Социальное предпринимательство узаконят, но легкой жизни не обещают

Ожидания населения в социальной сфере не всегда совпадают с коммерческими интересами бизнеса, смогут ли изменения в законе привести к гармонии?
29 мая 2019, 09:59 2227

Проект закона, регулирующего вопросы правового статуса социальных предпринимателей, серьезно доработан, прошел первое чтение в Государственной думе и планируется к принятию в ближайшее время. Документ разрабатывался с 2016 года при активном участии общественных организаций, Всероссийского общества инвалидов, представителей социально ориентированных бизнес-структур.

О возможностях полноценного развития сферы социального предпринимательства вели заинтересованный разговор участники Межрегионального слета социальных предпринимателей и предпринимателей с инвалидностью «Сам себе работодатель», проходившего во Владимире с 21 по 24 мая.

DSC_0194.JPG

В масштабном форуме, организованном Владимирской областной общественной организацией Всероссийского общества инвалидов в рамках проекта «Программа содействия самозанятости и предпринимательству людей с инвалидностью «Сам себе работодатель»» и поддержанного Фондом Президентских грантов, приняли участие делегаты 15 регионов России.

RPD4NuW7yLQ.jpg

Инициатива слета нашла поддержку фонда региональных социальных программ «Наше будущее», администрации Владимирской области, ВлГу им. А. Г. и Н. Г.Столетовых, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

1112.jpg

Как вести бизнес, сконцентрированный на социальных проблемах? Возможно ли совместить социальную направленности и экономическую успешность бизнеса? Есть ли перспективы профессионального обучения и самореализации у людей с ограниченными физическими возможностями? Эти и другие актуальные вопросы стали центром дискуссий на итоговом заседании слета 23 мая, собравшем более 300 участников.

DSC_0204.JPG

Представители бизнес-структур, уже имеющие опыт социальных проектов, создающие рабочие места для социально незащищенных категорий граждан; предприниматели, реализующие свой потенциал, невзирая на ограничения по здоровью, активисты общественных организаций, члены волонтерского движения, студенты владимирских вузов могли обменяться опытом, обсудить злободневные вопросы на трех образовательных площадках: «Инструменты поддержки социального предпринимательства в России», «Предприниматели с инвалидностью. От самозанятости к растущему бизнесу», «Устойчивые модели существования НКО».

DSC_0462.JPG

На выставке в фойе филармонии гости слета увидели продукцию предприятий Владимирской области, которые уже можно отнести к сфере социального предпринимательства. Хотя отсутствие в законодательстве понятия социального предпринимательства все еще тормозит полноценное развитие этого вида деятельности.

IMG_1114.JPG

Именно поэтому выступление исполнительного директора фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Юлии Жигулиной с комментариями изменений в закон «О развитии малого и среднего предпринимательство в части закрепления понятий «социальное предпринимательство» и «социальное партнерство» привлекло внимание участников пленарного заседания.

Jigulina.JPG

Исполнительный директор фонда региональных социальных программ «Наше будущее»Юлия Жигулина:

«Мы приняли участие в разработке текста закона. Но не того, который сейчас носит поправочный характер, а целого, общего, регулирующего всю отрасль социального предпринимательства. До него еще время не дошло. Но я думаю, что когда-нибудь все организационно-правовые нормы будут определены под одним общим зонтиком большого закона о социальном предпринимательстве. И мы будем говорить о 4-ом секторе экономики: «Социальное предпринимательство». Или все наши производители, предприниматели не будут иметь другого статуса, кроме социального, который меняет жизнь людей к лучшему».

Специалисты фонда «Наше будущее» смогли выступить экспертами по нормативному регулированию, благодаря накопленному опыту в работе не только с социально ориентированными НКО и АНО, но и с коммерческими структурами. Как объединить социальную направленность, успешно реализуемую некоммерческими структурами с умением работать с прибылью и с финансовой устойчивостью бизнес-структур? Изменения в ФЗ, дающие определение социального предпринимательства, определяющие виды поддержки органами государственной власти и местного самоуправления субъектов МСП, чья деятельность будет отнесена к социальному предпринимательству, поможет изменить взгляды предпринимателей, понять, что это не только услуги в социальной сфере.

Помимо трактовки понятий, в законе прописаны условия и критерии, которые должны соблюдаться для отнесения субъекта МСП к социальному предприятию. Для попадания в соответствующий перечень необходимо, чтобы не менее 50% сотрудников предприятия относились к социально уязвимым категориям граждан. Это пенсионеры, инвалиды, многодетные родители. При этом доля таких работников в фонде оплаты труда должна быть не менее 25 %.

