zebra-tv.ru/novosti/jizn/na-tarzane-v-meshcherskie-dzhungli/

На «Тарзане» в мещерские джунгли

Возможная отмена ряда пригородных поездов во Владимирской области, в частности  на маршруте «Владимир-Тумская», грозит местным жителям серьезными неприятностями
Дмитрий Артюх 28 октября 2013, 16:31

Информация о возможной отмене ряда пригородных поездов во Владимирской области подстегнула некоторых туристов осуществить старые планы и прокатиться на «Тарзане» от Владимира до Тумы по железнодорожной ветке, которую раньше называли «Манчжуркой».

IMG_9505.JPG

Расписание на Тумскую богатством выбора не радует. Два поезда туда - в 8:45 утром и в 20:50 вечером. Обратно тоже два - в 2:25 ночью и в 14:00 днем. Еще несколько лет назад было 5 поездов. Полностью пропали электрички до Гусь-Хрустального. Еще с одной неприятной неожиданностью можно столкнуться на железнодорожном вокзале, если вы, конечно, не льготник (пенсионер или студент). За билет до Тумы на старой электричке с вас возьмут 286 рублей. Это немногим меньше стоимости билета до Москвы на комфортабельном «экспрессе».

IMG_9402.JPG

«Тарзан» - это тепловоз и три вагона, один из которых плацкартный, остальные два - с мягкими сидячими креслами в два ряда. В каждом вагоне по проводнику. Есть еще парень, который «обилечивает» зашедших на остановках пассажиров, поскольку, как говорят, на всех станциях до Тумы все вокзалы закрыли из-за нерентабельности. Так и стоят они вдоль железной дороги - заколоченные типовые станционные сооружения. Зато на многих из них красуются плакаты с «Сапсаном». В Туме, к слову, вокзал в воскресенье тоже не работает - выходной.

IMG_9405.JPG  IMG_9485.JPG

Первое, что бросается в глаза при входе в вагон, - большое объявление: «С 18 ноября 2013 года отменяются поезда №№ 6703/6706 Владимир-Тумская-Владимир поезд № 6707 Владимир-Тумская. С 19 ноября 2013 года отменяется поезд № 6702 Тумская-Владимир».

IMG_9566.JPG

Эта тема с уст пассажиров не сходит вплоть до самой Тумы. Даже бабушки-дачницы, рассуждая про лук-севок и урожай репы, постоянно переходят на обсуждение самой больной темы. В каждом из вагонов человек по 20. Пассажиры-завсегдатаи говорят, что в субботу народа бывает гораздо больше, а летом поезд иногда даже идет набитый битком.

IMG_9401.JPG

Через несколько минут после отправления в проходе появляется женщина с обращением к губернатору Светлане Орловой и подписными листами. Галина Лебедева в третий раз борется за «Тарзан», она отстаивала его и в прошлом году, и в позапрошлом. Если поезд ликвидируют, активистка предрекает крах нескольким сотням дачных участков владимирцев, расположенным вблизи полустанка «18 километр» (между Улыбышево и Головино). Автомобильные дороги до этих садов напоминают болото, а после дождей и вовсе исчезают.

IMG_9631.JPG  IMG_9424.JPG

По словам активистки Лебедевой, платформой «18 километр» пользуются и некоторые жители деревень Черепово, Неврюево и Нижней Занинки, проехать к которым рискуют только водители внедорожников. Сама Галина Лебедева говорит, что дача вернула ее к жизни после житейских катастроф. В подписных листах за сохранение электрички-тарзанки пустого места практически не осталось. В ближайшее время женщина собирается отнести их по назначению.

IMG_9540.JPG  IMG_9456.JPG

На 18-м километре поезд почти опустел. Оставшиеся читали газеты, лузгали семечки, смотрели в окно и в ноутбук. Проводники ничего конкретного про судьбу своего поезда сказать не смогли. Относительно их дальнейшей трудовой деятельности, в случае отмены пригородных поездов, железнодорожное начальство своих подчиненных не уведомляло. В основном, это жители Тумы и работать на других направлениях им будет неудобно. «Придется искать работу на родине, где с трудоустройством туго. Каждый год такая неприятность, надеемся, что хоть один «Тарзан» оставят», - говорят рязанские проводники.

IMG_9459.JPG  IMG_9548.JPG

После Головино в тамбур потянулись грибники. 20 октября отменили остановку на площадке 30 километр - супергрибном и ягодном месте. Грибники, утверждающие, что в лесу еще полно серушек, все же надеются, что машинист сжалится и остановит. Спрашиваю: А если обратный поезд вас не посадит, что делать будете? Встанем на рельсы, - отвечают бесстрашные женщины. Они ездят на 30-й километр все лето. «Пенсия - 7 тысяч, нам не хватает, грибами зарабатываем на жизнь. Если поезд отменят — придется ездить до Головино и топать еще километров 8 пешком», - рассуждают пенсионерки.

