zebra-tv.ru/novosti/jizn/podpisku-spasat-uzhe-trudno-/

«Подписку спасать уже трудно»

Размышления одного из самого опытных владимирских журналистов Светланы Биткиной о качественной журналистике, о вирусе копипаста, и том умрут ли печатные СМИ
Пётр Фокин 6 мая 2015, 11:32

«К сожалению, качественная журналистика уходит», - заявила Светлана Биткина, собственный корреспондент «Российской газеты» по Владимирской и Ивановской областям на мероприятии, посвящённом участию делегации владимирских журналистов во втором медиафоруме Общероссийского народного фронта.

IMG_4025.JPG

Светлана Биткина на сегодняшний день является одним из опытнейших владимирских журналистов. Она отмечена многими престижными наградами сообщества, в том числе и на федеральном уровне. Именно поэтому её рассуждения о том, что интернет губит качественную журналистику, о том, что вирус копипаста поражает всё большее количество репортёров, о том, что разрушена система доставки печатных изданий до населения, представляются достаточно интересными.

Светлана Биткина, собственный корреспондент «Российской газеты» по Владимирской и Ивановской областям:

  • К сожалению, журналистика качественная - она как-то уходит
  • И меня на медиафоруме (Общероссийского народного фронта) интересовали вопросы профессиональные, вопросы, которые касаются лично меня, (с точки зрения) именно печатных СМИ
  • Много было выступлений о том, что же происходит на этом рынке; выживут ли наши газеты вообще, или они умрут под давлением интернета
  • Мне понравилось выступление нашего известного политолога (Андраника) Миграняна, он приводил ряд интересных примеров, он сказал, что если раньше газеты были агитаторами, организаторами и коллективными пропагандистами, то теперь эти функции взял на себя интернет. Причём интернет ни за что не отвечает
  • Да и вообще многим уже вообще не нужна реклама и пиар в СМИ, в газетах. Достаточно в социальных сетях иметь миллион подписчиков, миллион друзей, и СМИ тебе не нужны, как, например, лидеру Ирана или премьер-министру Швеции. Их путь к популярности начался из социальных сетей, а потом они уже попали в газеты, на радио, телевидение
  • Кто-то даёт очень печальные прогнозы в этом отношении, что СМИ умрут; кто-то говорит, что СМИ выживут
  • Тот же Ашот Габрелянов (топ-менеджер Lifenews), вроде бы, очень оптимистично, как мне показалось, рассматривает этот процесс, тем не менее, он говорит, что Россия — страна чадолюбивая, люди покупают своим детям всякие гаджеты, естественно, молодёжь сейчас получает информацию в гаджеты. И он первый, за ним уже один деятель Общественной палаты уже об этом говорил, он (Габрелянов) поднял проблему нынешнего существования Яндекса и Гугла, вообще, всех этих поисковиков
  • Фактически он (Габрелянов) сказал, что они (Яндекс и Гугл) паразитируют на том объёме информации, они отказались от статуса СМИ, и пользуются бесплатно вот этим огромным массивом информации, который все мы с вами в общем-то создаём
  • Фактически Гугл — это иностранный поисковик, он, в общем-то, захватывает этот рынок, мы не должны отдавать его без боя
  • Почему газеты проигрывают, вообще печатные СМИ проигрывают?
  • Не потому, что интерес к ним снижается, нет. Интернет по оптоволокну доходит до школ, если мы говорим о маленьких населённых пунктах, а дальше что?
  • То есть, население в глубинке продолжает читать газеты, продолжает их получать
  • Но почему пресса уходит со сцены? Разрушается система подписки, ей (прессе) перекрывают каналы доступа к людям, я не знаю это намеренно или стихийно происходит. Каналы доступа это «Роспечать», подписка и доставка, естественно. Тиражи падают именно из-за этого
  • У нас до капитализма было сорок две тысячи (газетных) киосков на всю страну, сейчас у нас двадцать восемь тысяч киосков, то есть на пять тысяч человек — всего один киоск. Это самый низкий показатель вообще в мире. В Германии на один киоск — семьсот жителей. В Швеции — шестьсот (человек), и так далее. Но (в России) это усреднённые пять тысяч (на газетный киоск). Вот, в Кургане на двадцать девять тысяч человек — один киоск, то есть система вообще разрушается. Грозный — двадцать тысяч человек (на один киоск)
  • Естественно, площади газетных киосков уменьшаются, они не могут вместить большой объём печатной продукции
  • В общем, (на форуме) было сказано, что подписка, это такой инструмент, который спасать уже, наверное, трудно 
  • Наша почта занимается чем угодно, только не подпиской, она отказалась от своей вот этой социальной функции. И многие журналисты, наши коллеги, редакторы Путину ставили этот же вопрос о том, что акционирование «Почты России» очень вредно, (её) коммерциализация очень вреда, нужно сохранить функцию подписки. Как это пойдёт - мы не можем сказать
  • Много (на форуме) было сказано о том, как развиваются тренды в медиа в 2014-2015 годах
  • Меня волнует качество журналистики. Тот же политолог Мигранян сказал, что СМИ печатные оказались сейчас в конкуренции, жесточайшем прессе, на них давят. Давит кто? Блогеры и интернет
  • Появляется в интернете заметка, очень быстро, газеты торопятся, бестрее сделать (то же самое), страдает качество (информации), это идёт во вред качеству
  • Но, опять-таки, возвращаясь к Габрелянову, ему задали вопрос: «Как вы относитесь к журналистам, что для вас (в них) самое ценное?». Он сказал, что, в общем-то, конечно, моральные критерии для них ценные, профессиональные качества. Под моральными критериями он понимает способность человека делать самостоятельную информацию, то есть заниматься не копированием, не сидением в интернете, это называется копипастом. Как только человек в этом себя проявляет, они (на Лайфньюз) с ним расстаются
  • Вот этим вирусом (копипастом), к сожалению, сейчас болеют многие. Я слушала и думала, ведь эта болезнь она совсем недавно появилась. Как она дальше будет развиваться — неизвестно
  • Качественная журналистика в интернете, сейчас это невыгодно редакциям заниматься качественной журналистикой, это действительно дорого, это себя не оправдывает, когда журналист едет в командировку, потом несколько дней сидит пишет материал, и так далее
  • Но некоторые (интернет-издания) находят такую возможность — всё-таки работать с качеством. Они интригуют нас, читателей, на сайтах дают кусочки с продолжениями, ну, с какой-то интригой