Чем игрались, тем и зашиблись

Адольф Буреев:
Журналист
Bureev
Размышления о природе украинского национализма, основанные на личных воспоминаниях владимирского журналиста
ИСТОРИИ 5 марта 2014, 16:56 85 16645

Хорошо понимая, что подставляюсь под неминуемые насмешки, тем не менее, признаюсь: всё творящееся сейчас на Украине и вокруг неё, включая политику самого высокого ранга, мне представляется «в свете» народной побасенки «Чем игрались, тем и зашиблись!» А объяснить это видение («оправдаться»?) попытаюсь самым простым, жизненно приземлённым способом: воспоминаниями о том, что довелось увидеть и пережить на «кухне», где вызревала кроваво-националистическая закваска майданного варева.

Хотя сразу же уточню, что это был лишь филиал «духовно-нравственного пищеблока», на котором процессы приготовления и рецепты «социально-экономических блюд» по вкусам соответствующих заказчиков курировались такими ли «политповарами»!..

… Во Львов на должность замредактора газеты Прикарпатского военного округа «Слава Родины» я был назначен весной 1986 года. Все тогда жили переживаниями большой беды – катастрофы на Чернобыльской АЭС, и никому даже в голову не могло прийти, что вскоре тихою сапой начнёт надвигаться куда боле страшное горе: «цепная реакция» распада единой многонациональной семьи - великого советского государства. Наоборот, люди наглядно видели, как в ликвидации последствий взрыва самоотверженно участвуют тысячи людей буквально из всех уголков Советского Союза. Более того, несчастье объединило людей. Львов и вся «западенская», как сейчас говорят, часть Украины, чем могли, помогали попавшим под атомное облако «схиднякам». Сам очень долго дожидался квартиры, потому что все резервы были отданы переселенцам с зараженных территорий…

Однако процессы, начатые пресловутой «перестройкой», всё более набирали темпы. А так как сейчас уже только самые наивные продолжают верить, будто её «прорабы» хотели действительно что-то улучшить, а не лишь прибрать к рукам общенародное достояние… Даже напоминать неловко, что для достижения задуманного требовалось разобщить единый народ, столкнуть людей лбами, создать в качестве «рычага воздействия» готовые на всё «ударные отряды». Метод был отработан давно: национализм. ..

Первыми «ветер перемен» почувствовали бандеровские недобитки и их юные последователи. Помню, иду «при всём параде» 9-го мая по скверу возле Оперного театра с праздничного мероприятия, а навстречу – парень лет двадцати. Чуть не столкнувшись со мной, неожиданно вскинул руку в фашистском приветствии и: «Хайль Гитлер!» Я остолбенел, а пожилая женщина мне укоризненно: «Товарищ полковник! Куда же вы смотрите?» И не столько на убегавшего почитателя фюрера показала, сколько на сидевших на скамейках угрюмых дедов: «Видите, некоторые из бывших бандеровцев уже не стесняются гитлеровские награды цеплять!»

Через год-два в такой же праздничный день и на том же самом месте вижу уже отнюдь не угрюмых бандеровских ветеранов, а прямо-таки ликующих. И на пиджаках у них боевых фашистских наград больше, чем у меня юбилейных медалей. Видимо, специально для меня некоторые показушно вскидывают ладони: «Слава Украине!» - «Героям слава!» Кстати, для интереса. Были у «героев» и другие пароли-приветствия: «Хай живе Степан Бандера! – И жинка его Параска!» Я долго считал это обидной шуткой, пока не увидел в одном из сёл такую надпись на побелённой извёсткой глинобитной стене…

С ГКЧП, Беловежьем и последующим развалом Союза бандеровско-фашистский национализм во Львове и других областях Западной Украины фактически (причём – без какого-либо «Майдана») стал править бал. Вернее, малые «майданики» периодически проходили. Так, в дни своей «воинской славы» уже не в пиджаках, а наряженные то ли в оставшиеся с военных времён, то ли в специально сшитые мундиры образца эсэсовской дивизии «Галичина» и УПА ветераны проводили свои парады. Под прикрытием боевиков и не обращая внимания на протесты жителей, националисты разрушили памятник В.И. Ленину – все фашисты с этого начинают. А в сквере перед оперным театром так вообще, правда, без баррикад и горящих покрышек, месяца полтора продолжался круглосуточный митинг с требованием поставить там памятник Т.Г. Шевченко. Мне, кстати, довелось на нём неоднократно выступать под крики «Геть!» и угрозы типа: «Тебе бы, подлый москаль, поджилки подрезать, рубленой щетины с солью туда насыпать да заставить плясать, приговаривая: «Слава КПСС!». Лексика у бандеровцев – традиционная. Трижды и бить пытались – тоже их обычные «доводы» в политдискуссиях…

