Первые в истории текстильные скульптуры по эскизам авангардистки Ольги Розановой показали во Владимире

Авангардные эксперименты Ольги Розановой впервые воплотили в текстильных скульптурах. Женские фигуры причудливых форм и специфических розановских пропорций можно увидеть в городе, где жила художница, - во Владимире
Новости Автор: 6 февраля 2022, 11:53 5685

Уникальные текстильные скульптуры по эскизам «амазонки русского авангарда» Ольги Розановой появились в столице Владимирской области. Художницу, которая, по некоторым оценкам, превзошла своего прославленного учителя Казимира Малевича, хорошо знают во всём мире, а вот на исторической родине во Владимире о ней вспоминают, увы, редко.

DSC_0178.JPG
DSC_0180.JPG

Поднять архивы авангардистки и дать новую жизнь ее искусству решила молодая художница родом из Нижнего Новгорода. Розановских женщин из текстиля выставили в рамках Дней авангарда и современного искусства в Центре современной культуры «Флигель» в городе Владимире.

DSC_0063.JPG
DSC_0064.JPG

Отправной точкой текстильной выставки стали 15 эскизов одежды авторства Ольги Розановой, обнаруженные в архиве государственного центра Росизо. Ещё более 50 эскизов авангардистки, по всей видимости, были утрачены.

DSC_0004.JPG

Материалом для скульптур послужили советские простыни – самый массовый продукт текстильной промышленности СССР. Фигуры собраны точно «по лекалам» авангардистки, оценить это можно не только по заострённым сапожкам и причудливым шляпкам, но и по особенным пропорциям тела, перенесённым с плоского рисунка на объёмную скульптуру. Рисунок на ткани – тоже парафраз с розановских эскизов. Принт немного размыт, что отсылает к идее: с годами авангард теряет резкость очертаний.

DSC_0170.JPG

Возрождением русского авангарда в текстиль занялась Анастасия Белая, художница родом из Нижнего Новгорода, выпускница института современного искусства «База». Текстилем Анастасия занимается уже давно, особенно ей по душе работы нижегородской художницы Надежды Ламановой, поставщицы одежды императорского двора. Идея воплотить в объёмный текстиль розановские работы родилась на одной из лекций Анны Бражкиной, учёного секретаря владимирского Розановского центра.

DSC_0008.JPG

«Чтобы мне легче понять художника и как-то с ним сблизиться, я обычно говорю с ним на ты. Я веду с этим художником диалог. Оля такая у меня забавная, молодая, классная девчонка, которая в свои 17 лет тусила с самыми молодыми художниками, ездила по разным городам, делала декорации, выставки, тусовалась, классно проводила время. С 17 лет! Девчонка, которая очень заряженная, очень активная, очень позитивная. Почему бы не изучить, что она делает?

Она очень активную жизненную позицию занимала. Вообще, мне кажется, тогда подростки очень остро реагировали на революцию: мы сейчас можем придумать мир заново – такой вот энтузиазм очень крутой. И одежду, и архитектуру, и картины – новое искусство, новая жизнь.

Интересно находиться с ними в диалоге. Почитать переписку с сёстрами, они друг друга мужскими именами где-то называли. Одни из первых феминисток», - рассказывает автор скульптур Анастасия Белая.

DSC_0112.JPG Анна Бражкина и Анастасия Белая

Розановский центр не первый год борется за спасение дома, в котором авангардистка жила на улице Музейной в городе Владимире. Активисты проводят фестивали, сотрудничают с Московской международной киношколой, читают лекции о Розановой в московских институтах. Для проведения конференций и выставок во Владимире центр налаживает сотрудничество с художественными школами, Центром изобразительного искусства и учебными заведениями Владимирской области. Однако на малой родине Розанову почему-то далеко не все хотят понимать и принимать.

DSC_0039.JPG
DSC_0037.JPG

«Во Владимире до появления "Флигеля" не было постоянной точки сборки для художников, которые хотели бы заниматься современным искусством. В других местах такие функции берут на себя художественные учебные заведения, но во Владимирской области они очень консервативные, где-то даже карикатурно консервативные. Например, пришла я этим летом на кафедру дизайна худграфа ВлГУ — хотела на два дня отпросить студентов, чтобы они поучаствовали вместе с московскими студентами в оформлении улицы Музейной к фестивалю "Лица улицы". Это же редкая возможность для студента-дизайнера, думала я — оформление улицы к празднику, все виды художественной практики в одном стакане.

Заведующую кафедрой пришлось ждать два часа - пришла "с улицы" - вот и постой-подожди, это же тебе надо, а не нам. Наконец, меня соизволили принять, и когда выяснилось, что я "по поводу авангарда", начальница выступила немотивированно агрессивно. "Вы с ума сошли! - театрально вскричала она. - Даже я авангард не понимаю. А вы говорите о первокурсниках". Она категорически запретила мне беспокоить ее неискушенных студентов.

У этих людей, такое впечатление, что авангард, в лучшем случае, - это какое-то искусство в кубе - тайна, загадка, шарада, непознанное. А в худшем — это такой вариант грехопадения, неподобающая приличному человеку искушенность. Никому в голову не приходит, что это радикально-демократический вид искусства, которому хорошо бы учить с детства.

Думаю, что причина такого положения вещей — самая примитивная. Люди просто не хотят перенапрягаться, действуют, как чиновники. А объясняют эту свою интеллектуальную лень более-менее приличной логикой: "Фу, это неинтересно, это плохо, зачем это надо"», - рассказывает учёный секретарь Розановского центра города Владимира Анна Бражкина.

DSC_0005.JPG
DSC_0111.JPG

Для справки

Ольга Розанова (1886-1918) - уроженка города Меленки, значительная часть творческой биографии которой прошла во Владимире. Художница-авангардистка, живописец, график, иллюстратор, участница знаменитой «Последней футуристической выставки 0,10», член обществ «Союз молодежи» и «Бубновый валет». Ольгу Розанову называют одной из крупнейших представительниц русского авангарда.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.