zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/tsenzura-dlya-kino/

Цензура для кино?

При владимирском киноклубе «Политехник» создали «цензурную комиссию», но сотрудники и преподаватели ВлГУ не могут договориться, что можно, а что нельзя показывать студентам в стенах госуниверситета
Анна Хромова 16 февраля 2016, 15:30

16 февраля во владимирском киноклубе «Политехник» состоится первый показ весеннего сезона-2016. Старейший киноклуб города Владимира, в последние годы располагающийся в актовом зале владимирского госуниверситета, впервые открывает новый сезон без утвержденной программы.

История началась с того, что в январе 2016 года при «Политехнике» возникла некая «цензурная комиссия», которая требует коллегиального согласования каждого предложенного к показу фильма.

С одной стороны в этот неформальный «общественный совет» по просьбе Веры Цветаевой вошел ряд преподавателей университета, регулярно посещающих киноклуб, с другой — сотрудники госуниверситета. Руководить новой структурой взялась начальник управления по воспитательной работе и связям с общественностью ВлГУ Елена Янина. Сама «воспитательная» структура появилась в структуре главного университета Владимирской области летом 2015 года, подробнее - в материале «После Ведехина хоть управление».

Комиссия, которую теперь официально именуют «общественным советом киноклуба» появилась сразу после того, как ВлГУ получил гневное письмо от общественницы Марии Черкасовой, возглавляющей организацию «Родительский комитет» Владимирской области. Подробнее с позицией Черкасовой, посылающей жалобы во все «культурные ведомства», можно ознакомиться в материале «Порнография под маской авторского кино».

По словам Цветаевой, которая, по информации Зебра ТВ, испытывает в связи с происходящим серьезное административное давление, она уже пошла навстречу цензурной комиссии, вычеркнув из программы два отобранных ею фильма, заменив их на картины владимирского режиссера Екатерины Цветковой.

tsvetaeva.jpg

Тем не менее, этого оказалось недостаточно - теперь бессменному председателю киноклуба «Политехник» запрещают показывать фильм российского режиссера Алексея Федорченко «Ангелы революции», взявшего приз за лучшую режиссуру на последнем кинофестивале «Кинотавр»:

«Руководство вуза заявляет, что я «встала в позу». Но я считаю, что этот фильм заслуживает показа. Я смотрела его на Московском кинофестивале, федерация киноклубов дала этой картине приз, и я пригласила Федорченко во Владимир. Известный кинокритик Михаил Трофименков назвал этот фильм одной из лучших в мире картин о революции. Это отличная картина, основанная на реальных событиях. И я им сказала, что готова убрать любую другую картину, только не эту».

Рецензию Трофименкова на фильм «Ангелы революции» можно найти на сайте издания «Коммерсант».

В двух словах, речь в фильме идет о «крестовом походе русских авангардистов на дремучих шаманов», спровоцировавшем так называемое Казымское восстание в Сибири — вооруженное сопротивление коренных народов тундры хантов и ненцев, не оценивших усилий советского государства, попытавшегося их «окультурить», ликвидировав традиционный социально-экономический уклад.

В телефонном разговоре с Зебра ТВ начальник управления по воспитательной работе и связям с общественностью Елена Янина так выразила свою позицию:

«Мы ничего не запрещаем ей показывать - просто дискутируем и обсуждаем тот перечень фильмов, которые Вера Борисовна хочет показать. Это обычное заседание совета - все выступают со своими предложениями. Никакого противостояния нет. Никто Веру Борисовну не обижает».

foto_yanina_twitter.jpg
Фото из Твиттера Елены Яниной

Янина подтвердила, что «общественный совет» создан при «Политехнике» только в январе 2016 года - сразу после получения заявления от общественницы Марии Черкасовой.

Правда, Янина преподносит участие сотрудников ВлГУ в составлении программы киноклуба не как вмешательство в его работу, а как «опеку и защиту», которой университет решил окружить Цветаеву после «нападок со стороны»:

«После всех этих нападок на киноклуб мы хотим показать, что мы подходим к этой работе комплексно и очень внимательно. А не так: что захотели, то и показали. Нет. Нам же важно, чтобы всем было интересно в киноклубе. Чтобы те проблемы, те темы, которые затрагивают показываемые картины, были рассчитаны на широкую аудиторию. Потому что мы ставим себе задачу - воспитывать наших студентов. Нам нужно реализовывать образовательную деятельность - это основное по уставу нашего учебного заведения».

На вопрос о том, почему «цензурный комитет ВлГУ» не допускает включения в программу «Политехника» взявший множество наград фильм «Ангелы революции», Елена Янина ответить не смогла. По ее словам, из-за того, что с момента встречи с Верой Цветаевой прошло больше недели, она просто не помнит запретительных аргументов своих коллег. Сама начальница управления по воспитательной работе ВлГУ проблем в показе российской картины не видит:

«Мы ее защищаем всячески, как можем, перед всеми и, наоборот, создаем ей все условия. Я посмотрела эту картину. Мы обсудили с коллегами, но к единому мнению не пришли. Вся комиссия должна утвердить программу, чтобы принять это решение. Но сказать, что из-за этой картины не будет киноклуба, это неправда. По-моему, там были спорные вопросы по подаче материала, потому что там такая своеобразно закрученная сюжетная линия, что не все студенты будут подготовлены и воспримут это с первого раза».

Янина прокомментировала информацию о том, что на начальном этапе переговоров с ВлГУ Вере Цветаевой якобы вообще настойчиво не рекомендовали показывать в стенах университета кино, снятое зарубежными режиссерами.

Отвечающая за воспитание студентов чиновница пояснила, что, в принципе, она не против западного кино, но сама бы предпочла показывать российские картины, особенно в Год кино:

«В год российского кино мы бы хотели сделать акцент на российском кино и на каких-то достижениях российской киношколы».

При этом Янина не смогла назвать ни одной картины, которую руководство ВлГУ предпочло бы включить в программу киноклуба «Политехник».

Что касается первого показа в сезоне-2016, Вера Цветаева выбрала для него картину 1964 года режиссёра Фридриха Эрмлера «Перед судом истории».

Документальная картина построена на диалоге советского историка с одним из лидеров Белой армии и дореволюционной Государственной Думы, известным борцом с большевизмом Василием Шульгиным, который вспоминает события Первой Мировой войны, Февральской революции, отречения Николая II, Белого движения, русской эмиграции, Второй Мировой войны.

Цветаева напоминает, что Шульгин, со дня смерти которого 15 февраля исполнилось 40 лет, 12 лет отсидел во владимирском Централе, жил и умер во Владимире, похоронен на кладбище Байгуши. На показ приглашены хорошо знавшие Василия Шульгина ветераны и студенты-историки:

«Это ортодоксальная картина и единственный фильм в советском кино фильм-диспут. В качестве режиссера для этого фильма пригласили чекиста, в задачу которого входило вынудить Василия Шульгина признать, что они проиграли. Но он так и не смог этого добиться. Более того, в процессе съемок режиссер влюбился в своего героя, а получившаяся картина была положена на полку - в советское время фильм не показывался, а увидел свет только после того, как началась перестройка».