zebra-tv.ru/novosti/jizn/ne-khvataet-metsenatov-na-monumentalnoe-iskusstvo/

Не хватает меценатов на монументальное искусство

Как хотели снести памятник в честь пребывания во Владимире Ленина, почему Андрей Рублев все не «переезжает», и почему Леонида Дербенева не хотят «вешать» на гостинице «Заря»
Дмитрий Артюх 21 июня 2013, 08:06

Главный архитектор Владимира Давид Крамников рассказал депутатам горсовета о вопросах, которые рассматривались на комиссии по установке объектов монументального искусства за последний год. 

МЕМОРИАЛЬНЫЕ ДОСКИ

С фасада 41-й школы на улице Разина смотрит теперь молодой Евгений Пичугин, Герой Советского Союза. Барельеф, посвященный Валерию Янковскому, напоминает об известном писателе на доме на улице Комиссарова в Добром. Мемориальная табличка бывшему председателю владимирского областного совета профсоюзов (1974 -1986 гг) Валерию Беляеву установлена на улице Добросельской.

На улице Гагарина, на доме, где сейчас располагается департамент природопользования, в этом году должна появиться доска в память о писателе-эмигранте Иване Шмелеве, несколько лет жившем с семьей во Владимире. Проект находится на стадии завершения, деньги найдены. Меценатов много, в том числе значительную сумму перечислил кинорежиссер Никита Михалков, много сделавший для перезахоронения Шмелева в России и для возвращения на родину его французского архива.

Не исключено, что на фасаде гостиницы «Заря» может появиться мемориальная табличка в память о том, что здесь останавливался поэт-песенник Леонид Дербенев. Правда, инициатива клуба любителей творчества поэта Дербенева не нашла одобрения у членов комиссии. Они резонно замечают, что Дербенев с Владимиром никак не связан, а если вешать таблички всем известным людям, гостившим в «Заре», ее фасад скоро станет напоминать колумбарий. Дважды этот вопрос поднимался и дважды его отклоняли.

ПАМЯТНЫЕ ЗНАКИ

На Князь-Владимирском кладбище был установлен памятный знак жертвам политических репрессий и князю Петру Долгорукому, депутату Первой Государственной Думы, умершему во владимирском Централе.

Еще один памятный знак, о котором некоторое время назад много говорили, и уже почти забыли — посвященный войне 1812 года. Тот, что вроде как должен появиться чуть ли не в каждом крупном российском городе. По словам Крамникова, примерное место, где он может стоять — сквер у Вечного огня. Еще один вариант — рядом с новой Казанской церковью в том же сквере. Однако, по словам главного архитектора, владимирская епархия отнеслась к этому проекту без энтузиазма. В любом случае, денег на памятный знак пока нет, и проекта тоже нет.

Недалеко от Вечного огня, в сквере около «Сбербанка», где растет «дубок Дружбы», посаженный в 2011 году советскими и немецкими ветеранами, запланировано установить еще один памятный знак с закладной капсулой и неким посланием потомкам. А около здания худграфа и ЦОКа на Большой Московской должен появиться памятный знак воинам-локаторщикам.

ПАМЯТНИКИ РЕСТАВРИРУЕМЫЕ, ПЕРЕЕЗЖАЮЩИЕ, ДЕМОНТИРУЕМЫЕ, ИСЧЕЗНУВШИЕ

Андрей Шохин заявил, что к февралю следующего года, когда страна будет отмечать 25-летие окончания афганской войны, должна быть закончена реконструкция скульптурной композиции «Скорбящие ангелы» на Октябрьском проспекте. Должна быть расширена площадь монумента и установлены стелы с именами погибших воинов-интернационалистов.

Крамников сказал, что реконструкция потребует более миллиона рублей, что «вопрос финансирования под вопросом» и что вряд ли на 25-летие вывода войск мы увидим «ангелов» обновленными.

Что касается переезда памятника Андрею Рублеву с Соборной площади, о котором давно идут разговоры, Крамников пояснил, что существует как минимум три варианта новой прописки бронзового иконописца: у ворот в ограде Успенского собора, около Дмитриевского собора, непосредственно около самого Успенского собора, там, где в советское время были туалеты. Сейчас склоняются к третьему варианту. Проект переезда сейчас находится в стадии разработки.

А вот памятник Пушкину мы увидим, по всей вероятности, не скоро. После того, как поэт «исчез» со Студеной горы, Сергей Сахаров пообещал поставить памятник в парке Пушкина, в нем даже успели открыть закладной камень. Сегодня Крамников говорит, что вопрос этот, оказывается, «не простой», что нужен новый «хороший камерный памятник», что денег на него нет, и что «возвращение» в город Пушкина - дело «не ближайшего времени».

Зато уже готов проект часовни на месте снесенной Пятницкой церкви, там, где сейчас расположено кафе «Блинчики», проект авторства епархиального архитектора Тимофеева. «Монументальная» комиссия его одобрила, «идут переговоры с администрацией и спонсорами». Депутатов поинтересовались: не пора ли снести сами «Блинчики». Но Крамников сказал, что вопрос так не стоит, что снос этой «хрущовской минутки» повлечет за собой комплекс мер по сносу хибар, которые ютятся внизу за кафе, устройству видовой площадки и т.д. Поэтому часовню поставят где-то рядом с «Блинчиками».

Несколько удивились депутаты, когда услышали, что на комиссии по установке объектов монументального искусства разбирался вопрос о демонтаже памятника-стелы в честь приезда Ленина во Владимир, что около колхозного рынка. Памятник не раз подвергался нападению вандалов, лишился мемориальных надписей, превращен в импровизированную закусочную и большую помойку.

С инициативой демонтажа выходили, по словам Крамникова, представители Октябрьской администрации. Но памятник — объект культуры, и трогать его не будут. Депутаты-коммунисты тут же поинтересовались, на чьем балансе находится памятник, дескать, хотели заняться его реставрацией, но не нашли концов. Оказалось, что Крамникова интересовал тот же вопрос, и он тоже не смог найти на него ответ.

НОМЕРНЫЕ ЗНАКИ

Еще, как рассказал Крамников, на комиссии рассматривался вопрос о создании в исторической части Владимира оригинального адресного хозяйства. На домах должны появиться номерные знаки с названием улиц, стилизованные под старину, примерно такие, какие еще можно встретить в ветхих районах города. И они появится, если будут лишние деньги. Давид Крамников сетует, что Владимиру, чтобы обрести побольше объектов монументального искусства, очень не хватает меценатов. «У нас вакуум в этом отношении», - заключил главный архитектор города.