zebra-tv.ru/novosti/jizn/okoshko-zhizni-zakryvaetsya/

«Окошко жизни» закрывается?

Госдума хочет запретить не любить детей. Инициатива депутатов может привести к тому, что во Владимирской области исчезнут беби-боксы для брошенных малышей
27 января 2013, 10:49

Автор: Анна Хромова


Госдума хочет запретить не любить детей. Инициатива депутатов может привести к тому, что во Владимирской области исчезнут беби-боксы для брошенных малышей 


Беби-боксы начали появляться в разных регионах России совсем недавно. Владимирская область была одной из первой, где открылись «окошки жизни». Суть идеи в том, что в стене медучреждения устанавливается закрытый бокс с кроваткой-колыбелью, куда можно принести и анонимно оставить новорожденного ребенка. Ребенка из бокса забирает дежурная медсестра, а маму никто искать не будет. Исключение составляет лишь один случай — если у ребенка есть телесные повреждения.


Дальше все как с любым ребенком, оказавшимся без попечения родителей. Малыша осмотрят, сделают необходимые анализы и сообщат о случившемся в полицию и органы опеки. А биологическая мать, сделав генетическую экспертизу, может передумать и вернуть себе малыша до момента его усыновления.


В России инициатором установки беби-боксов является Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты прав ребёнка на жизнь в семье «Колыбель надежды». Позиция у руководителя некоммерческого и негосударственного проекта проста: ребенку во чтобы то ни стало надо дать шанс на жизнь. Даже официальная статистика в последнее время пугает страшными случаями убийства новорожденных, о том, сколько младенцев умерщвлено тайно - не знает никто. Большинство случаев связаны с тяжелым материальным положением и отсутствием какой бы то ни было поддержки.


Летом беби-бокс открылся во владимирской детской Областной клинической больнице. Позиция областного департамента здравоохранения схожа с позицией общественников: если у ребенка есть шанс, то его в любом случае надо дать.


Противники беби-боксов, в частности, детский омбудсмен 33 региона Геннадий Прохорычев, говорят о том, что эта практика противоречит логике программы по улучшению демографии в стране, ведет к разрушению нравственных устоев общества и престижа института семьи. В частности, Прохорычев не раз заявлял, что вопрос не отрегулирован в правовом поле: например, в аспекте уклонения родителей от уплаты алиментов.


24 января, видимо, на фоне истерии, связанной с принятием «закона Димы Яковлева», профильный комитет Госдумы завернул законопроект по развитию системы беби-боксов в нашей стране. Позицию «против» высказало и Правительство. Причин называется несколько. В том числе — правовые недоработки, связанные с освобождением родителей от уголовной ответственности. Законодатели считают, что система беби-боксов для брошенных детей функционирует вразрез с Уголовным кодексом и "не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения расходных обязательств на реализацию соответствующих полномочий субъектов РФ".


Руководитель проекта «Колыбель надежды» Елена Котова говорит о том, что никакой специальной регламентации работы беби-боксов вообще не требуется. По ее словам, поскольку «колыбельки для подкидышей» устанавливаются только в медицинских учреждениях, то вся дальнейшая работа и так происходит в рамках закона. Не согласна Елена Котова и с претензиями к нарушению Уголовного кодекса.




По словам Елены Котовой, все беби-боксы, работающие сейчас в 12 областях страны, организованы не на государственные деньги, а на частные пожертвования. Ни о каком «западном» финансировании речи не идет, и даже сами боксы производятся на территории России, «так что мы можем своими руками спасать своих детей». Елена Котова вообще не считает, что депутатам нужно как-то регламентировать общественную инициативу.




Главной целью проекта фонд «Колыбель надежды» считает не анонимный сбор детей, а помощь, оказавшимся в трудной ситуации. Рядом с беби-боксами размещают информацию о возможных видах помощи, которую может получить молодая мама. По словам Елены, за год работы по всей России в боксах оставлено всего пять малышей (во Владимире — ни одного). А вот звонков с просьбой о помощи от отчаявшихся матерей, воспользовавшихся размещенной рядом с беби-боксами информацией — в разы больше. Фонд оценивает эффективность своей работы десятками спасенных детских жизней. Елена Котова утверждает, что вне зависимости от инициатив законодателей, ее проект будет продолжен.