IMG_9443.JPG  IMG_9445.JPG

Поезд на 30-м километре не остановился, и грибники едут до Неклюдово. Эта станция от ликвидации «Тарзана», в отличие от Головино, куда постоянно ходит автобус из Владимира, пострадает еще сильнее. Доставка сотни человек на «большую землю» будет зависеть от нерегулярных маршруток. «Безлошадные» неклюдовские студенты предпочитают ездить во Владимир на поезде, хотя отмечают некоторые неудобства расписания. Например, обратный поезд выходит из Владимира поздно, и домой им приходится приезжать в 12-м часу ночи.

Чем дальше в глубь Мещеры, тем меньше общественного транспорта можно увидеть. На станциях Комиссаровка и Александровка в поезд садятся по нескольку десятков человек. На Александровке входит толпа цыган, проводник благодушно призывает их: «Ищите деньги сразу, а не потом»!

IMG_9513.JPG

Люди в этих краях Владимирской области говорят: до Гусь-Хрустального рукой подать, но ни на чем, кроме поезда, в районный город не добраться. «Ты счастливая, - говорит одна пассажирка другой, - у тебя муж есть и машина». «А что там наша знакомая из прокуратуры не вмешается?» - интересуется собеседница. «Не знаем, как жить будем без поезда», - резюмируют обе.

IMG_9494.JPG

IMG_9497.JPG  IMG_9507.JPG

В Гусе почти весь вагон сходит, и в него заходит почти такая же порция новых пассажиров. Люди едут в Курлово, Великодворье и Туму - в гости и по делам. Здесь автобусное сообщение тоже неважное. Люди вспоминают советскую власть и говорят, что тогда о них думали больше. Со сменой руководства Владимирской области в решении своих транспортных проблем улучшения они не почувствовали. «Заменили шило на мыло», - говорит одна из пассажирок.

IMG_9515.JPG  IMG_9524.JPG

Проводница рассказывает о полустанке «Дубровский», который расположен между Курлово и Великодворьем. Там живут люди, но автомобильных дорог, как таковых, туда нет вообще. Был случай, когда «инсультника» с «Дубровского» пришлось заносить в поезд и везти до следующего полустанка «Залесье», где его пересадили на «скорую» и повезли в больницу. Карета неотложки к «Дубровскому» волчьими тропами доехать не смогла.

IMG_9545.JPG

На «Дубровском» поезд простоял дольше, чем положено. Садилось человек 10. Они заволокли в тамбур два десятка сумок, мешков со свеклой и корзину с кроликом. Дубровские мужики насчет нерадостной перспективы отмены «Тарзана» были настроены более оптимистично: «Перекроет народ автодорогу на Рязань - и все дела. Сразу вернут поезда»!

Несколько остановок поехали в тамбуре железнодорожные ремонтники со своими тяжелыми инструментами. Несколько лет назад, говорят, даже сумки с хлебом возить на полустанки приходилось.

IMG_9538.JPG  IMG_9552.JPG

До конечной станции Тума - пассажиров доехало немного. По словам аборигенов, их город стоит на автомобильной дороге Владимир-Рязань, и в «Тарзане» особой нужды у них нет. Хотя через час, на обратный поезд во Владимир село около трех десятков человек. По мере приближения к Гусю и к Владимиру количество пассажиров стало увеличиваться - поезд собирал возвращавшихся во Владимир студентов и дачников.

IMG_9564.JPG  IMG_9609.JPG

IMG_9590.JPG

Кто-то из них стал рассуждать об инфраструктуре Владимирской области, резонно заметив, что основные железные дороги построены у нас еще до революции, и что за последние 50 лет во Владимирской области не построено ни одного километра «железки».

Конечно, все слышали о том, что по территории региона пройдет высокоскоростная железнодорожная магистраль. Пассажирам «Тумской ветки» остается порадоваться за деловых людей, бизнесменов и чиновников, которые будут по ней ездить в Москву и Нижний Новгород, но недоумевают, почему их поезд-кормилец и сами они в третий раз становятся разменной монетой в конфликте Белого Дома с железнодорожниками из-за непогашенных задолженностей. Необходимость в «Тарзане» не отпала и спустя 100 с лишним лет после постройки «Тумской ветки». Цивилизация в отдельные «медвежьи углы» владимирской Мещеры, где вынуждены жить люди, до сих пор, увы, так и не дошла.

IMG_9626.JPG

IMG_9629.JPG