zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/spasenie-uspenskogo-sobora/

Спасение Успенского собора

Во Владимире приступили к финальному этапу реставрации Успенского собора. Местные специалисты восстановят центральную часть фрески «Страшный суд» в главном нефе храма
17 мая 2016, 10:32

Специалисты «Владимирреставрации» приступают к завершающей фазе масштабной реставрации уникальных фресок Успенского кафедрального собора города Владимира. В среду, 18 мая, своды центрального нефа собора оденут в леса, и реставраторы приступят к работе с композицией XV века «Страшный суд».

DSC05979.JPG
DSC05980.JPG
DSC05963.JPG

На финальном этапе многолетней реставрации фресок Успенского собора предстоит сохранить росписи на площади 100 квадратных метров. По контракту Минкульта, работы должны закончиться к октябрю 2016 года.

DSC05924.JPG

Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова напомнила, что стенная живопись XII века и фрески кисти Андрея Рублева были открыты в середине XIX века и до первой реставрации 1918 года находились к крайне запущенном состоянии.

DSC05933.JPG

После этого периодически проводились работы по укреплению, поновлению и восстановлению росписи Успенского собора. Самые масштабные работы прошли с 1975 по 1980 годы. А затем реставрацию фресок на десятилетия остановили.

DSC05927.JPG
DSC05959.JPG

Главная музейщица Владимирской области объяснила, что причина остановки в том, что сначала надо было привести в порядок сам собор и его внутреннюю атмосферу. Сначала провели большие работы с кровлей, чтобы устранить протечки, которые разрушали красочный слой. Только дорогостоящие работы 2008-2010 годов позволили решить эту проблему.

DSC05969.JPG

Чтобы фрески долго жили и сохранялись необходимо соблюдать особый температурно-влажностный режим. Музейщики смогли решить вопрос со свечами. Раньше использовались и восковые, и парафиновые свечи. Но парафин - смертельно опасен для фресковой росписи. И только недавно Владимиро-Суздальский музей-заповедник смог договориться с епархией о запрещении продажи парафиновых свечей в Успенском соборе.

DSC05923.JPG

А в 2010 году музей нашел меценатов, которые не пожалели средств на установку системы фильтрации воздуха. Благотворители выделили 6,5 миллионов рублей, но не захотели делать из этого пиар и остались известны только музейщикам. На эти средства в котельной Успенского собора установлено специальное оборудование.

DSC05926.JPG

И только в конце 2014 года был подписан контракт на реставрацию стенной живописи XII века и фресок Андрея Рублева в Успенском соборе города Владимира. Разрешение Минкульта на проведение работ выдали в марте 2015 года.

Большая часть работ в верхней части храма и на пилонах уже завершена, реставраторы сделали чудо - спасли, сохранили и позволили рассмотреть уникальную живопись. Открылись многие невидимые ранее элементы росписи.

DSC05972.JPG

Светлана Мельникова рассчитывает, что труд владимирских реставраторов по спасению и сохранению росписи Успенского собора города Владимира будет оценен так же, как и другие их работы, получившие престижные международные награды и российские премии. Но, как минимум, после завершения работ будет издана большая книга о всех реставрациях, которые проходили в Успенском соборе.

foto1.jpg

Заместитель начальника отдела реставрации живописи «Владимирреставрации» Людмила Балыгина, которая работает с фресками Рублева, объясняет, что в Успенском соборе специалисты до конца не раскрывают красочный слой, они оставляют тонкий слой свечной копоти, который как бы защищает краску.

Тем не менее, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника обратила внимание на свой любимый фрагмент фрески «Море отдает своих мертвецов» в центральном нефе. Сейчас там почти невозможно разглядеть краба. Светлана Мельникова предложила сравнить, насколько будет виден краб после завершения реставрации в октябре 2016 года.

DSC05982.JPG

На вопрос, как долго продержаться фрески Успенского собора после нынешней реставрации, Людмила Балыгина ответила, что, по ее мнению, больше не стоит экспериментировать с перерывами в 40 лет. Запаса прочности, конечно, хватит. Но лучше возвращаться к сохранению и поновлению стенной росписи не реже, чем через 20 лет.