Пасьянсы Игоря Конышева

Наталья Никитина:
nikki
Прежняя, тщательно продуманная и просчитанная территориально структура музея-заповедника стремительно и целенаправленно разрушается
ИСТОРИИ 17 января 2017, 11:54 5 5296

Композиционной особенностью здания является угловая часть с крыльцом, составляющая еще один дополнительный фасад. Получается, что вход развернут на обе стороны, отчего здание выглядит особенно гостеприимно. Дом расположен не на красной линии, а несколько углублен в квартал, оставляя место для живописного сквера. Боковая улочка - Музейная - невелика и скорее напоминает переулок. Все в целом составляет весьма привлекательный, несколько отодвинутый от шумной магистрали, уголок нашего города.

Эти обстоятельства были использованы при организации здесь Экскурсионного бюро Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Случилось это в самом начале нового тысячелетия - в 2001-2002 годах. В течение 15 лет на первом этаже здания с успехом и комфортом размещалась вся экскурсионно-методическая служба музея, о чем сообщает стильный рекламный щит с логотипом. При входе, через небольшой тамбур в просторном зале находится собственно бюро, где принимаются заявки на экскурсии и их оплата, составляются договоры и прочее. Сюда приходят, чтобы начать знакомство с Владимиром, и сопровождающие организованных туристических групп, и одиночные путешественники.

На этом же этаже размещаются удобные благоустроенные туалеты, предназначенные не только для сотрудников музея, но и для туристов. Здесь же поблизости находятся кабинеты заведующего экскурсионно-методическим отделом, методический кабинет с небольшой библиотекой и комната штатных экскурсоводов. В методический кабинет и библиотеку при нем приходят заниматься внештатные экскурсоводы. Именно экскурсионное обслуживание и экскурсоводы - это та служба, которая представляет лицо музея и его имидж, через которую музей-заповедник более всего связан с обществом. Поэтому организации и благоустройству Экскурсионного бюро в этом здании было в свое время уделено особое внимание и средства.

Дом этот был на балансе музея, но нижний этаж занимали на правах аренды юристы (нотариусы). А когда потребовалось вернуть его музею, они наотрез отказались. В этом их даже поддерживал губернатор Николай Виноградов. Музею и его директору стоило невероятных усилий и огромной воли, чтобы отвоевать помещения нижнего этажа. Пришлось отстаивать свои права через суд. Дважды судебные решения были не в пользу музея, но третий суд, состоявшийся в Нижнем Новгороде, принес успех. Игра стоила свеч: первый этаж стал отличным, полноценным Экскурсионным бюро с большой буквы, настоящим экскурсионно-методическим центром музея-заповедника.

Однако новое руководство музея имеет какую-то иную, неведомую никому «концепцию» экскурсионного дела. Уже выселены из своего кабинета методисты, а папки с книгами и методическими пособиями - драгоценными плодами огромного интеллектуального труда - еще до Нового года были выставлены в коробках в коридор. Теперь и методистам, и экскурсоводам, и Экскурсионному бюро предстоит дальнейшее перемещение - в Палаты, где «уплотняют» библиотеку и другие помещения, совершенно для этого не подготовленные и не приспособленные. Таким образом, прежняя, тщательно продуманная и просчитанная территориально структура музея-заповедника стремительно и целенаправленно разрушается. Это не может не отразиться на результатах, поскольку к адресу Экскурсионного бюро у туристических фирм выработана стойкая многолетняя привычка.

В освободившиеся кабинеты переселили и, очевидно, продолжат переселять другие отделы со второго этажа. Для чего такие жертвы? Кроме директора и его новой «команды», на втором этаже никого не останется. Создается впечатление, что там устраивается некая «вип-зона» для каких-то целей, не имеющих отношения к музейному делу.

Палаты, куда новый директор буквально сваливает в кучу все, что хочет убрать с глаз долой, представляют собой целую эпоху в истории музея конца 20 века. Новое руководство не желает ничего знать об этом. Но напомним, каких усилий, энергии и веры в себя стоило это здание музею и его директору А. И. Аксеновой.

В начале 1990-х годов музей освободил и передал по назначению несколько церковных зданий. К этому времени администрация Владимирской области, занимавшая до этого Палаты, уже получила новое здание на Октябрьском проспекте (Белый Дом).

Освободить Палаты от чиновников оказалось делом чрезвычайно трудным и длительным. Здесь размещались многочисленные управления Облисполкома и другие организации - всего 35. Переехав в Белый Дом, они оставили после себя запустение и разруху: длиннющие прокуренные коридоры, причудливые, как сталактиты и сталагмиты, свисающие отовсюду переплетения разномастных проводов, бесчисленные перегородки, обшарпанные стены, множество разнокалиберных дверей.

Страшно было приступать даже к элементарному ремонту. Менять пришлось все: отопление, коммуникации, полы, двери, планировку (кроме капитальных стен и перекрытий). Не покладая рук, не теряя веры в успех, музей, шаг за шагом, этаж за этажом всего за 5 лет сумел занять и освоить всё здание, создать новые интерьеры и полностью музеифицировать весь огромный объем помещений, наполнив их радостным, ярким и добрым миром музея. Преображение Палат, казавшееся фантастикой, состоялось, и город получил культурно-образовательный центр.

Однако, в глазах нового руководства, Палаты не представляют никакой ценности, поскольку посетители не толпятся в экспозициях с утра до ночи и каждую минуту, как на вокзале в час отправления и прибытия поезда, и деньги не льются, как струя из поставленных там кофейных автоматов. А именно ради этого в музее творятся все эти не объяснимые перемены. Вот вам и «развитие», и «интерфейс». Не только музейным работникам это отравляет жизнь; такой подход убийственен для многих других — взрослых и детей, здешних и приезжих. И к счастью, многие в городе это понимают...

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции