zebra-tv.ru/novosti/jizn/kachestvo-meditsiny-s-pozitsii-patsienta/

Качество медицины с позиции пациента

Качество оказания медицинской помощи во Владимирской области будет оцениваться экспертным сообществом регионального департамента здравоохранения с учётом степени удовлетворённости пациентов
Пётр Фокин 28 сентября 2015, 12:37

«Что такое качество? Вообще-то, удовлетворённость, в принципе, в среднем. То есть, если я удовлетворён, значит качественно. Какой продукт - не важно. Вот мне нравится одежда вот такая, она, может быть, и не очень брендовая, но она мне нравится. Это удовлетворённость», - так по теме качества оказания медицинской помощи на расширенном заседании рабочей группы «Социальная справедливость» Владимирского регионального отделения движения «Народный фронт «За Россию» (ОНФ) философски высказался директор департамента здравоохранения администрации Владимирской области Александр Кирюхин.

IMG_6794.JPG

Кирюхин отметил, что когда заходит речь о реформировании здравоохранения, то все заинтересованные лица, начиная с пациентов и заканчивая главой Минздрава, в принципе, верно оценивают ситуацию, каждый со своей позиции. Вместе с тем, тема качественного оказания медицинской помощи очень резонансная в российском обществе. Поэтому Александр Кирюхин считает, что надо обязательно проводить мониторинг степени удовлетворённости пациентов качеством услуг, полученных в учреждениях здравоохранения.

Кроме этого, необходимо к оценке качества привлечь экспертное сообщество из врачей и общественников.

Вот монолог Александра Кирюхина с незначительными сокращениями.

Александр Кирюхин, директор департамента здравоохранения администрации Владимирской области:

  • Конечно, мы должны с вами вместе, я надеюсь, обязательно мониторировать удовлетворённость населения (качеством оказания медицинской помощи). Почему? Какая проблема?
  • На мой взгляд, когда мы рассуждаем вот об этих изменениях, оптимизации и так далее, все, вроде, правильно говорят, с каждой позиции; главный врач — правильно (говорит); министр (здравоохранения) — правильно; департамент — правильно; пациент — тоже правильно
  • И всё-таки, (существует) одна проблема, о которой я сегодня и своим коллегам говорю: все реформы надо нам оценивать всё-таки с позиции пациента. Сегодня это главная фигура, он всегда был главной фигурой, потому что нет ничего сложнее врачевания в жизни вообще. Поэтому с позиции пациента (надо оценивать оптимизацию здравоохранения), поэтому мониторировать (степень удовлетворённости пациентов качеством оказания медицинской помощи) нужно обязательно. И всё, что мы не делаем, как мы не делаем, мы должны оценивать с его (пациента) позиции
  • Когда вы говорите «организация, оптимизация», мы ничего не сокращаем
  • Бывает так: сгорел (сельский) ФАП (фельдшерско-акушерский пункт). Вот как это расценивать? Урбанизация идёт на селе, из населения осталось (там) два-три человека, вот такие вещи могут быть, и они могут попасть в статистику (как население, не охваченное оказанием медицинской помощи), о чём мы говорим. А сельское здравоохранение должно прирастать ФАПами, врачебными амбулаториями, мобильными (бригадами), я потом расскажу, как департамент к этому подходит
  • Дальше — качество. Конечно, это ведение обязательное протоколов и порядков оказания медицинской помощи. Это обязательно надо сделать, потому что как бы мы ни рассчитывали на врача, мы его должны ввести в рамки ведения протокола, единого протокола, который должен быть. Мы его на сайте (департамента здравоохранения) вывесим. Все там будут протоколы, и все вы сможете ознакомиться
  • Вы можете ознакомиться, как вас там лечили, какие вам анализы делали, что не сделали, и тем самым вы берёте на себя ещё и контроль дополнительный, это нам в пользу, естественно, что дополнительный контроль, и всему обществу

Людмила Романова, сопредседатель Владимирского регионального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», уполномоченный по правам человека во Владимирской области:

  • Обратную связь как наладить?

