zebra-tv.ru/novosti/jizn/dalshe-budet-vidno-/

«Дальше будет видно...»

Причины и последствия гибели триатлониста во время соревнований в городе Гусь-Хрустальном: как трагедию видят следователи и что будет с одним из самых крупных состязаний по триатлону во Владимирской области
Сергей Егоров 14 июля 2015, 16:09

12 июля на межрегиональных соревнованиях по триатлону в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области погиб рязанский спортсмен. Во время первого заплыва на 150 метров за 10-15 метров до финиша 41-летний Сергей Фомин неожиданно начал тонуть. Тело триатлониста подняли со дна городского озера спустя примерно 7 минут после трагедии, спасти его уже было невозможно. Предварительные итоги проверки, инициированной Следственным управлением СКР по Владимирской области, подтвердили, что гибель спортсмена – несчастный случай. Происшествие могло остаться незамеченным, если бы не ряд выводов и событий, которые последовали за инцидентом.

Первопричина трагедии пока неизвестна

С момента инцидента прошло уже двое суток, но криминалисты пока затрудняются назвать первопричину гибели Сергея Фомина. Утром 13 июля эксперты озвучили предварительный вердикт: асфиксия в результате утопления в воде.

Следователи склоняются к мысли, что у рязанского спортсмена были проблемы со здоровьем – вполне возможно, что триатлонист потерял сознание из-за нарушений в работе сердечно-сосудистой системы. Эти нарушения могла спровоцировать погода: 12 июля в Гусь-Хрустальном шли дожди, температура воздуха едва доходила до 20 градусов Цельсия, вода была ещё холоднее.

Тем не менее, криминалисты, проводившие экспертизу, отметили отличную физическую форму рязанца. «Погибший был крепкого, спортивного телосложения, не имел хронических заболеваний», – сообщает СледКом. Следователи надеются, что нестыковки исчезнут после проведения дополнительных гистологических исследований. Результаты новых анализов станут известны в течение месяца.

Следователи оценят действия спасателей...

Сергей Фомин провёл под водой, по рассказам очевидцев, от 7 до 10 минут. Его тело подняли другие спортсмены, оказавшиеся неподалёку от места происшествия. Сотрудники местной спасательной станции пытались помочь утопающему, бросив с берега спасательный круг, а поняв, что эти усилия тщетны, сами бросились в воду и пытались найти погибшего на глубине не более 4 метров.

В управлении МЧС по Владимирской области говорят, что спасатели на городском озере в Гусь-Хрустальном находились в полной готовности и сделали всё возможное для спасения спортсмена. Претензий к ним у руководство чрезвычайного ведомства нет. Более того, в МЧС отмечают профессионализм сотрудников спасательной станции – на их счету около десятка спасённых жизней только за последние пару-тройку лет. Последний раз спасатели не дали утонуть человеку уже на следующий день после трагедии, 13 июля.

Тем не менее, у следователей всё равно есть вопросы к спасателям. В ходе доследственной проверки будет дана оценка готовности к реагированию специалистов на возникновение нештатной ситуации. Некоторые вопросы по-прежнему остаются без ответа. Очевидцы утверждают, что в районе места трагедии находились не менее десятка человек – могли ли они помешать спасателям оперативно оказать помощь тонувшему спортсмену? Почему на достаточно крупных соревнованиях с большим количеством участников дежурила только одна лодка (хотя на подобных состязаниях, как правило, одна-две лодки находятся поблизости от спортсменов)?

… и организаторов

У следователей есть вопросы и к организаторам турнира «Баринова роща». В частности, к некоторым пунктам положения о проведении соревнований.

Речь идёт, в первую очередь, о медицинском освидетельствовании спортсменов перед началом и во время соревнований. Эта процедура не предусмотрена положением гусевских соревнований – каждый участник, заявляясь на турнир, подписывал заявление, где отказывался от претензий к организаторам «Бариновой рощи» и судейской бригаде в случае получения каких-либо увечий и опасных для жизни повреждений. Помимо этого, своей визой триатлонисты подтверждали, что «хорошо физически и технически подготовлены, а готовность к соревнованиям проверена врачом».

