zebra-tv.ru/novosti/jizn/geroy-iz-sela-dobrogo/

Герой из села Доброго

Среди погибших на взорвавшемся в Севастополе военном линкоре «Новороссийск» было пятеро владимирцев
Дмитрий Артюх 10 сентября 2013, 17:01

Взрыв линейного линкора «Новороссийск» в севастопольской бухте ночью 29 октября 1955 года - чуть ли не самая крупная катастрофа боевого корабля в мирное время. Количество жертв этой трагедии превышает 600 человек. До сих пор никто не знает истинную причину взрыва.

По официальной версии, линкор подорвался на донной магнитной мине, установленной немцами в 1944 году при уходе из Севастополя. Выдвигали версии о детонации корабельного боезапаса, о взрывчатке на борту, о намеренном подрыве «Новороссийска» советским командованием, о диверсии.

Pic15.jpg

В августе 2013 года «версия-диверсия» получила еще одно серьезное подтверждение. Ветеран итальянского спецподразделения боевых пловцов «Гамма» Уго д'Эспозито сделал заявление, что взрыв «Новороссийска» - дело рук спецслужб Италии. До этого итальянские военные подобную версию наотрез отрицали.

Дело в том, что линкор был построен на Аппеннинах в 1910-1911 годах, изначально назывался «Джулио Чезаре» и до 1948 года состоял в составе итальянского военно-морского флота. В 1949 году линкор достался СССР в счет репараций, вошел в состав Черноморского флота и был переименован в "Новороссийск". Несмотря на то, что линкор во многом уже устарел, итальянцы не могли смириться с тем, что «Джулио Чезаре» достался русским.

По словам Уго д'Эспозито, диверсанты прибыли в Севастополь в трюме итальянского грузового судна. 29 октября 1955 года в 1 час 31 минуту с правого борта у носа раздался взрыв, эквивалентный по некоторым утверждениям 1000-1200 килограммам тротила. Он пробил корпус корабля, вырвал часть палубы. В подводной части линкора образовалось большое отверстие. В момент взрыва в кубриках сразу же погибло более 150 матросов. Кто-то оказался запертым в отсеках корабля, кто-то до последнего оставался на боевом посту и пытался спасти судно и товарищей. К эвакуации приступили не сразу. Под утро линкор лег на левый борт, а к вечеру полностью исчез под водой.

56626.jpg

Жертвами трагедии стали 617 моряков с самого «Новороссийска» и с аварийных бригад других кораблей. Среди погибших было 5 уроженцев и жителей Владимирской области.

martynov-radomir-sergeevich-inzh-lejtenant-822.jpg

В первом машинном отделении летом 1956 года при подъеме линкора были найдены останки уроженца города Юрьев-Польского инженера-лейтенанта Радомира Мартынова. Мартынов, окончивший Высшее военно-морское инженерное училище, получил назначение на «Новороссийск» за 6 месяцев до взрыва. За 3 месяца до гибели у него родился сын. Командир машинной группы Мартынов погиб на своем боевом посту во время опрокидывания корабля.

Где-то в недрах «Новороссийска» погибли наши земляки - матросы электротехнического дивизиона: ученик моториста Виктор Викторов, уроженец Владимира, моторист Виктор Шувалов из поселка Второво Камешковского района и электрик Сергей Щепетов из Меленковского района.

schepetov-sergej-petrovich-matros-1547.jpg  shuvalov-viktor-vasiljevich-matros-1540.jpg

Мартынову на момент гибели было всего 25 лет, Викторову, Шувалову и Щепетову еще меньше - по 20.

При ликвидации катастрофы погиб еще один уроженец Владимира - Борис Михайлович Соков, он служил электриком на другом корабле - крейсере «Михаил Кутузов» и вошел в аварийную партию, которая менее чем через полчаса прибыла к линкору «Новороссийск» и оказывала помощь. Через несколько часов крейсер «Кутузов», не успевший отойти, накрыло опрокидывавшимся линкором. Среди погибших оказался и Соков.

02.jpg

Родился Борис Соков в 1935 году в селе Доброе под Владимиром. Двухэтажный дом, в котором он жил, стоял там, где сейчас располагается администрация Фрунзенского района. Деревянные постройки по этой стороне улицы Добросельской города Владимира снесли в 1970-80-х годах.

pcbhQJxWNW0.jpg  дом_Добросельская.jpg

О юности Бориса известно мало. Во Владимире у него сейчас живут сводная и двоюродная сестры. Они вспоминают, что за месяц до призыва в армию у Сокова умерла мать Клавдия Ивановна. Тем не менее, проводы призывнику устроили. На следующий день, уходя в Боголюбово в военкомат, Борис несколько раз обернулся на родной дом. Старушки из Доброго тут же начали шептаться: мол, плохая примета, не вернется. 

03.jpg

С Черного моря Борис прислал несколько писем со своими фотографиями. А потом отец Бориса - Михаил Семенович, рабочий «Автоприбора» получил посылку, в которой были личные вещи сына. Родственники недоуменно спрашивали военных, которых встречали: что это может значить. Все разъяснилось, когда Михаил Соков получил письмо за подписью командира войсковой части № 99005 капитана 2 ранга Голоты. 

«С глубоким прискорбием сообщаем Вам о преждевременной кончине на боевом посту при выполнении воинского долга Вашего сына Сокова Бориса Михайловича.
Ваш сын, как пламенный патриот, не жалел своих сил для укрепления боевого могущества нашей великой Родины.
Вы, дорогие родители, воспитали в Вашем сыне такие благородные качества, как трудолюбие, стойкость и горячую любовь к Родине.
Именно поэтому он при выполнении специального задания проявил стойкость и мужество.
Ваш сын до конца и честью выполнил свой долг перед Родиной.
За проявленные при выполнении задания мужество и отвагу, Ваш сын представлен к правительственной награде.
Вместе с Вами мы глубоко скорбим о преждевременной кончине Вашего сына Бориса и вместе с Вами разделяем большое Ваше горе.
Благородный поступок Вашего сына является для нас, его боевых друзей, примером честного служения Родине.
От имени всего экипажа корабля и от себя лично желаю Вам доброго здоровья», -
пишет капитан Голота.

06.jpg

Что за «специальное задание» выполнял Борис Соков родные узнали только много лет спустя. Катастрофа «Новороссийска» до 1980-х годов была строго засекречена. На могиле сына Михаил Соков побывать так не успел. 

15.jpg  big1211.jpg

Борис был похоронен в Севастополе на кладбище Коммунаров. На скромном памятнике значится его фамилия. Остальные четверо владимирцев, служивших на «Новороссийске», нашли покой на Братском кладбище. Над их братской могилой стоит бронзовый скорбящий матрос.

martinov-2.jpg

Слова капитана Голоты о представлении к правительственной награде долгие годы остались пустым звуком. Только в конце 1990-х премьер-министр Евгений Примаков выступил с инициативой наградить всех погибших в той трагедии Орденами Мужества. Награждал вдов и детей матросов «Новороссийска» и «Михаила Кутузова» и.о. президента России Владимир Путин.

Однако получили высокую награду не все. Родственников Бориса Сокова на награждение не пригласили, не вручили орден и позднее. Хотя, согласно спискам личного состава крейсера «Михаила Кутузова», владимирский матрос высокую правительственную награду все же получил.