6 октября на премьере спектакля «Тайна тёмного леса» питерского режиссёра Никиты Шмитько по сказке Линор Горалик (которая лично дала согласие на использование материала) «Агата возвращается домой» юные зрители вплотную столкнулись со взрослым понятием - «соблазн». Первыми с новым спектаклем познакомились ученики начальных классов школы №10 города Владимира.
Сюжет сказки достаточно прозрачен: восьмилетняя Агата остается одна дома. Её родители уверены, что их дочь уже достаточно взрослая, чтобы оставаться одной, но забывают о том, что Агата ещё ребенок и девочке хочется играть, она скучает без внимания родителей.
Любимая игра Агаты — смотреть в окно на Темный лес и представлять себе фантастические вещи. Девочке лес представляется волшебным, манящим и загадочным.
Частью от скуки, частью из интереса Агата принимает решение пойти погулять в лес - «сделать всего сто шагов и вернуться по своим следам». Тут и начинаются настоящие приключения не только веселые, но и опасные. Агата ловит в лесу настоящего бесёнка, который приводит её к своему отцу Хозяину леса.
Зловещее существо предлагает Агате на выбор три кольца в подарок. Стеклянное кольцо - «Огненной воды» - обещает девочке забвение и безразличие, деревянное кольцо - «Дымящая трава» - несёт радости и веселье, а колечко из белого золота - «Волшебный порошок» - исполняет желания.
Так перед зрителем обнажается глубинный смысл спектакля, своеобразное второе дно: тайна тёмного леса в том, что это не волшебное царство, а страшное место, несущее соблазны и искушения. Каждый ребенок хочет, чтобы его считали «взрослым и хорошим», чтобы сбывались все его желания. Часто он может поддаться искушению неосознанно, влекомый уговорами «темных существ», которые на первый взгляд, могут показаться добрыми друзьями.
Согласившись взять последнее кольцо, Агата возвращается домой верхом на бесёнке. Девочка сильно заболевает, обеспокоенные родители пытаются ее вылечить, но тщетно. Каждый раз, проваливаясь в небытие, Агата играет в ладоши с Хозяином леса, который становится с каждым разом все больше и больше.
Собрав всю силу воли, девочка все-таки отказывается от колечка, которое исполняет желания, возвращает его ставшему гигантским Хозяину леса и, выздоровевшая, возвращается из темного леса домой к своей семье.
Композитор спектакля Алексей Сидорцев уверен: назвать «Тайны темного леса» просто «поучительным спектаклем о вреде наркотиков» нельзя. Это грамотно выстроенное произведение, в котором есть четкая логика: если ребенок вынужден оставаться в одиночестве, то из любопытства или со скуки может «уйти в тёмный лес» и подвергнуться многочисленным соблазнам.
Алексей Сидорцев, заведующий музыкальной частью областного театра кукол:
Я считаю, что спектакль не должен работать впрямую. То есть прямо: не надо, ребята, поддаваться на соблазны. Нет, не так
Спектакль должен как бы ставить вопрос, а не отвечать на него. И здесь мы воздействуем на подсознание, чтобы после этого что-то понял ребенок
Тема, конечно, здесь не только о вреде наркотиков, извините за банальность. Но здесь много интересных тем. Например, тема одиночества ребенка в семье, когда ни у кого не хватает времени на своего ребенка. Это очень важно
Я считаю, что из-за этого-то и возникают какие-то пристрастия. Это просто недостаток внимания со стороны своих любимых близких. Вот это и приводит к какой-то беде
То есть, не будем говорить, что это просто вот такой спектакль о вреде наркотиков — это, скорее, о социальных проблемах
Спектакль «Тайна темного леса» отличается от привычных кукольных спектаклей эффектной подачей: многоуровневые декорации, захватывающие световые и музыкальные решения, сложная хореография вкупе с живым вокалом «держат» маленьких зрителей от начала и до конца спектакля — все 45 минут.
Работа над спектаклем длилась около трёх месяцев. За это время были разработаны и подготовлены декорации и костюмы, поставлена хореография, проработаны музыкальные решения. Непосредственно с актёрами режиссёр работал около месяца, - рассказала главный режиссер Владимирского областного театра кукол Марина Протасова:
А уже 24 ноября зрителей Владимирского областного театра кукол ждёт ещё одна впечатляющая премьера - спектакль по пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица».