Управление МВД по Владимирской области систематизировало способы мошенничества, которые злоумышленники применяют для «развода» граждан на деньги. Основная масса мошенничеств - это дистанционный способ отъема денег у населения, когда жители региона-33 сами отдают аферистам сотни тысяч рублей, поверив в «сказки» по телефону или в интернете.
Вопреки расхожему мнению, что жертвами виртуальных мошенников становятся пожилые люди, полицейская статистика все чаще пополняется историями с обманутыми молодыми и вполне дееспособными владимирцами.
Наиболее распространенный способ дистанционного мошенничества - обман по телефону. Чаще всего звонят с требованием выкупа или взятки за освобождение якобы из отделения полиции знакомого или родственника. По данным УМВД, только за последние две недели в полицию с подобными заявлениями обратилось 13 жителей Владимира, Вязников, Коврова и Кольчугино. Все потерпевшие – пожилые люди. В общей сложности они добровольно отдали аферистам 980 000 рублей.
SMS-мошенничество. Это когда на телефон приходит смс-сообщение с примерно таким текстом: «Ваша карта временно заблокирована, перезвоните по номеру…». Позвонив, человек общается с мошенником, который всячески попытается узнать персональные данные карты.
Телефонный «номер-грабитель»: это платный номер, за один звонок на который со счета списываются деньги.
Ошибочный перевод средств: неизвестные просят вернуть деньги, а потом дополнительно снимают сумму по чеку;
Звонок из социальных служб: пенсионерам поступают звонки от лже-сотрудников ПФР, отдела соцзащиты, почты и т.п., которые просят сообщить номер пенсионного удостоверения, банковской карты или другие личные данные.
Мошенничества с использованием популярных сайтов «купи-продай» и социальных сетей. Такого рода «разводов», по статистике УМВД по Владимирской области, становится все больше.
Просьба внести предоплату за товар: мошенники размещают на сайте объявление о продаже каких-либо вещей, машин, недвижимости и т.д. по очень низким ценам. При установлении связи с покупателем просят внести предоплату, а после перевода денег номер «продавца» перестает отвечать.
Просьба сообщить персональные данные банковской карты. Так разводят продавцов, размещающих объявление на сайтах «купи-продай». Мошенники звонят по номерам, указанным в объявлениях, представляются крайне заинтересованными покупателями и сообщают о своем желании немедленно внести предоплату за товар на банковскую карту. После получения реквизитов банковской карты и персональных данных, с карты списываются все деньги.
Поиск работы. Мошенники размещают объявление о высокооплачиваемой вакансии в какой-либо крупной организации. Затем под различными предлогами просят перевести деньги на телефон, купить униформу и др.
Интернет-магазины. Мошенники создают сайты интернет-магазинов, группы в социальных сетях по совместным закупкам. После перевода денег в качестве предоплаты за товар перестают выходить на связь.
Взломанные аккаунты социальных сетей. Мошенники получают доступ к страницам в соцсетях, после чего от имени пользователя запускают массовую рассылку сообщений всем контактам взломанной страницы с просьбой оказать помощь в переводе денежных средств или денежного займа.
И, конечно же, классические визиты мошенников к одиноким пожилым людям под видом работников социальных служб.
Управлением МВД России по Владимирской области обращается к гражданам с просьбой проявлять бдительность. Дистанционные мошенничества сложно раскрыть, преступники находятся далеко за пределами области, деньги, которые получают мошенники, могут перечисляться в третий регион, что еще больше запутывает схему. Нередко мошенники находятся в местах лишения свободы. Как правило, для мошеннических схем используются оформленные на сторонних лиц sim-карты, иностранные платежные системы. Реальный IP-адрес скрывается, передаваемый трафик шифруется.
В полиции просят еще раз провести профилактическую беседу с пожилыми родственниками и детьми на предмет общения с незнакомцами по телефону и в соцсетях. А если мошенничество все-таки состоялось, немедленно обратиться в правоохранительные органы.