zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/ne-do-vishni/

Не до вишни

Можно ли считать вишню одним из символов Владимира? Судя по тому, в каком состоянии знаменитые владимирские вишневые сады нашли исследователи в 1920-х годах, «бренд» был потерян еще до Великой Отечественной войны
Дмитрий Артюх 23 апреля 2015, 13:29

Во Владимирской области растет почитание вишни. На городской станции юных натуралистов уже несколько лет проходит фестиваль «Вишнёвый Спас в Патриаршем саду». Именно каменными вишнями на каменном блюде в 2014 году было решено украсить благоустроенный Спасский холм областного центра. Прошлой осенью в рамках эколого-патриотической акции «Аллея России» вишня была выбрана зеленым символом Владимирщины, обойдя в открытом голосовании черешчатый дуб, невежинскую рябину, ромашку и чернику обыкновенную. Весной 2015 года департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области вместе с владимирской областной молодежной общественной экологической организацией «Эколайф» объявил конкурс на лучшую эмблему владимирской вишни, итоги которого должны быть подведены на днях. Саженцы владимирской вишни планируется высаживать на так называемых «Аллеях России» в разных городах страны, в частности в Москве и Севастополе. Во Владимире к Дню Победы собираются заложить целую вишневую аллею.

По преданию, вишня попала во Владимир вместе с князем Андреем Боголюбским или его отцом Юрием Долгоруким. По многочисленным воспоминаниям, город всегда утопал в вишневых садах. А вот в XX веке для вишни наступили не самые лучшие времена.

01.jpg  06.jpg

В 1925 году во Владимир приехали профессора-садоводы агрономического факультета Иваново-Вознесенского Политехнического института - Сперанский и Шитт. Целью их визита было обследование вишневых садов губернского города Владимира, сел Доброе, Красное, Боголюбово, а также городов Вязники и Гороховец. Это не было их личной инициативой. Масштабное исследование вишневых садов СССР затеял в то время Народный комиссариат земледелия. Исследования с последующим написанием дипломов были поручены в основном выпускникам агрономических факультетов ВУЗов.

Сперанский и Шитт, облазив все владимирские склоны и сады, пришли к выводу, что владимирская вишня вырождается, особенно «родителева». Причину этого процесса профессора увидели в истощении почвы и в некультурном ведении садоводства. Очевидно, не до вишни стало из-за социальных катаклизмов, произошедших в стране после 1917 года.

02.jpg

Хорошие «типичные» образцы «родителевой» вишни исследователи нашли только в Добром селе. Кроме этого сорта, во Владимире Сперанский и Шитт нашли «сайку», «васильевскую», «бель», «скороспелку» и «левинку».

Ивановцы отметили, что большинство владимирских садов находятся в крайне запущенном состоянии: «Сушняк не вырубается, сады не прорежаются. Почва в большинстве случаев не удобряется. Некоторые только садоводы практикуют поливку садов человеческими экскрементами. Результаты у них сравнительно удачные. Политые деревья отличаются от не политых как листвой, так и плодами».

Профессора осмотрели и владимирские Патриаршие сады на юго-восточном склоне Козлова вала. В то время он находился в ведении губернского земельного управления и «никакими культурными способами ведения садоводства не отличался».

04.jpg

Сперанский и Шитт отметили, что организованной закупкой и заготовкой вишни во Владимире никто не занимается, поэтому это дело взяли в свои руки частные скупщики, «по преимуществу железнодорожники... контрабандным, так сказать путем - в ручном багаже». Владимирскую ягоду по наблюдениям исследователей отправляли в то время в Москву (до 400 пудов за сезон) и в гораздо меньших количествах в Шую, Ковров, Гусь-Хрустальный и другие города.

Ивановские исследователи во Владимире заготовили косточки всех сортов, произраставшей тогда вишни, для того, чтобы посадить ее в новом плодовом саду в селе Богородском под Иваново. Предполагалось, что сад будет занимать 40 десятин, из которых 10 десятин планировалось засадить вишней.

По воспоминаниям самих владимирцев, знаменитые владимирские вишневые сады на грань исчезновения поставили рекордные по отрицательным температурам зимы предвоенных лет.