В СледКоме не исключают и того, что немаловажную роль в трагедии сыграл упрямый спортивный характер триатлониста. По словам старшего помощника руководителя СУ СКР по Владимирской области Ирины Мининой, за день до выхода на дистанцию Сергей Фомин жаловался на недомогание, но всё-таки предпочёл рискнуть. Кроме того, непонятно, почему из-за плохой погоды соревнования не перенесли на другую дату, хотя о низких для середины лета температурах и осадках было известно заранее.

Дальнейшая судьба соревнований неизвестна

Межрегиональный турнир по кросс-триатлону «Баринова роща» проходил в Гусь-Хрустальном в седьмой раз. Соревнования организует местный спортивный клуб с одноимённым названием. Участие в соревнованиях принимают спортсмены практически из всех регионов Центрального федерального округа России. В 2014 году на соревнования приехали почти 150 человек, в 2015 году число заявившихся спортсменов превысило 170 человек.

Организаторы надеялись сделать «Баринову рощу» одним из этапов Кубка России по триатлону, однако теперь добиться этого будет весьма проблематично – трагедия нанесла серьёзный урон многолетней репутации состязаний.

Соревнования проходили в течение 2-х дней, 11 и 12 июля. Победители определялись на 4-х дистанциях: детской, короткой, средней и основной (самой длинной). Сергей Фомин заявился на короткую дистанцию. 41-летнему рязанскому спортсмену предстояло проплыть 150 метров, проехать 6,5 километров на велосипеде и на заключительном этапе пробежать 1,5 километра.

Неизвестно теперь, будет ли проводиться «Баринова роща» в дальнейшем. По крайней мере на сегодняшний день ясности нет. «Сейчас они (соревнования) мне точно не интересны. Дальше будет видно...», – сказал Зебра ТВ главный организатор спортивного праздника Иван Филатов.

После трагедии с рязанским спортсменом соревнования по кросс-триатлону были незамедлительно прерваны. К этому времени уже определились победители в командных эстафетах и на короткой дистанции – организаторы пообещали вручить им заслуженные призы и подарки в ближайшее время. Все взносы за участие в соревнованиях будут возвращены всем пожелавшим этого спортсменам, которые не смогли выйти на старт. Оставшиеся деньги организаторы передадут семье погибшего.

Опасный триатлон

Увы, гибель спортсменов во время соревнований – явление достаточно частое в современном мире. Триатлон - не исключение. За последние 7 лет это, как минимум, 6-й несчастный случай на водном этапе дистанции.

Последний раз триатлонист погибал в воде в октябре 2014 года. Трагедия произошла на соревнованиях в городе Уилмингтон в американском штате Северная Каролина – во время заплыва нагрузки не выдержало сердце спортсмена из штата Джорджия, 68-летнего Роджера Акермана. Триатлониста не удалось спасти даже несмотря на то, что он сошёл с дистанции и попросил помощи у медиков.

Ещё один случай произошёл в августе 2012 года в штате Нью-Йорк, в рамках отборочного этапа на чемпионат мира по триатлону Ironman. 43-летнему спортсмену стало плохо, когда он преодолевал 3,9-километровую водную дистанцию. Мужчину извлекли из воды и отвезли в ближайшую больницу, где он скончался.

В современной истории российского триатлона о количестве смертей в воде (и были ли они вообще) точно неизвестно. Близкие к этому виду спорта люди утверждают, что до трагедии в Гусь-Хрустальном подобных инцидентов ещё не было, но проверить достоверность этих слов весьма сложно.

Тем не менее, громкие несчастные случаи на российских соревнования были. В августе 2014 года на соревнованиях в Нижнем Новгороде скончался 26-летний челябинец Егор Леонтьев. Спортсмен потерял сознание на заключительном беговом этапе дистанции, буквально за 1 километр до финиша. Врачи примерно час боролись за жизнь триатлониста, но спасти его не смогли. Позже выяснилось, что причиной гибели спортсмена стала острая коронарная недостаточность