Регистрация / Вход Ср, 07 декабря 2016, 23:17

Это во все времена называлось эксплуатацией

sokolova
Светлана Соколова
2 Октября 2013, 13:38 52 7255

Какой была бы наша жизнь без законов, приказов, распоряжений и инструкций? Светила мировой мысли говорят, что ничего хорошего не было бы: война всех против всех, человек человеку - волк и все в таком духе. Современный цивилизованный мир, вскормленный рационализмом, гордится своими законами. Законы обуздали человеческую агрессивность и зафиксировали правила, следуя которым, людям надлежит жить и работать. Но жизнь оказывается богаче всяких законов.

Работая более 20 лет в высшей школе, я как-то не задумывалась, насколько преподавательская деятельность согласуется с Трудовым кодексом, разными регламентами, министерскими инструктивными письмами и тому подобными документами. Но «эффективный менеджмент», активно насаждаемый во Владимирском государственном университете, пробудил интерес к нормативной стороне преподавательского труда.

Итак, есть несколько документов, регламентирующих именно преподавательский труд (Конституцию РФ не рассматриваю):

  • Трудовой Кодекс РФ, статья 333 [1];
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (приказ Минобрнауки № 69 от 27 марта 2006 года)[2];
  • О доведении средней заработной платы педагогических работников учреждений до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего региона в 2013 году (Письмо Минобрнауки № АП-167/с4 от 29 мая 2013 года [3];
  • Об утверждении норм времени для расчета объема учебной работы по очной, очно-заочной и заочной форме обучения на 2013-2014 учебный год (приказ ректора ВлГУ№ 281/1 от 24.05.2013) [4];
  • Об утверждении норм времени для планирования и учета работы преподавателя во второй половине рабочего дня на 2013-2014 учебный год (приказ ректора ВлГУ№ 281/1 от 24.05.2013) [5].

К сожалению, у меня нет текста приказа об утверждении количества учебной нагрузки преподавателя на 2013-2014 учебный год, но сегодня в ВлГУ она составляет 890 часов, не зависимо от ученых степеней и званий (за исключением профессоров, у которых нагрузка чуть меньше). Правда, в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (приказ Минобрнауки № 69 от 27 марта 2006 года) подчеркивается: «Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования»[2].

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса РФ, «для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю» [1]. Таким образом, в год рабочее время преподавателя составляет 1540 часов. Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (приказ Минобрнауки № 69 от 27 марта 2006 года), «режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы» [2]. Все, что выходит за пределы учебной нагрузки (890 часов в год), регламентируется приказом ректора ВлГУ от 24.05.2013 г. № 281/1 «Об утверждении норм времени для планирования и учета работы преподавателя во второй половине рабочего дня на 2013-2014 уч. год» [5].

Берем для примера стандартную нагрузку доцента с ученой степенью и ученым званием, работающего на выпускающей кафедре (большую часть учебной нагрузки составляют специальные курсы, читаемые студентам конкретных специальностей и направлений):

890 часов = 344 (лекции) + 146 (практические занятия) + 34 (руководство курсовыми работами) + 52 (консультации) + 25,55 (зачеты) + 39,95 (экзамены) + 120 (руководство практиками) + 88 (руководство дипломными работами) + 24 (проверка контрольных работ) + 16,5 (работа в ГЭК). В том числе пять учебных курсов читаются первый раз (162 часа лекций и 90 часов практических занятий). Исходя из обозначенной нагрузки, рассчитываем вторую половину дня, опираясь на нормативы, установленные приказом ректора. Для удобства восприятия, сведем данные в таблицу:

Вид работы Количество (ед.) Норматив на подготовку (часы) Количество часов всего
Подготовка к лекции (первое чтение) 81 6 486
Подготовка к лекции (второе и последующее чтения) 91 2 182
Подготовка к практ.занятиям (первый раз) 45 2 90
Подготовка к практ.занятиям (второй и последующие разы) 28 1 28
Составление рабочей программы по дисциплине 5 8 40
Составление экзаменационных билетов по дисциплине 5 3 15
Составление задач и вопросов к рейтинг-контролю (одна дисциплина) 4 5 20
Разработка содержания контрольных работ 4 3 12
Разработка УМК по дисциплине 5 10 50
Разработка и проведение занятий с использованием мульти-медиа технологий 8 20 160
ИТОГО 1083 часа
Подготовка статей ВАК 2 30 60
Разработка индивидуального плана преподавателя 1 6 6
Участие в заседаниях кафедры, УС 20 2 40
Организация Всероссийской студенческой конференции 1 10 10
Проведение «Дня PR-специалиста» 1 10 10
ИТОГО 126 часов

То есть, временные затраты во второй половине рабочего дня только на подготовку к учебным занятиям составляют 1083 часа, что вместе с учебной нагрузкой в 890 часов дают нам 1973 часа рабочего времени в году (что превышает норматив, установленный Трудовым кодексом, на 433 часа). А если к этому добавить еще вторую часть таблицы (минимум того, что должен делать преподаватель в области научной, организаторской, воспитательной и другой деятельности), получаем еще 126 часов.

