zebra-tv.ru/novosti/jizn/khotyat-moshchi-chto-est-mochi/

Хотят мощи что есть мочи

В Суздале отметили 800-летие Евфросиньи Суздальской, мощи юбилярши пока остаются у автономщиков
1 октября 2012, 20:55

Автор: Дмитрий Артюх


Чуда не свершилось: мощи Евфросиньи к 800-летию святой в ее родной Суздальский Ризоположенский монастырь не вернулись. В Спасском соборе Спасо-Евфимиева монастыря, где проходит торжественное богослужение, рака Евфимия — новодел, тоже пустая. До революции мощи Евфимия находились именно здесь, но сейчас в Спасо-Ефимьевском монастыре — музей, и, по мнению гендиректора Светланы Мельниковой, святой должен лежать в другом месте. 




Кстати, по мнению многих историков, Евфросинья Суздальская — личность полу-мифическая, или даже совсем мифическая. Ее жития были написаны в XVI веке монахом Спасо-Ефимьевского монастыря Григорием и в других источниках больше не упоминаются. По данным монаха Григория, Евфросинья была дочерью князя Михаила Черниговского, а по данным летописей, у Михаила была только одна дочь, и звали ее Мария. Большинство историков считают, что суздальского князя Мины, за которого должна была выйти замуж Евфросинья, не было его Григорий придумал только для того, чтобы Евфросинья вдруг оказалась в Суздале и ушла в монастырь. Описания различных подвигов ее жизни в Ризоположенском монастыре — это мотивы из житий других святых. Таким образом, по мнению историков, у Григория получился образ сильной героической женщины — легенды о героях нужны были всегда. Это не исключает того, что некая монахиня Евфросинья в Ризоположенском монастыре все же некогда была. 


Несмотря на скептиков-историков, церковники, в том числе Митрополит Воронежский и Борисоглебский — почетный гость празднеств, лично знавший митрополита "автономщиков" Валентина (Русанцова), - настаивают на возвращении мощей в РПЦ.




В РПАЦ сегодняшний день — не праздничный, не только потому, что "автономщики" со дня на день ждут постановления об исполнении судебного производства, а потому что считают: все торжества притянуты за уши к ожидаемой дате передачи мощей. 




После получения постановления у РПАЦ будет 5 дней на добровольную выдачу мощей. "Мы этого сделать не можем, не понятен порядок передачи, - заявляют "автономщики": выдать надо, в соответствии с судебной формулировкой, культурные ценности религиозного назначения, именуемые «мощи», без всяких идентифицирующих признаков, «без размеров, без цветов, без количества». 




Во время этого пятидневного срока РПАЦ хочет начать переговоры с Росимуществом о деталях процедуре передачи, которые могут затянуться на неопределенное время. В то же время, в РПАЦ не исключают вариант силового решения проблемы со стороны приставов.