zebra-tv.ru/novosti/jizn/khudozhnik-sotov-ko-mne-prosto-voshli-v-doverie/

Художник Сотов: «Ко мне просто вошли в доверие»

Художник Сотов, чью «украденную» картину нашли при обыске у оппозиционера Алексея Навального рассказал журналистам, при каких обстоятельствах появилось его заявление в полицию о краже «Плохого хорошего человека»
Дмитрий Артюх 3 сентября 2014, 10:02
Общественно-политический портал «Русская планета» 2 сентября опубликовал большое интервью с владимирским художником-дворником Сергеем Сотовым, ставшим знаменитым после скандальной истории с изъятием в июне 2014 года у оппозиционера Алексея Навального его картины «Плохой хороший человек». Полотно якобы было похищено с импровизированной выставки Сотова на спуске к владимирскому вокзалу. Навальному и его другу Георгию Албурову, который якобы преподнес оппозиционеру «краденную» картину, светит реальный срок, а творчество Сотова тем временем стало покорять московскую публику. В столичном арт-хостеле «Фабрика» в Берсеневском переулке в начале июля открылась его персональная выставка «Полуразрушенные люди».

Журналистам «Русской планеты» 66-летний дворник-художник Сотов, которого во Владимире многие считали чудаковатым и нелюдимым человеком, буквально раскрыл душу. Оказывается, рисовать он начал в 16 лет, трудился оформителем цехов, кинотеатров и других заведений. С конца 1980-х годов Сотов начал подметать владимирские улицы. Художник признался журналисту, что увлекался националистическими идеями, поведал, что в середине 1990-х ему хотели присвоить звание «Заслуженный работник культуры» и что выставляться на заборах начал после того, как директор ДК ВХЗ однажды отказался выставить в своем учреждении его работы.

На вопросы о том, как он воспринимал кражи своих произведений с уличных выставок, Сергей Сотов заявил, что он «всегда к этому прекрасно относился». На вопрос, зачем тогда художник написал заявление в полицию о краже «Плохого хорошего человека», после которого к оппозиционеру Навальному нагрянули с обыском и было возбуждено уголовное дело, Сотов ответил в том духе, что заявление его вынудили подписать обманным путем, используя его доверчивость и впечатлительность.

«Меня тогда просто обманули. Никакого заявления я писать не хотел. Мне позвонили домой, представились сотрудниками администрации Владимирской области и сказали, что нам надо встретиться. Они меня на машине повезли к забору, где были размещены мои работы. Стали снимать меня на камеру.

И мне было от этого очень радостно и лестно, меня прямо расхваливали. Тут они в какой-то момент мне и говорят: «А у вас пропадают работы?» Отвечаю, что ради бога, пропадают и пропадают. Тогда меня спрашивают, не хочу ли я найти тех, кто забирает плакаты, тут же висела моя работа, а теперь ее нет. Я удивился еще: как они собираются кого-то искать? И зачем им мелочью такой заниматься, а не другими какими делами? Мне на это пояснили, что было постановление Путина о том, что даже мелкими делами нужно заниматься...

...Меня посадили в автомобиль, где люди представились полицейскими и показали удостоверения. Но я, правда, мельком посмотрел на документы. Я тогда еще в такой эйфории был из-за того, что меня засняли на камеру и хвалили. Меня редко кто хвалит. А уже темнело, я торопился домой. Я сел между ними в автомобиле и стал отвечать на их анкету, где родился, где учился и тому подобное. В какой-то момент они вернулись к теме необходимости найти мою работу, но это было среди множества пунктов того, о чем меня расспрашивали. В итоге мне протянули заполненный протокол, я попытался прочитать, вдруг расстрел подписываю, а там такой почерк, что не разобраться! Они еще и свет такой тусклый включили... Да и я домой торопился, так надоела вся эта тягомотина. Я вообще человек доверчивый. Поэтому поставил подпись и пошел.