Александр Кирюхин:

  • Я сейчас вам скажу, как будет обратная связь
  • У нас сейчас 66 протоколов, они все на сайте департамента, мы сейчас их ещё проверим, проконтролируем
  • И вот сам «Народный фронт» нас тоже простимулировал в этой ситуации, посмотреть, обновить ситуацию, и дать информацию. Одна из проблем — неинформированность населения, она существует в нашей области. Надо довести, не все же сайтом (департамента здравоохранения) пользуются, надо дойти до муниципалов, каким-то образом дать эту информацию, распространить (среди населения)
  • Это вот наша задача будет — обязательно довести (информацию до населения)
  • Критерии качества оказания медицинской помощи, они должны быть. Мы их, конечно, контролируем, мониторируем
  • Сегодня всю систему управления здравоохранением мы переводим в цифру. Потому что цифру контролировать легко, цифрой хорошо управлять, и так далее
  • Вот у нас 100 показателей (по которым определяется качество оказания медицинской помощи), 19 показателей таких серьёзных, которые мы контролируем, проверяем ежегодно, но критерии качества обязательно будут на сайте, каждый должен ознакомиться, какой уровень качества
  • Что такое качество? Вообще-то, удовлетворённость, в принципе, в среднем. То есть, если я удовлетворён, значит качественно. Какой продукт — не важно. Вот мне нравится одежда вот такая, она, может быть, и не очень брендовая, но она мне нравится. Это удовлетворённость. Но здесь департамент должен обязательно контролировать вот эти нормативные документы (протоколы и порядки оказания медицинской помощи)
  • Порядок оказания медицинской помощи у нас на сайте есть. Сегодня трёхуровневая система оказания медицинской помощи
  • У нас была проблема со стоматологической помощью поликлинической. Сегодня стоматология работает семь дней в неделю в городе (Владимире). Можно везде получить помощь. Сегодня в городе работает ночная (стоматология), (где пациенту) с (острой) зубной болью, можно оказать помощь вплоть до оперативного удаления и лечения.
  • Вот офтальмологическая помощь экстренная. Мы её дадим тоже на сайте, в районы дадим, мы её направляли, но, очевидно, надо более как бы (активно) всем нам (в этом направлении работать)
  • Вот, например, офтальмологическая помощь экстренная, которую оказывают вот в областной больнице. Да, мало врачей, конечно, мало. Но пациент должен попасть к врачу
  • И одна ситуация, это пятиминутная доступность (учреждения здравоохранения), которая должна быть, но если её нет, он (пациент) должен знать, куда поехать. И вот у нас есть график, который (предусматривает, что), Судогодский, Петушинский, Вязниковский, Гороховецкий, Селивановский (районы) и (город) Радужный, экстренная помощь офтальмологическая (жителям этих территорий) оказывается в областной больнице, где всё организуется. Да, вот сегодня такой порядок. Может быть, кому-то что-то как-то не нравится, но сегодня только в таком режиме мы можем сработать
  • Поэтому, с одной стороны, вот этот порядок, можно его пересматривать и контролировать, а, с другой стороны, другого пока на сегодня нет, если нет офтальмолога, допустим, в Селиваново сегодня, то, значит, помощь офтальмологическую ему (пациенту из Селивановского района) окажут в городе Владимире, надо его (туда) доставить
  • Для доставки (пациентов из районов в областной центр) существует и наш санитарный транспорт, но иногда, я тоже это говорю, ну если вопросы есть доставки, на сегодня транспорта столько много, что, если есть возможность, можешь доставить и своим личным

Сергей Полуэктов, участник заседания:

  • Так Муром же ближе к Селиваново, это не предусмотрено?

Александр Кирюхин:

  • Это можно пересмотреть, мы ещё раз говорим
  • Дальше, что ещё в отношении качества? Нужно создать экспертное сообщество, мы с (директором Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области) Ольгой Михайловной Ефимовой) об этом говорили, у нас есть реестр экспертов
  • У нас вот, допустим, внештатных специалистов (департамента здравоохранения администрации Владимирской области) 84, вот мы хотим всех внештатных (специалистов в экспертное сообщество при департаменте) ввести, грамотных специалистов
  • Кстати, в экспертное сообщество возможно и какие-то вещи ввести, вот тот же «Народный фронт», который может участвовать и проверять эту ситуацию
  • И, конечно, мы понимаем, вот мы вводим вот этот критерий, у нас они несколько другие, и мы как бы говорим, вроде, об одной вещи, но с разными подходами. Но суть-то ведь одна и та же. Мы там вот (сейчас определяем качество оказания медицинской помощи по тому) у кого больше процентов, у кого меньше. Это, наверное, правильная, конечно, ситуация, но критерий-то должен быть один, поэтому здесь (в экспертном сообществе) должен быть как бы и общественник, и врач-профессионал, который понимает (ситуацию) и правильно оценит (качество оказания медицинской помощи)
  • Экспертное сообщество, (список его членов) которое будет на сайте (департамента здравоохранения) тоже и доступно всему населению (для ознакомления)