О том, что национализм даже во Львове имел отнюдь не чисто национальные, т.е. этнические основы и цели, а куда более широкие, говорит очень многое. Сужу об этом хотя бы по редакции окружной газеты. Политический «водораздел» произошёл вовсе не по принципу «щирые украинцы» - «клятые москали», а по идеологическим убеждениям. Так, последователям Бандеры пытались противостоять фронтовик, полковник в отставке Борис Григорьевич Комский – еврей по национальности; украинец Петро (дальше фамилии не называю, дабы не навредить: надеюсь, собратья по борьбе ещё «в строю»), татарин Рустам, белорус Виктор…

Был и другой критерий: чувство порядочности. Или – отсутствие его. К примеру, отделение спешно организованного Союза офицеров Украины в редакции возглавил майор, которому Пётр без обиняков «врезал»: «И ты надеешься на этом карьеру сделать? Забыл, что твоих соплеменников такие же, как те, перед кем ты пытаешься выслужиться, в Бабьем Яре расстреливали? Да выкинут тебя из редакции, как не нужен станешь!» Так и случилось. Хотя он старался так ли свою «украинскость» выпячивать!..

Что (не могу попутно не подчеркнуть) характерно для всех перевёртышей. Публицисты не зря ещё лет сто пятьдесят – двести назад подметили, что «самые ярые антисемиты - это выкресты». Изумляюсь, читая: «Большевики в революцию подговаривали крестьян сжигать помещичьи особняки». Наверное, чтобы негде было школы, клубы, больницы размещать? Или: «Сталин и Гитлер организовывали выпуск пушек вместо масла, и ясно, чем это кончилось». Но чуть ли не в очередном номере газеты: «Сталин не уделил должного внимания оборонной промышленности, из-за чего в войну мы вступили…»

Но это – мелочи. Главное же, на мой взгляд, то, что уже можно считать аксиомой. Без национализма как рычага разрушения СССР не было бы «рыночных преобразований», в результате которых, однако, сформировались и все нынешние проблемы: вопиющее социально-экономическое неравенство, развал экономики, коррупция, безработица… Как раз то – будем перед собою честны! – что и породило на Украине массовое недовольство: ультраправые лишь умело использовали его благодаря своему внешне привлекательному радикализму и соответствующей финансово подкрепленной «режиссуре» «со стороны». Хотя новые «хозяева жизни» («владельцы заводов, газет, пароходов») и знали, чем «игрались», но жажда обогащения – ослепляла.

Вот почему пропаганде национализма, воспитанию людей, особенно молодёжи, в духе его крайнего проявления – бандеровщины – не только во Львове, но буквально в общеукраинском масштабе во все годы «незалежности» и «демократических преобразований» уделялось самое пристальное внимание. Для иллюстрации – всего лишь пара примеров из бесконечного множества.

В окружной газете, которая стала называться «Армия Украины», регулярно публиковались методические разработки «в помощь руководителям гуманитарной подготовки» (замена политзанятий), где «переосмыслялись взгляды» на «целый ряд событий» Великой Отечественной войны. В частности, на «роль и значение патриотов, по своему любивших неньку-Украину» (воевавших в УПА и дивизии СС «Галичина»). «Воздавалось должное» украинцам: они не только «выдержали основную тяжесть войны, но и саму Победу организовывали»: Штеменко, Ерёменко, Тимошенко…

А некоторые «разъяснения» выглядели – вообще занимательно! Например, почему украинцы такие добрые, благородные, на певучем языке разговаривают, а русские (москали) – наоборот? Потому что климат на Украине мягкий, природа красивая, земля благодатная, а русские живут среди лесов дремучих и болот вонючих, зимы у них холодные, пища скудная – вот и огрубели.

«Разъяснения» падали на благодатную почву. Так, присутствую как-то на «гуманитарной подготовке» в одной из частей Львовского гарнизона. Руководитель спрашивает:

- Кто первым осуществил геноцид украинского народа?

Один из солдат поднимает руку:

- Гитлер!

- А до него?

- Сталин и москали – во время голодомора.

- Правильно. Но ещё раньше?

- Может, Пётр Первый, которому наш славный гетман Мазепа пытался помешать?

- А ещё раньше?.. Запомните: первым организовал геноцид украинского народа москальский князь Андрей Боголюбский, который наш Киев завоевал!

Я не выдержал:

- Так ведь тогда же ни украинцев, ни русских, ни белорусов не было – был единый восточнославянский народ!

Руководитель отрезал – как припечатал:

- Это вас, русских не было, а мы, украинцы, всегда были!..

… Похоже, разгульно-кровавые из-за безнаказанности «игрища» на Майдане пытаются «претворить теорию - в практику».

Но, судя по всему, «игроки» уже «зашибились». Такое ль родной Украине устроили!..

Не заиграться бы и кое-кому – из наших…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции