zebra-tv.ru/novosti/jizn/dorozhnuyu-set-suzdalya-gotovyatsya-reformirovat/

Дорожную сеть Суздаля готовятся реформировать

В Суздале стартовал пилотный для Владимирской области проект создания «Комплексной схемы организации дорожного движения». В схему включат организацию велодвижения по центру города и разрешат проблему гужевого транспорта
16 сентября 2016, 09:31
фото проекта «Лестница»

Администрация города Суздаля заключила договор с рязанской компанией «Квантэкс», которая 14 сентября начала реализацию проекта по созданию «Комплексной схемы организации дорожного движения» (КСОДД). Речь идет о создании единого и долгосрочного плана действий по оптимизации дорожного движения на территории туристической столицы Владимирской области.

IMG_7232.jpg

По словам директора по развитию компании «Квантэкс» Александра Зацепина, создание таких комплексных дорожных схем предусмотрено федеральным проектом — по указанию президента Владимира Путина единые схемы должны быть утверждены во всех российских городах до 2018 года. Правда, главы городов, как правило, не спешат в кризис вкладывать деньги в долгосрочные перспективы.

«Администрации многих муниципальных образований не привыкли так работать, так качественно планировать. Они считают, что им это не нужно, и они сами лучше знают, что нужно делать, а значит воспринимают такие проекты в штыки. Другая большая часть в общем-то понимает, что это нужно. Но все упирается в нехватку бюджета. Но, тем не менее, есть глобальное управление, федеральные указы», - кивает в сторону федерального центра Александр Зацепин.

Александр Зацепин, директор по развитию компании «Квантэкс»:

  • Чтобы результат был достойным, сначала надо запланировать, надо все рассчитать, привести обоснования, а потом уже делать
  • К сожалению, до последнего времени наша администрация, наши чиновники часто делали так: вот есть возможность бюджетная – давайте что-то сделаем. И выбирали не очень обоснованные проекты. Поэтому строятся и внеуличные пешеходные переходы за многие миллионы, по которым никто не ходит, строятся развязки там, где не надо, дороги порой строятся, по которым мало кто ездит
  • Соответственно, транспортное планирование надо выводить на новый уровень. Нужно, чтобы в каждой администрации был полный перечень документов. И уже по этим документам развивать транспортную инфраструктуру и реализовывать дорожное движение
  • Соответственно, понимая это, наше правительство, наш президент приняли ряд постановлений – прежде всего, речь об изменениях, внесенных в Градостроительный Кодекс в 2014 году – в отношении программ комплексного развития транспортной инфраструктуры
  • Теперь такие программы должны быть у каждого муниципального образования, которое разработало и утвердило генеральный план
  • В конце 2015 года правительство РФ приняло постановление, где четко регламентировано то, как же нужно разрабатывать эти программы. И, начиная с этой даты, каждое муниципальное образование, у которого есть генплан, должно разработать эти программы. Это верхний уровень транпортного планирования
  • На среднем уровне идут Комплексные схемы организации дорожного движения – тот проект, которым мы сейчас в Суздале, собственно, и занимаемся
  • Во-первых, был выпущен приказ №43 Минтранса РФ, который регламентирует, как это делается. Готовится федеральный закон об организации дорожного движения, в котором будет уже четко прописано: кто, когда, какими полномочиями обладает
  • Но пока этот закон не принят, президент, после, кстати, совещания Президиума Госсовета, которое прошло в марте этого года, дал поручение всем муниципальным образованиям свыше 10 тысяч населения, разработать комплексные схемы организации дорожного движения
  • Все эти документы разрабатываются на долгосрочную перспективу – порядка 15-20 лет. Мероприятия серьезные – требуют больших денежных вливаний. Но без этого мы так и останемся в том состоянии, когда у нас по 20-30 тысяч человек погибает, когда у нас сплошные заторы
  • А ведь надо еще понимать, что автомобилизация растет. Машин продается очень много, и если ничего не делать, то все будет совсем плохо
  • Вот Суздалю, возможно, это не грозит, как и многим небольшим городам, а крупные города – тот же Владимир, уже вполне ощущают все эти проблемы и понимают, что с этим нужно что-то делать

Суздаль стал первым городом Владимирской области, решившимся потратить 1 миллион рублей на разработку КСОДД. К моменту сдачи проекта - в декабре 2016 года - суздальская мэрия получит от исполнителей совокупность инженерно-планировочных и организационно-регулировочных мероприятий, которые позволят оптимизировать городскую улично-дорожную сеть.

IMG_7227.jpg
IMG_7229.jpg

Решение о заключении договора на разработку схемы организации дорожного движения, судя по всему, принималось весьма поспешно - начальник отдела ЖКХ администрации города Суздаля Михаил Дарьин начал вникать в детали работы рязанских специалистов непосредственно перед интервью с Зебра ТВ. Да и руководство города-музея не закладывало на дорожную схему денег в бюджет - по условиям конкурса получить расчет за свою работу аналитики смогут только в следующем 2017 году.

Михаил Дарьин, начальник отдела ЖКХ города Суздаля:

  • По указу президента РФ до 2018 года нужно всем муниципальным образованиям разработать программу комплексного развития дорожного движения. Администрация города Суздаля этим вопросом уже озаботилась сейчас
  • Мы заложили денежные средства в бюджет 2017 года. Провели торги по разработке данной программы. Вчера мы заключили договор с фирмой «Квантэкс». И сегодня они уже приступили к работам
  • Сейчас сотрудник администрации города помогают данной фирме со сбором необходимой информации

Вопрос:

  • Чем существующая дорожная сеть не устраивает руководство Суздаля? И в чем в перспективе будут улучшения?

Михаил Дарьин, начальник отдела ЖКХ города Суздаля:

  • В городе Суздале имеется дислокация дорожного движения – проект, который на данный момент уже устарел. Ему больше пяти лет, его нужно было обязательно менять. Для этого нам нужна эта комплексная схема организации дорожного движения, по которой мы уже сможем сделать проекты данных улиц, организовать дорожное движение
  • С данной программой мы решаем две важных задачи для города – это организация единого парковочного пространства и организация эвакуации транспортных средств в городе Суздале

Вопрос:

  • Проектировщики составляют схему так, как считают нужным Или от вас были какие-то вводные?

Михаил Дарьин, начальник отдела ЖКХ города Суздаля:

  • Мы указывали на определенные участки, где нужно было организовать дорожное движение в связи с аварийностью. То есть это вся организация по установке дорожных знаков. И нам нужно проработать обязательно вопрос по улучшению пешеходной и велосипедной инфраструктуры. Так как мы сейчас будем строить велосипедные дорожки
  • Мы почему торопимся сделать сейчас эту программу? Потому что у нас ведется активная подготовка к тесячелетию города Суздаля. В связи с этим при проведении празднования будет очень большой наплыв туристов

Вопрос:

  • Когда закончатся все работы? Исследовательский этап и этап внедрения?

Михаил Дарьин, начальник отдела ЖКХ города Суздаля:

  • По условию договора расплачиваться с фирмой мы будем в 2017 году. А работы они должны сделать до конца декабря этого года

Высадившийся в Суздале «рязанский десант» состоит из 11 человек. Часть команды занимается опросами населения, часть - работой с документами, часть - сбором аудиовизуальной информации. На «полевые работы» отведено всего 3 дня. Благо, случайным образом исследовательский период пришелся на момент проведения «Медовуха Fest», а значит, приезжая компания сможет оценить дорожно-транспортную ситуацию при наплыве туристов в Суздале, который в несезон кажется тихим провинциальным городком.

IMG_7200.jpg
IMG_7210.jpg
IMG_7214.jpg

Основной блок работы - загрузка данных в специальную компьютерную программу и создание модельных предложений - проведут уже за пределами Владимирской области. Первые предложения для обсуждения мэрия Суздаля получит уже в октябре 2016 года.

По словам Александра Зацепина, работа охватывает множество задач - разработку предложений по развитию улично-дорожной сети, оптимизации движения личного и общественного транспорта, снижению уровня аварийности на дорогах, оптимизации работы светофоров, оптимизации скоростных режимов движения и уменьшению отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду.

IMG_7220.jpg
IMG_7219.jpg

Кроме решения общероссийских дорожных проблем, разработчикам документа предстоит столкнуться и с особой суздальской спецификой - гужевым транспортом и организацией велодвижения в сердце туристического города.

