zebra-tv.ru/novosti/biznes/benzin-po-talonam-eto-zhe-bred/

Бензин по талонам? Это же бред!

Союз нефтегазопромышленников России вышел с инициативой по созданию социальных заправок для малоимущих граждан, на которых топливо стоило бы на треть дешевле, а также по установлению нормы потребления бензина. Владимирские участники топливного рынка не видят перспектив у данного начинания
Пётр Фокин 10 февраля 2014, 16:23
10 февраля «Российская газета» опубликовала информацию о том, что Союз нефтегазопромышленников России озвучил идею по созданию социальных заправок для малоимущих граждан, на которых топливо стоило бы на треть дешевле. Это связано с тем, что в 2014 году стоимость бензина может повыситься на 10% - в среднем на 2-3 рубля за литр.

Президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль отметил, что в России необходимо продумать ценовую политику в этой сфере. В условиях неизбежного подорожания топлива, в отраслевом союзе считают логичным введение нормы потребления бензина, сверх которой топливо будет отпускаться гражданам по рыночной цене. Также предлагается создать социальные заправки для малоимущих и выдавать талоны на топливо.

«РГ» ссылается на экспертов, которые считают, что цены на топливо растут из-за отсутствия государственной ценовой политики. По данным союза нефтепромышленников, налоги и акцизы сейчас составляют до 60% от стоимости бензина, поэтому производители перекладывают свои затраты на потребителей.

Зебра ТВ связалась с несколькими участниками регионального топливного рынка, и все из них, скажем так, скептически относятся к идее создания социальных заправок и выдаче малоимущим талонов.

- По поводу социальных заправок - бред собачий, - сообщил нам эксперт, попросивший не называть ни его имени, ни компанию, которую он представляет. - Кто будет эти социальные заправки строить? Кто даст на это денег? Чтобы в черте города построить АЗС нужно от 10 до 15 миллионов рублей. А на трассе - 25 миллионов. Чьи это будут деньги? Кто будет содержать такие заправки, чтобы они работали? На эту тему может решиться только тот, кто хочет пилить государственные деньги! Нормальный предприниматель этим заниматься не будет! Где здесь зарабатывание денег? Где здесь возврат инвестиций? Если этим государство будет заниматься, я вообще не представляю, как это в государственном масштабе будет называться. Этого нигде в мире пока нет.

Генеральный директор ООО «Росинвест» Александр Калашник рассказал такой анекдот: «Мужик ещё в советские времена торгует варёными яйцами на рынке. Покупает яйцо за 7 копеек, варит, и продаёт за 7 копеек. Его спрашивают: «А что ты с этого имеешь?». Он отвечает: «Навар»!

foto_Kalashnik.jpg

Александр Калашник

Вот такой же навар, по мнению Калашника, будут иметь те, кто рискнёт продавать топливо на социальных заправках, если эта идея будет реализована:

- Идея-то, конечно, хорошая, но, как и в любой хорошей идее здесь есть один очень плохой момент, - поясняет Александр Калашник. - Никто никого не избавит от акцизов. Мы акциз уплачиваем при покупке топлива на заводах. Увеличится ведь не маржа, которую получают АЗС, а увеличатся акцизы. Поэтому эта идея невыполнима, я ещё не видел людей, которые могли бы работать себе в убыток.

Рустам Вишняков, руководитель сети АЗС «Ростех» (он также является президентом Владимирской топливной ассоциации) сообщил Зебра ТВ, что он, как и президент Российского Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль, «тоже из социализма», и он тоже помнит талоны. Вишняков относится к этой идее пессимистически:

foto_Vishnyakov.jpg

Рустам Вишняков

- Ввести талоны, это значит дать дополнительную работу чиновникам: одни чиновники будут контролировать талоны, другие - контролировать контролёров, и прочее, - пояснил Вишняков. - Что такое сделать талоны на бензин для малообеспеченных? Приравнять бензин к хлебу? Я понимаю, хлеб по талонам в войну раздавали, потому что это социальный товар. Или масло сливочное, сахар по талонам давать - это понятно. А вот бензин, не по закону, а по налогам, относится к товарам не первой необходимости, так как облагается акцизом. Акцизом же облагаются такие товары, как водка, бриллианты, золото, которые тоже не относятся к товарам первой необходимости. На бензин вводить карточки - смешно.

