zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/razobrannaya-na-drova-istoriya/

Разобранная на дрова история

В московских библиотеках найдены редкие фотографии деревянных старообрядческих храмов Владимирской губернии
Дмитрий Артюх 23 сентября 2014, 11:37

За Собинкой, за населенными пунктами Крутояк и Шепели, среди лесов стоит деревня Левино. На ее задах есть огромный участок с номером 56, огороженный по периметру железным забором. Если идти вдоль него, в одном месте в заборе можно увидеть небольшую выемку. В ней, за бурьяном и соснами, можно разглядеть деревянную синюю оградку и такой же синий старый восьмиконечный крест. Кое-где в выемке среди буераков попадаются обломки кирпичей.

IMG_2309.JPG

На каком месте стоит крест, и о чем он напоминает — об этом нет никаких информационных табличек. Правда, большинство жителей деревни без труда подскажут, что здесь когда-то стояла деревянная старообрядческая церковь во имя Георгия Победоносца. Храм разобрали еще в 1950-х годах, но место, на котором он стоял, заросшее тополями и березами, левинские старообрядцы помнили. В начале 1990-х годов они отметили его крестом. На молебен к кресту иногда приезжали священнослужители из Владимира, из Богородицкой старообрядческой церкви.

IMG_2311.JPG

После того, как участок земли, на котором стояла церковь, был приобретен в частную собственность, крест в один «прекрасный» день оказался за железным забором. Как вспоминают старожилы, только под нажимом местных жителей забор «разгородили», то есть сделали в нем выемку.

Последователей старой веры в окрестностях Левино было очень много. Только в соседнем селе Дуброво перед Первой мировой войной насчитывалось 660 староверов. Были старообрядцы и в Шепелях, и в Угрюмихе, и в Спасском.

IMG_2314.JPG IMG_2315.JPG

IMG_2317.JPG IMG_2318.JPG

Такая концентрация «раскольников» беспокоила официальную православную церковь. В своих отчетах они неоднократно упоминали левинскую округу. Большинство староверов здесь были представителями «австрийского согласия поповского течения», то есть признавали священство. Официальная церковь отмечала, что такие старообрядцы представляют наибольшую опасность для православия своей «объединенностью». Беспоповцы, то есть староверы, не принимающие попов, по их мнению были «косны и малоразвиты» и угрозу представляли меньшую. Православные священники отмечали, что раскол в окрестностях Левино и других местах держался исключительно на «богачах-староверах».

IMG_2321.JPG IMG_2323.JPG

IMG_2324.JPG

Московский историк и краевед, издатель альманахов «Гуслицкие чтения» и «Мещера-край», исследователь подмосковного раскола Сергей Михайлов отыскал в архивах столичных библиотек несколько выпусков старообрядческого церковно-общественного журнала «Церковь» за 1913 год. В них сохранились очень редкие фотографии внешнего и внутреннего облика Георгиевского храма в Левино, а также фотографии крестного хода вокруг этой церкви и фото представителей левинской церковной общины.

foto1.jpg

foto2.jpg

Храм в Левино был торжественно открыт 12 мая 1913 года. Вот как об этом писал журнал «Церковь»:

«Чин освещения совершал местный священник о. Симеон Копнин в сослужении приглашенных из Москвы о. Феодора, о. Михаила и диакона из города Богородска о. Петра Смирнова. Пел морозовский хор. Присутствовали на торжестве главные жертвователи на постройку храма — Степан Петрович Арзамасов (владимирский купец, - примечание редакции) и Иван Андреевич Щербаков, а также церковный староста А. М. Щербаков и помощник председателя Ф. Е. Щербаков. Большое внимание по постройке и ходатайствам принимал попечитель храма, председатель общины С. А. Морозов».

foto3.jpg

foto4.jpg

По воспоминаниям местных жителей, Георгиевская церковь была открыта до начала Великой Отечественной войны, а позднее просто пустовала. Часть церковной утвари и богослужебные книги, как говорят, удалось спасти и вывезти в Орехово-Зуево. Первый священник Симеон Копнин служил в ней до самой своей смерти в мае 1938 года. Дом, в котором он умер, сохранился. Сохранилась и его могила на местном старообрядческом кладбище.

IMG_2320.JPG IMG_2326.JPG

IMG_2327.JPG IMG_2329.JPG

После смерти священника последователи «старой веры» молились на дому у местной жительницы Дарьи Васильевны Куделиной, которая во время существования церкви пела на клиросе.

Церковь разобрали в начале 1950-х годов и увезли в Собинку, где из нее на набережной Клязьмы соорудили некую хозяйственную постройку. В начале 1990-х часть жителей Левино отправились посмотреть, что сделали из их храма, но жители Собинки сообщили им, что хозпостройку давно разобрали на дрова.