И потом уже оказалось: подпись была под заявлением о том, что я хочу найти людей, забравших картину. Я им еще сказал на прощание, шутя: «Ну, если найдете — картину — звоните!» А на следующий день мне действительно позвонили: нашли, мол, мою картину. Я попросил, чтобы мне рассказали подробности. Мне пообещали перезвонить. Но так и не перезвонили», - рассказал Сотов.

О том, что было потом в квартире у Навального, Сотов узнал по телевизору. После этого, по его словам, он и снял все свои картины на спуске к вокзалу, а также наведался в полицию, чтобы отозвать свое заявление. Там ему, якобы, ответили, что помочь ничем не могут, потому что документ неизвестно где.

Сотов заявил журналистам: «Да я сам потом ходил в полицию и хотел отозвать свою подпись. А мне там ответили, что не могут найти мое заявление! Пообещали позвонить, как найдут, но так и не звонили. Но я хотел отозвать заявление, оно не было моей инициативой, а ко мне просто вошли в доверие. А то, что произошло в остальном? — это просто политическая борьба, видимо, против Навального. Меня зацепили случайно».

В день выхода материла на «Русской планете» Алексей Навальный на своем сайте выложил копию того самого «пропавшего» протокола принятия устного заявления о преступлении от Сергея Сотова о «краже» картины.

protokol_sotov.jpg

Оппозиционер, комментируя историю рассказанную Сотовым, делает заявление, что правоохранительные структуры создают «преступные группы для совершения преступлений, предусмотренных статьей 299 УК РФ «Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности», статьей 285 «Злоупотребление полномочиями», статьей 286 «Превышение полномочий». За всем этим он видит руку своих старых старых знакомых государственных деятелей, с которыми антикоррупционер ведет давнюю борьбу в интернете.

Один из главных вопросов корреспондентов «Русской планеты» Сергею Сотову: будет ли он еще пытаться отозвать свое заявление из полиции, в частности, если адвокаты Навального попросят его об этом, остался без ответа. Вместо него художник предложил журналистам показать свою новую работу - «диптих с собаками».

Корреспонденты Зебра ТВ попытались отыскать Сергея Сотова во Владимире и еще раз задать ему тот же вопрос. После долгих поисков им удалось отыскать его жилище в восточном микрорайоне города. Некоторые, помогавшие в поисках жители микрорайона, рассказывали, что адресом автора «Плохого хорошего человека» за последнее время интересовались «толпы людей».

Самого Сотова дома не оказалось. Как пояснила его «соседка по коммунальной квартире», представившаяся Галиной, художник очень устал от внимания журналистов и спасается от него на лоне природы - на даче. Возвращается очень поздно. Правда, по ее словам, по вечерам и утром его можно застать дома и на работе, а также отыскать по домашнему и (!) по сотовому телефону. Для журналистов Зебра ТВ, знакомых с творчеством Сотова и наслышанных о его привычках, это было небольшим откровением, поскольку они свято верили, что дворник является идейным противником мобильных телефонов, машин, компьютеров и других изобретений цивилизации. Даже сомнение закралось: а уж не на автомобиле ли Сотов на дачу добирается? Да и телевизор, который он так ненавидит, нет-нет да, оказывается, и посмотрит (об этом выше).

По словам Галины, ее сосед ужасно устал и от всей этой истории с «похищенной» картиной и он якобы готов еще раз пойти в полицию и попытаться отозвать свое заявление.

Поздним вечером все-таки удалось по телефону дозвониться до самого Сотова. Он подтвердил, что собирается наведаться к правоохранителям: "Постараюсь забрать заявление. Я уже настроился на это и при случае заберу. Это несправедливо, я считаю, с Навальным, потому что у меня постоянно пропадали картины, а такая реакция впервые. При первой же возможности схожу", - заявил художник. 

Также Сотов рассказал по телефону, что выставляться на улицах Владимира он пока не планирует, по крайней мере до тех пор, пока не напишет побольше новых работ. Сейчас, говорит художник, он трудится над диптихами, с которыми можно познакомиться только в его запасниках и на его даче.