Александр Зацепин, директор по развитию компании «Квантэкс»:

  • Пока я не очень сориентировался. Мы сейчас точечно работаем по сбору данных. Более того, мы производим большой объем фото- и видеосъемки – то есть, набираем максимум информации
  • А уже потом в теплых офисных условиях наши аналитики будут прорабатывать, выяснять, искать проблемы. И, в общем-то, эти проблемы мы отражаем в отчете о первом этапе. А дальше мы со специалистами администрации уже решаем, действительно ли это так, или здесь могут быть какие-то неучтенные моменты
  • А когда список проблем будет согласован, уже будем прорабатывать мероприятия, чтобы эти проблемы устранить
  • Но если вот так сходу, то, конечно, город Суздаль, как и многие малые города РФ, не настолько подвержен транспортным проблемам – прежде всего, в плане заторов – просто потому, что здесь малоэтажная застройка, здесь мало автомобилей
  • Но, с другой стороны, такие проблемы, как парковка, проблема развития пешеходной инфраструктуры – да, я это видел сегодня, когда ходил по городу
  • Опять же, во всем мире, и, слава Богу, в Российской Федерации тоже, наше правительство федеральное поняло, что основной тренд должен быть – это развитие велосипедного движения
  • Дело в том, что велосипед – это очень качественный вид транспорта и в плане занимаемого пространства, и в плане парковок, и в плане экологии. И велосипедом можно пользоваться практически круглый год даже у нас – современные велосипеды легко ездят по снегу. Поэтому для малых городов, вроде Суздаля, это вообще может стать одним из основных видов транспорта
  • А здесь мы как раз подходим к тому, что спроси сейчас активного суздальца: используете ли вы велосипед? Он, скорее всего, ответит, что нет. Но если его спросить, будете ли вы использовать, если мы создадим для вас удобную инфраструктуру, которую просто приятно наблюдать, например, в Голландии? Я думаю, все ответят, что да
  • Поэтому, одна из задач комплексной схемы – использовать велосипед не как средство для отдыха, а как транспортное средство. И, опять же, сюда приезжает много туристов, и здесь вполне эффективным может быть велопрокат. Именно в транспортных целях. Не как сейчас организован: когда велосипед берется на час, на два, на три, а потом возвращается на точку
  • А городской велопрокат в транспортных целях основан на концепции док-станций, которые по городу распространены, как это в Москве сделано: человек может взять в одном месте, доехать и сдать в другое место – мне кажется, здесь это было бы очень удобно
  • У Суздаля есть одна уникальная проблема – она связана с гужевым транспортом. Он выходит на улицы, а улицы достаточно узкие, плюс а них разрешена парковка, в частности, на главной улице Ленина. То есть, часть улицы занимает парковка, остается две полосы, по которым прекрасно едет гужевой транспорт со скоростью 10км/ч, собирая за собой длинные очереди транспортных средств, недовольных автолюбителей – больше такого я нигде не видел
  • И здесь проблема вот в чем. С одной стороны, мы может отдать приоритет автолюбителям, организовав движение так, чтобы гужевой транспорт не мешал. С другой стороны, мы можем отдать приоритет гужевому транспорту и пешеходам. И это проблема, над которой надо поразмышлять
  • Потому что туристический город требует того, чтобы приоритет был отдан пешеходам. Автомобили здесь мешают – они портят все, на самом деле
  • С другой стороны, туристический он будет, возможно, не круглый год.  И, в общем, суздальцы, как и все россияне, привыкли ездить на машине в булочную. И отучать их от этого комплексно, надо всеми силами

Комплексным обследованием городов компания «Квантэкс» занялась относительно недавно, обкатав свои навыки на ряде проектов Подмосковья рассказывает Александр Зацепин:

«Раньше это были отдельные научно-исследовательские работы для муниципальных образований, посвященных конкретным проблемам - транспортных узлов и так далее. По большей части разрабатывали такие документы».
IMG_7257.jpg

В арсенале аналитиков - «дорожная лаборатория», оснащенная компьютером и камерой видеонаблюдения и восемь камер, развешенных на самых крупных городских перекрестках. Изначально «Квантэкс» планировал делать съемку с квадрокоптера, однако дрон сломался в процессе работы. Зацепин пояснил, что для воздушной съемки специалисты приедут в Суздаль еще раз.