Что касается роста цен на бензин в 2014 году, то все опрошенные нами эксперты единодушны: рост цен будет однозначно, но точно сказать насколько - очень сложно. Удорожание топлива в рознице происходит не из-за того, что продавцы на АЗС вдруг начинают задирать маржу, а из-за увеличения акцизов и инфляции. В зависимости от экологического класса топлива, акцизы увеличатся от 40 до 60 копеек на литр. На Евро-5 рост будет меньше, чем на Евро-3.

- В течение последних нескольких лет, вне зависимости от сезонных колебаний, практика была такая, что цены на бензин и дизтопливо вырастали примерно на уровень инфляции, - сообщил собеседник Зебра ТВ, попросивший не называть его имени. - Мы пока не знаем, какая будет инфляция в наступившем году, но процентов 7 она точно составит. Получится 2 рубля в среднем на литр, что укладывается в такие темпы инфляции. Сейчас литр бензина в среднем стоит примерно 30. Весь январь и в феврале продолжается рост оптовых цен. Потом это всё выстрелит в рознице, однозначно. Это реальные последствия государственной политики в этой сфере.

Александр Калашник подчёркивает, что рост цен на бензин происходит исключительно «за счёт официально поднятых акцизов, которые мы платим при покупке топлива на заводах»:

- Я думаю, что правительство в этом году решиться на повышение до 40 рублей. В Украине топливо уже стоит за 40 рублей, они уже этот моральный рубеж перешагнули. Как будет в России - надо спрашивать тех, кто формирует и проводит налоговую политику.

Рустам Вишняков не согласен с тем, что средняя стоимость литра бензина подскочит до 40 рублей:

- Цены вырастут процентов на 10. Но это из-за инфляции. Вы сами знаете, рубль несколько обесценился по отношению к доллару и евро. Перед Олимпиадой его «отпустили» процентов на 5, если после Игр ещё на 5% "отпустят", то это уже даст 10% инфляции. В долларах цена практически не изменится, а в рублях - вырастет. Ведь бензин, это экспортный товар, потому бензин подорожает существенно из-за изменения курса рубля. Плюс с 1-января увеличили ставки налога на добычу полезных ископаемых, что добавит к стоимости литра ещё копеек 80. Примерно на 3 рубля вырастет средняя стоимость бензина, например, на АИ-92 — с 28.5 до 31 рубля за литр к концу года. Нет, 40 рублей за литр не будет.

Что касается необходимости продумать государственную политику в сфере топливного рынка, то все опрошенные Зебра ТВ эксперты - только «за». Вопрос в том, что это подразумевает принятие решительных мер по демонополизации отрасли, то есть ущемления интересов вертикально-интегрированных компаний (ВИнК), которые держат в своих руках всё: добычу нефти, её переработку и сбыт бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов.

- Государство должно демонополизировать отрасль, - считает собеседник Зебра ТВ, пожелавший сохранить анонимность. - Но это то, что государство никогда не сделает. Нужно разделить вертикально интегрированные компании. Самый лучший вариант, чтобы была отдельно добыча, отдельно - переработка, отдельно - сбыт. Только так появится рынок. Сейчас ВИнКи диктуют условия игры на этом рынке. Более 50% ВИнК в отрасли принадлежит государству, почти все компании сейчас с государственным участием - «Газпром», «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз» (это очень закрытая компания, она также под Путина строится) и «Роснефть». Из частных компаний остался только «Лукойл». Но у него доля на российском рынке около 20%. Я сторонник рыночных теорий, и считаю, что демонополизация отрасли - единственная панацея от всех бед. Если появится рынок, условия игры станут более прогнозируемыми, а государственная роль будет сводиться только к чёткому законодательству. В принципе, бензина всегда достаточно, вопрос в том, сколько он стоит. Нефтяные компании будут поставлять продукт на рынок всегда, но при этом они всегда будут делать так, чтобы он стоил как можно дороже. Вот и всё. У них масса возможностей для этого. Их пятеро, и они все очень закрыты.