На долю доходов от реализации товаров и услуг, производимых социально уязвимыми категориями граждан, должно приходиться не менее половины в общем объеме доходов предприятия. Не менее 50 % от размера такой прибыли необходимо направлять на создание условий для работы именно социально уязвимых категорий граждан.

low_12.jpg

Воспользоваться законными преференциями смогут только те субъекты МСП, о которых в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) будет содержаться указание что это - социальное предприятие. Первичные сведения в ЕРСМ и СП необходимо внести до 5 декабря 2019 года, и это компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ.

DSC_0566_Osokin.JPG

Председатель Владимирской областной общественной организацией Всероссийского общества инвалидов Михаил Осокин:

«В этом году должен появиться первичный реестр социальных предпринимателей. Каким образом он будет сводится непонятно, нет внятно прописанных процедур. Но для нас это чрезвычайно важно. И мы хотели начать эту работу хотя бы на предварительной стадии – с исследования. Мы описали детально 50 примеров социального предпринимательства: миссия, род занятий, особенности ведения бизнеса, а также составили простой реестр сведений по 100 предприятиям.

Конечно, у общественной организации гораздо меньше возможностей, чем у госстуктур, которые будут этим заниматься. Но их работа уже может опираться на те сведения, которые мы получили.

К этому исследованию мы подходили достаточно серьезно. Опрошены 491 человек во всех районах Владимирской области по вопросам социального предпринимательства, проведено несколько десятков фокус-групп. Наши эксперты исследовали различные открытые источник.

Первый вопрос, который перед нами стоял: понимают ли наше население, что такое социальное предпринимательство, разговор о котором ведется последние 12 лет.

Оказалось, что ничего не знают о социальном предпринимательстве 44,4% респондентов, слышали об этом, но не сталкивались сами - 18%, и только 8,9% на практике знакомы с такой формой совмещения социальной миссии и предпринимательства.

Нас это не удивило, несмотря на то, что на публичных лекциях о социальном предпринимательстве, которые мы прочитали в рамках этого исследования в последние полгода, побывало более 800 человек. Но население региона 1,5 миллиона. И все же появились люди, которые понимают, что это такое».

Эксперты ВООО ВОИ поставили перед собой цель: определить «болевые точки» в различных районах, узнать, что думают жители о социально-экономической ситуации в регионе, чем они недовольны и какие видят перспективы, составить представления об ожиданиях жителей области, и понять в итоге – в каких направлениях может успешно развиваться социальное предпринимательство в нашей губернии.

market_04.jpg
market_05.jpg
market_06.jpg
market_07.jpg
market_08.jpg

Итогом этой работы стало сводное исследование - по различным уровням аналитики - жизни Владимирской области. Как видно, почти пятая часть - 19,6% опрошенных – считают социально-экономическую ситуацию в своем регионе кризисной, а 5,3% вовсе катастрофической. 20,8% констатируют ухудшение дел в регионе, 31,4% не предвидят позитивных сдвигов, но все же большинство – 36,5% надеются на улучшение, хоть и сетуют на их неспешность. И еще один показатель, заслуживающий пристального внимания. Даже те социальные направления в регионе, которые довольно активно развиваются, в качественных показателях оценивается конкретными гражданами на «троечку», несмотря на все усилия региональной и муниципальной власти, на финансовые вливания.

DSC_0246.JPG

Вот только неудовлетворенность населения услугой вряд ли пока послужит для бизнеса сигналом: прийти и изменить все к лучшему. Не всегда это объясняется опасением не получить быстрого и ожидаемого дохода. Взять, к примеру, медицину, состоянием которой не удовлетворено большинство граждан. Мало того, что оснастить и открыть клинику – дорогое удовольствие, неизбежно возникнет вопрос о квалифицированном персонале. А с ним в регионе дела обстоят не лучшим образом.

DSC_0644.JPG

Председатель Владимирской областной общественной организацией Всероссийского общества инвалидов Михаил Осокин:

«Наше исследование показало, что нередко существует разрыв между тем, куда идет бизнес от того, что на самом деле ожидают люди. Предприниматели встраиваются в те сферы, где у них есть возможность уже сейчас получить доход. А значит, стимулирование социального предпринимательства – это способ в конечном счете устранить те проблемы, которые действительно волнуют граждан города, области, страны. Закон – это инструмент подталкивания людей в ту самую социальную сферу. И для этого возникают очень серьезные основания».

Социальное предпринимательство и на государственном уровне признано инновационным направлением социальной политики, которое поможет существенно улучшить качество и доступность образования, медицины, обслуживания людей с ограниченными физическими возможностями, пожилых граждан.

Юлия Жигулина, призывая участников Межрегионального слета социальных предпринимателей и предпринимателей с инвалидностью к активно работе, предложила брать пример с Кореи, где доля социального предпринимательства в совокупном валовом доходе превышает пятую часть, тогда как в России пока не дотягивает до 1%

DSC_0816.JPG

Реклама.