В минувший вторник, 8 сентября, в парк-отеле «Вознесенская слобода» Центр поддержки экспорта Владимирской области провел обучающий семинар для малого и среднего бизнеса «Особенности работы на рынках ОАЭ и Вьетнама». Узнать, как вести дела на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии – ключевых для сотрудничества странах – прибыли представители 16 владимирских компаний. Как пояснил директор Центра Павел Шибилов, среди них — и действующие экспортеры, искушенные в вопросах сотрудничества с иностранцами, и те, кто только планирует вывести свой товар на экспорт. Выбор географии, отметил Павел Сергеевич, не случаен: таково устремление наших производителей, Эмираты и Вьетнам им интересны.
В декабре 2019 года Центр поддержки экспорта и владимирские компании, специализирующиеся на «пищевке», побывали с бизнес-миссией во Вьетнаме. Представили продукцию, пообщались с потенциальными партнерами. Вьетнамцы заинтересовались и даже собирались снарядить делегацию представителей крупнейших торговых сетей во Владимир. Но ответный визит не состоялся из-за пандемии, а вот планы на взаимовыгодное сотрудничество в силе.
Уставшие от бесконечных «пандемийных» онлайнов владимирские бизнесмены с большим воодушевлением заполняли зал парк-отеля. Меры безопасности соблюдены: между стульями – дистанция в полтора метра, на входе санитайзеры... Основной спикер – бизнесмен-практик Дмитрий Поляков, эксперт по выводу компаний на международные рынки. Владимирцы слушают его внимательно, задают вопросы, интересуются нюансами, а после выступления выстраиваются в очередь за индивидуальной консультацией.
Основной посыл эксперта: не стесняйтесь о себе заявлять, активно используйте возможности продвижения своих товаров и услуг, в том числе и через помощь государства в лице регионального Центра поддержки экспорта. Кстати, сумма экспорта, поддержанного Центром в I полугодии 2020 года, в семь раз превысила фактические прошлогодние показатели и составляет на сегодняшний день 37 миллионов долларов США.
Выставки, сайты компаний в международной «упаковке», размещение на электронных торговых площадках — все средства хороши, если работать системно и учитывать менталитет иностранных партнеров. В тех же ОАЭ, поведал коуч, собственники из числа местных жителей принимают стратегические решения, а детали сотрудничества определяют наемные менеджеры — как правило, выходцы из Индии и Пакистана. Знать такие детали — получить конкурентное преимущество.
По мнению Дмитрия Полякова, владимирские компании, решившие штурмовать экспортные вершины, обречены на успех: их продукция требуется на внешних рынках. Спрос есть, качество достойное, цена привлекательная.
В выигрыше те, кто ведет экспортную деятельность уже несколько лет, но начать, призывает эксперт, никогда не поздно. Поиск новых рынков сбыта стал для части владимирских компаний не только вопросом престижа, но и жизненной необходимостью: потребитель товаров и услуг нужен с деньгами, а прежние отечественные клиенты, увы, не все благополучно пережили корона-кризис и готовы к продлению контрактов.
Впрочем, очевидного желания сохранить, укрепить и при удачном раскладе расширить клиентуру мало. Необходимо знание экспортных механизмов: чтобы играть, надо знать правила игры, овладеть инструментарием. С инструментами помогает Центр поддержки экспорта: устраивает выставки, презентации, вебинары, встречи и бизнес-миссии, семинары, создает аккаунты на электронных торговых площадках.
Александр Максимов (компания «Торгсити») присматривается к экспорту детской мебели и бутилированной воды:
Одна из владимирских разработок (ее придумал предприниматель из Гусь-Хрустального) – чат-бот для поиска партнеров за рубежом – признана Российским экспортным центром лучшей в стране и рекомендована к тиражированию в других регионах. Суть разработки такова: бизнес-партнера ищет самообучающаяся нейросеть, она же отсекает розничных покупателей, случайных интересантов и потенциальных конкурентов. Программа-бот позволяет напрямую взаимодействовать с людьми, принимающими решения о заключении контрактов.
По данным Центра поддержки экспорта, товары из Владимирской области экспортируются в 117 стран мира. География сотрудничества постоянно расширяется. В сложном 2020 году прорывными направлениями поддержанного экспорта для малого и среднего бизнеса региона-33 стали Италия и Португалия. Идет активное сотрудничество с африканскими странами и Юго-Восточной Азией. В следующем году, обещает Павел Шибилов, бизнес-миссии будут направлены в Латинскую Америку: бразильский рынок вызывает у владимирцев интерес. На родине бизнесу стало тесновато, пора искать новых партнеров и что немаловажно — при поддержке государственных структур, регионального Центра поддержки экспорта.
В завершении семинара Павел Шибилов сообщил: при содействии первого заместителя губернатора Владимирской области Александра Ремиги удалось организовать поддержку экспортных проектов крупного бизнеса. На это будет выделено областное финансирование в размере 21 миллиона рублей.