- У нас же ручная экономика, не объективная, - развивает тему Александр Калашник. - Нужно организовать биржу, чтобы она была реальной, а не виртуальной. Необходимо, чтобы все ВИнКи, которые сегодня добывают нефть и перерабатывают её, всё топливо поставляли на биржу, и чтобы все имели свободный доступ к этому топливу. Тогда сформировалась бы нормальная, реальная цена на нефтепродукты. Пока же всё диктуется скрытыми налогами, интересами ВИнКов. ФАС этим занимается, вроде бы, даже изобрела формулу расчёта стоимости топлива в розницу, но никто не может сказать, насколько коэффициенты, которые они выдают, реалистичны.

Рустам Вишняков полагает, что раз уж сегодняшние общественные отношения в России принято называть рыночными, то значит надо развивать конкуренцию, чего пока не происходит, а значит говорить о том, что в стране работают рынки нефти и нефтепродуктов не приходится:

- Вот если вы сейчас начнёте строить НПЗ по новейшим технологиям, вы для своего завода не найдёте нефти в нашей стране, потому что вся нефть монополизирована, и они её друг другу не продают. За последние 10 лет количество нефтяных компаний уменьшилось в два раза. Пропали ЮКОС, «Сибнефть», «Руснефть». А они ведь между собой конкурировали. Сейчас остались четыре компании - «Газпром», «Газпромнефть», «Лукойл» и «Роснефть». Не то, чтобы они между собой сговаривались, просто получается так, что они заранее знают, что будет делать другая компания. Конкуренции в стране нет, поэтому, естественно, они имеют достаточно большую маржу на нефти. Надо кончать с монополизмом. Нужно увеличить количество нефтяных компаний. Пока же у нас в стране нет рынка нефти: тот, кто добывает нефть, он же её перерабатывает, и он же её продаёт на экспорт.

Рустам Вишняков сообщил Зебра ТВ, что на этой неделе в Москве состоится заседание совета директоров Российского топливного союза, на котором будет озвучен график закрытия в 2014 году двух нефтеперерабатывающих заводов на модернизацию, которая может занять до трёх месяцев. Речь идёт о Ярославском и Рязанском НПЗ (оба принадлежат «Роснефти»). Вишняков предположил, что вряд они встанут одновременно, иначе это создаст напряжённость на рынке, и может повториться ситуация 2011 года, когда из-за дефицита цены на топливо в рознице резко скакнули вверх. А другой участник топливного рынка на условия анонимности сообщил Зебра ТВ, что «Роснефть» «делает рынку очень приятно, намереваясь закрыть сразу два завода в ЦФО». Вполне возможно, это делается для того, чтобы избежать переизбытка нефтепродуктов. Ещё наш собеседник предположил, что заводы могут встать на модернизацию не на 2-3 месяца, а на более длительный период, так как «у нас никогда ничего не выполняется в обозначенные сроки».

foto_fuelpistols.jpg

СПРАВКА:

В Российской Федерации можно продавать топливо стандарта не ниже Евро-3. Как сообщили Зебра ТВ участники рынка, за последний месяц стоимость топлива в розницу практически не изменялась.

Средняя цена на литр топлива на АЗС Владимирской области:

ДТ - от 32 до 34 рублей
АИ-76 - от 27 до 28 рублей (практически не пользуется спросом)
АИ-80 - от 27 до 28 рублей (в продаже очень мало)
АИ-92 - от 28,60 до 29,60 (самый ходовой)
АИ-95 - от 31,90 до 32,90
АИ-98 - от 34,10 до 34,20