Таким образом, фактическое рабочее время доцента превышает установленное законом на 559 часов. Разумеется, эти 559 часов сверху никто преподавателю не оплачивает и оплачивать не собирается. Такой характер взаимоотношений работника с работодателем во все времена назывался эксплуатацией. Согласно «Современной энциклопедии», «Эксплуатация (от французского exploitation - использование, извлечение выгоды): 1) присвоение результатов чужого неоплаченного труда; 2) Разработка, использование природных богатств; 3) Использование средств труда, транспорта» [6].

Конечно, защитники современного порядка вещей будут говорить, что написанное мною не соответствует действительности и что преподаватели вузов на самом деле - самые большие в нашей стране бездельники. Но простой сравнительный анализ показывает, что даже четыре года назад вузовский преподаватель вынужден был работать в аудиториях в 3-4 раза больше зарубежного коллеги и в 1,5-2 раза больше, чем в 80-90-е гг.; уровень же его зарплаты был в 10-30 раз меньше, чем у первых, и в несколько раз меньше, чем накануне либеральных реформ [7]. Ректор МГУ, профессор В.А. Садовничий еще семь лет назад говорил о том, что «сверхэксплуатация преподавателей рассматривается как центральная проблема российской высшей школы» [8].

Но ректор МГУ - ученый с мировым именем, а образованием сегодня руководят «эффективные» менеджеры, часто с приблизительным образованием и сомнительными учеными степенями околовсяческих наук. И очень спешат делать свое черное дело - губить российскую культуру и интеллектуальный генофонд. Что будет со страной, в которой «рулят» специалисты такого типа, как, например, автор письма (студент уважаемого вуза): «Я очень Вас прошу озадачить этим кого-нибудь еще — я очень занят по работе, на сессию успею только на четыре дня, платежки потерял, ещё Вы меня грузите, а я еще и не местный, когда мне готовиться??» Вопрос риторический.

Разумеется, преподаватели переживут и эту ситуацию, как и ученые переживут развал РАН. Дело в другом - когда власть перестанет рубить сук, на котором сидит? Можно, конечно, оправдываться требованиями времени, необходимостью разрушить остатки советской социальной системы, говорить об оптимизации, модернизации и разных других «зациях», но ведь Отечество-то действительно в опасности, и прежде всего интеллектуальной. И Рюрика не призовешь.

А пока во Владимирском государственном университете началась вторая волна оптимизации. Теперь под сокращение попадает учебно-вспомогательный персонал кафедр: лаборанты, техники и т.д. И когда смотришь на этих «манагеров», все чаще вспоминается «Дракон» Евгения Шварца. Помните, в ответ на лепет Генриха, сына Бургомистра-предателя: «Если глубоко рассмотреть, то я лично ни в чем не виноват. Меня так учили», Ланселот сказал: «Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?»[9].

Сноски:

  1. Трудовой Кодекс РФ, статья 333 //http://www.trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_tk_rf_-_glava_52.html;
  2. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (приказ Минобрнауки № 69 от 27 марта 2006 года) //http://base.garant.ru/189813/;
  3. О доведении средней заработной платы педагогических работников учреждений до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего региона в 2013 году (Письмо Минобрнауки № АП-167/с4 от 29 мая 2013 года // http://www.vlsu.ru/index.php?id=795;
  4. «Об утверждении норм времени для планирования и учета работы преподавателя расчета объема учебной работы по очной, очно-заочной и заочной форме обучения на 2013-2014 уч. год» (приказ ректора ВлГУ№ 281/1 от 24.05.2013);
  5. «Об утверждении норм времени для планирования и учета работы преподавателя во второй половине рабочего дня на 2013-2014 уч. год» (приказ ректора ВлГУ№ 281/1 от 24.05.2013).
  6. Современная энциклопедия. 2000.) http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/53306 ;
  7. Жилинкина А.П., Серпуховитина Т.Ю. Управление качеством высшего образования в условиях модернизации профессиональной школы. Белгород, 2009;
  8. Садовничий В.А. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность. // Высшее образование в России. 2006. № 7;
  9. Шварц Е. Дракон. Пьесы. Пермь: Кн. Изд-во,1988. С.269.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции