополнение к красным свадьбам в нашу губернию приходит мода и на «красные похороны». Причем на первых порах практика гражданских похорон была малораспространенной, и применялась лишь для активных коммунистов — членов партии, комсомола или пионерского движения. Но здесь удачной "рекламой" стала смерть вождя мирового пролетариата зимой 1924 года. После этого "красные похороны" во Владимире, стали, выражаясь современным языком, в тренде. Вместо панихиды — антирелигиозный доклад, вместо «Со Святыми упокой» - марш Шопена и государственный гимн СССР. На могилах, вместо крестов, стали появляться обелиски со звездами.

Вот как описывают одни из владимирских "красных похорон":

"Красный гроб выражал полное негодование к религии и попам. К 4 часам вечера собрались рабочие, комсомольцы и члены РКП. Под звуки похоронного марша двинулась процессия 600 человек. Похороны были полной антирелигиозной пропагандой. Даже старики, выступая на трибуне, заявляли: "Недалек час, когда мы будем жить без обманщиков попов".

Газета тут же сообщает, что во время антирелигиозных речей, отмечающих заслуги покойного за забором кладбища стоял поп, негодуя, что улетела его "находка".

Новый быт был призван заменить старые традиции, но по сути копировал их структуру и смысл, добиваясь того, что люди крестились, женились, хоронили близких и праздновали праздники и по-старому, и по новому...

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции