Кто сильнее: власть или бизнес?

Пётр Фокин:
Редактор Зебра ТВ
fokin
Скованность местной власти возложенными на неё полномочиями в сфере пассажирских перевозок иногда приводит к парадоксальному и наплевательскому на простых людей поведению бизнеса
ИСТОРИИ 2 февраля 2014, 19:37 4 7284

История такая. В начале декабря 2013 года контролёры крупнейшего владимирского пассажироперевозчика «БигАвтоТранс» выявили несколько десятков поддельных проездных билетов. Проблема показалась руководству транспортной компании настолько масштабной, что оно приняло решение отменить продажу проездных на январь. Хозяин, как говорится, барин.

У меня есть друг, проживающий в микрорайоне Заклязьменский, на другом берегу Клязьмы. Совокупный доход семьи около 40 тысяч рублей в месяц. Он и жена работают во Владимире, там же учатся оба ребёнка. Единственной связью с «большой землёй» для них является автобус маршрута 7с. Раньше они покупали четыре проездных билета по 1100 рублей за штуку, и проблем не знали. С января 2014 года, после отмены проездных, за пятнадцать рабочих дней их расходы на проезд в общественном транспорте превысили 4000 рублей, так как дети ещё занимаются в различных кружках и секциях. В семье приняли решение не отпускать детей в город по выходным дням.

Известие о том, что «БигАвтоТранс» отменил продажу проездных и на февраль, мой друг сопроводил нецензурной бранью.

По состоянию на 31.01.14 «БигАвтоТранс» перевозил владимирцев по следующим маршрутам (литера «с» значит социальный): №3с, №6с, №7с, №11с, №12с, №13с, №14, №15, №20, №21, №22, №24, №25, №26, №27, №28, №32, №54, №55, №56, №152. Всего 21 маршрут. На пятерых оставшихся перевозчиков приходилось всего 8 маршрутов. Это данные департамента цен и тарифов администрации Владимирской области, который устанавливает предельную величину тарифа на перевозку пассажиров в общественном транспорте. То есть стоимость данной услуги регулируется государством. Но речь сейчас не о тарифах.

По информации департамента цен и тарифов, в 2012 году на территории города Владимира пассажирскими автобусами перевезено 53 млн 579 тысяч 300 человек. То есть валовой оборот всех перевозчиков составил 750 млн рублей «с копейками». Тогда стоимость проезда в автобусе составляла 14 рублей. Сейчас – 15. В ближайшее время одна поездка будет стоить уже 16 рублей.

Отмечу, что пассажироперевозчики всегда жалуются, что людей им приходится перевозить по тарифам, которые их не совсем устраивают. На это можно возразить: если вам это невыгодно, то почему вы не сворачиваете свой бизнес? Значит, выгодно. Более того, отмена проездных билетов в какой-то степени парадоксальна, ведь это получение своего рода беспроцентного кредита. Десятки тысяч владимирцев отдавали «БигАвтоТрансу» деньги авансом, до получения услуги.

Понятно, что любая аналогия хромает, но представьте себе две ситуации.

Первая. Ректор МГУ вдруг заявляет о том, что в связи с участившимися случаями выявления подложных дипломов вуза, МГУ перестаёт выдавать дипломы государственного образца. То есть - приезжайте к нам учиться за энную сумму, но дипломов мы вам выдавать не будем, так как никто не поручится за их подлинность. Бред? Бред.

Вторая. Банк России вдруг возьмёт и заявит, что в связи с участившимися случаями выявления поддельных казначейских билетов, принято решение о приостановлении обращения денежных знаков на всей территории страны. Как хотите, дорогие друзья, так и расплачивайтесь между собой - хоть соболиными шкурами, хоть лошадиными подковами. Бред? Ещё какой!

Здесь стоит поставить вопрос перед городскими властями: а можно ли как-то принудить руководство «БигАвтоТранса» к тому, чтобы проездные снова появились? Глава администрации города Владимира Андрей Шохин сообщил Зебра ТВ, что прямых полномочий надавить на перевозчика у него нет, но сейчас ведутся переговоры, чтобы с марта проездные снова появились. Более того, ближе к лету состоится конкурс на оказание услуг по пассажироперевозкам на городских маршрутах, и обязательная продажа проездных билетов будет одним из конкурсных обременений.

Вот тогда мы с вами, дорогие друзья, и узнаем, всегда ли власть сильнее бизнеса. Не в сфере высших интересов (типа дела ЮКОСа), а в более приземлённых реалиях.