Александр Зацепин, директор по развитию компании «Квантэкс»:

  • Есть 24 направления работы в рамках работы над комплексной схемой. По каждому направлению будут выявлены проблемы, будут выявлены места, где что нужно делать и внедрять
  • И дальше мероприятия нашими специалистами будут предлагаться и согласовываться с администрацией. Чтобы, в общем-то, они понимали, и не получилось так, что мы предложим какой-то космос, не учтя каких-то местных нюансов, которых мы, конечно, не можем знать. И в результате, чтобы не получилось, что это никому не нужно. Конечно, будет плотное сотрудничество
  • У нас здесь есть дорожная лаборатория – она позволяет осуществлять съемку улиц города на видеокамеру, чтобы потом можно было смотреть некий аналог яндекс-панорам. Но это будет самая актуальная информация
  • Лаборатория снимает геометрию, то есть, мы будем знать ширину улиц в каждом конкретном месте, чтобы потом можно было смотреть, можно ли здесь организовать парковку, велодорожки и так далее
  • У нас здесь всего 11 человек. Часть людей занимается на лаборатории, часть – видеосъемкой ключевых улиц и узлов. По результатам обработки этой съемки мы получим данные о результатах интенсивности и составе транспортных потоков. Это крайне важно, чтобы понимать, какая нагрузка транспортная ложится на город
  • И большая часть наших сотрудников здесь занимается – вот именно сегодня – замерами пассажиропотоков. Завтра эти же люди будут заниматься социологическим исследованием, то есть, мы пойдем на улицы города, будем говорить и с суздальцами, и с туристами – само собой. Нам важно понять, кто куда передвигается, какие проблемы сами горожане отмечают. Все это будет приложено к проекту как исходные данные
  • Сейчас мы три дня активно работаем – с раннего утра и до поздней ночи собираем информацию. Потом возвращаемся к себе – в свое теплое гнезнышко – и строим модели, считаем, оцениваем, анализируем, создаем проекты
  • Отчет о первом этапе мы в октябре представим. Будем говорить о проблемах, согласовывать, смотреть
  • А уже потом мы приступим к формированию программы основных мероприятий. Полное завершение работ планируется в декабре-месяце

Вероятно, самый большой и сложный вопрос встанет перед администрацией города Суздаля в тот момент, когда предложения проектировщиков придется воплощать в жизнь. По словам Зацепина, комплекс мероприятий «среднего уровня» обойдется городскому бюджету в сумму, доходящую до сотен миллионов рублей. А программа комплексного развития инфраструктуры предполагает уже миллиардные траты.

IMG_7253.jpg

Представитель «Квантэкса» уповает на здравый смысл и правительства, и президента, которые, по его расчету, будут помогать деньгами муниципальным властям. Суздаль готовится к тысячелетнему юбилею и ожидает к этой дате серьезные финансовые вливания из федерального центра.

Александр Зацепин, директор по развитию компании «Квантэкс»:

  • Здесь, прежде всего, используются недорогие организационные мероприятия, реализуемые за счет установки технических средств организации дорожного движения — это знаки, разметка, ограждения, светофорные объекты и так далее. То есть, в принципе, это не очень дорогие объекты

  • Такие программы обходятся в десятки, возможно, сотни миллионов рублей. Для Суздаля, я сразу не буду говорить, но вряд ли это будет сильно дороже

  • Что касается программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, то здесь, конечно, разрабатываются более серьезные мероприятия. И такие программы в реализации уже обходятся в миллиарды рублей

Вопрос:

  • То есть, для Суздаля это бесперспективная история?

Александр Зацепин, директор по развитию компании «Квантэкс»:

  • Нет, ну, почему же? Ведь речь идет о десятилетиях. Важно понимать, что должно быть сделано. Я рассчитываю, что наше правительство, наш президент понимает, что это нужно делать и то, что бюджетные возможности муниципальных образований ограничены

  • Поэтому, я думаю, будет организовано некое субсидирование на воплощение этих документов