В каком состоянии пребывают конные хозяйства 33 региона и как вернуть былую славу владимирским тяжеловозам? Дочь знаменитого владимирского коневода Ольга Фомина рассказала Зебра ТВ о реалиях, в которых оказались коллеги по цеху её отца
Сергей Егоров18 февраля 2015, 08:31
Дочь «короля русской тройки» Владимира Фомина Ольга знает о состоянии конного хозяйства Владимирской области не понаслышке. Она много времени проводила с отцом, посещала с ним различные соревнования как местного уровня, так и всероссийского, а в марте 2014 года новоиспеченный губернатор Владимирской области Светлана Орлова назначила её своим советником по вопросам развития коневодства и конного спорта.
По словам Ольги Владимировны, вверенная ей отрасль находится в состоянии, весьма далёком от идеального. «Падение» коневодства началось в годы перестройки и продолжалось не один десяток лет, хотя попытки возродить былой престиж конкура, паркура и русских троек всё-таки были.
Разведение лошадей, их содержание, их тренировки – это очень затратно
В этот переходный для нашей страны период времени (начало 90-х годов XX века) естественно пришло в упадок конное хозяйство
Раньше у нас был традиционный фестиваль «Русская зима» в Москве, на который Владимирская область направляла минимум две тройки, но в 90-е годы это совсем ушло из нашей жизни
Только начиная где-то с 1995 года, Алла Михайловна Ползунова (известный мастер-наездник и общественный деятель в области рысистого коневодства) занялась возрождением соревнований русских троек
Владимирские тяжеловозы всегда принимали участие во всесоюзных соревнованиях лошадей тяжелоупряжных пород, там они были одни из первых
Наши владимирцы устанавливали там рекорды. Это было грандиозное событие, оно проходило раз в год
Сейчас проводятся российские соревнования в Нижнем Новгороде, но у них невысокий уровень, мало участников и они нерегулярны - всё зависит от финансирования
Вместе с состязаниями ушла и система выращивания лошадей. Большинство конных заводов оказались в частных руках, участие государства практически свелось к нулю. Но и предприниматели не стали панацеей.
Юрьев-Польский конный завод, главное предприятие Владимирской области по воспроизводству владимирских тяжеловозов, которые сейчас носит название «Монастырское подворье», находится не в самом лучшем состоянии. Несмотря на дотации из областного бюджета, расходы на содержание животных превышают доходы. Из-за этого предприятие не может позволить себе ремонт конюшен, построенных, по данным Ольги Фоминой, ещё в 50-х годах прошлого столетия.
Это была государственная программа
Была конюшня и во Владимире, которая так и называлась: «Государственная заводская конюшня». У неё было немного другое назначение
Конные заводы занимались исключительно разведением лошадей
На госконюшнях были всегда исключительно жеребцы-производители, которых готовили к соревнованию, которых кормили соответственно, тренировали
После соревнований за ними выстраивалась очередь на конные заводы для получения от них потомства
И хорошо, если от одного жеребца получится, грубо, 10 жеребят. И вот из 10-и может только один будет хорошим. А может быть и ни одного
То есть, это была целая методика, последовательность что ли
А сейчас... Сейчас не готовятся лошади
А владимирский тяжеловоз отличается тем, что он сам большой, что он ест много, для него нужны просторные пастбища
В Юрьев-Польском районе есть пастбища. Правда, и там сейчас проблемы, по-моему. Якобы отдали пастбища под жилищное строительство
То есть, проблем очень много, и если область не будет помогать, то, наверно, мы не справимся
Из-за дороговизны содержания владимирские тяжеловозы стали продаваться в огромных количествах, в результате чего их цена упала и хозяева лошадей стали терпеть ещё большие убытки. В том числе и по этой причине количество тяжеловозов сократилось.
По словам Ольги Фоминой, во всей Владимирской области вряд ли найдётся больше 150 голов. Наибольшее число - 130 чистокровных владимирских тяжеловозов - сохранилось лишь в «Монастырском подворье» в Юрьев-Польском районе. Ещё 4 владимирских тяжеловоза содержатся на ферме «Богдарня» у англичанина Джона Кописки. Некоторые частники также могут похвастаться наличием лошадей данной породы, но таковых можно пересчитать по пальцам.
У нас получилось так, что Гаврилово-Посадский конный завод (Ивановская область), в котором тоже были владимирцы, купил частник
Теперь там тоже всё нарушено. К тому же, владимирских тяжеловозов там продавали, мягко говоря, «кучкой» и сбили, таким образом, все цены на элитную владимирскую породу
Поэтому, я обращаюсь ко всем: может быть, волонтёры, может быть, меценаты, давайте как-нибудь организуем что-то... нельзя допустить того, чтобы нашим потомкам пришлось заниматься возрождением владимирских тяжеловозов
Когда владимирскую породу официальной признали, было 10 линий (видов)
Сейчас в Юрьев-Польском есть только 7. Возможно, восстановим ещё одну
Но две потеряны, корни практически пропали
Ольга Владимировна считает, что о восстановлении породы можно будет сказать только в том случае, когда число владимирских тяжеловозов достигнет 300-400 голов. Для этого необходимы не только старания волонтёров и государственные инвестиции, но и, в некотором смысле, пропаганда. В качестве начальной меры, советник губернатора предлагает создать музей на базе нового ипподрома, который строится в микрорайоне Заклязьминский на месте прежних денников.
Конюшня в микрорайоне Заклязьминский, на мой взгляд, не подходит для разведения владимирцев, 50 голов – это очень мало
Нужно, чтобы кто-то нуждался в лошадях, нужно их куда-то сбывать
Я считаю, что на этой конюшне должна быть своя тройка владимирских тяжеловозов, может быть, организовать аренду, чтобы был хоть какой-то доход
Обязательно надо сделать музей развития владимирского тяжеловоза
Естественно, надо будет рассказать об истории троек