zebra-tv.ru/novosti/jizn/transportnaya-rogatka/

Транспортная рогатка

Летом проезд на владимирских троллейбусах может подешеветь на рубль, а через несколько лет маршруты муниципального электротранспорта планируют продлить до Юрьевца и Энергетика
25 апреля 2013, 16:56

Автор: Сергей Головинов


Летом проезд на владимирских троллейбусах может подешеветь на рубль, а через несколько лет маршруты муниципального электротранспорта планируют продлить до Юрьевца и Энергетика.


Депутатов горсовета пригласили в троллейбусное депо, чтобы презентовать программу развития муниципального электротранспорта. Вечно убыточные «троллейбусники» в последние годы демонстрируют признаки выхода из предбанкротного состояния. Если в 2011 году «Владимирпассажиртранс» съел из городского бюджета 80 миллионов рублей, то в 2012 году дотации составили уже 40 миллионов, а в 2013 году планируют попросить на бедность всего 13 миллионов рублей.


foto3.jpg

Во многом такие оздоровительные финансовые показатели были достигнуты за счет тарифной политики. Руководство «Владимирпассажиртранса» смогло убедить мэрию пойти на риск и установить цену на проезд в троллейбусе чуть ниже экономически обоснованной. Из-за разницы в 2 рубля троллейбусам удалось оттянуть у автобусов часть «клиентуры» и за счет увеличения пассажиропотока поднять месячную прибыль на 1,5 миллиона.


Теперь есть идея закрепить успех и еще раз воспользоваться этой «тарифной фишкой», установив специальную летнюю цену еще на 1 рубль меньше.




Но одними тарифными играми сделать троллейбусные перевозки рентабельными не получится. «Владимирпассажиртранс» разработал целую программу развития предприятия. Упрощенно, суть модернизации заключается в экономии расходов на электричество. Ежегодно из городской казны уходит по 60 миллионов рублей на оплату энергии. Эту сумму можно сократить минимум на 30% за счет, например, замены старых стрелок контактной сети.


foto5.jpg

Новые стрелки позволяют троллейбусу проходить «развилки» на проводах практически без остановки и последующего разгона, а именно на это уходит львиная доля энергии. Бонус современных стрелок - они абсолютно бесшумны, что позволит забыть о лязгающем шуме. Новыми стрелками планируют оборудовать дополнительные кольца разворота у Золотых Ворот и гостиницы «Заря», чтобы, в случае праздничных перекрытий города или аварий и пробок, троллейбусы не вставали, а просто переориентировали свои маршруты.


Еще один механизм экономии электричества - замена прожорливой реостатно-контактерной системы на микропроцессорное оборудование. Микропроцессоры, кроме того, что чрезвычайно экономичны, опять же бесшумны и делают ход более плавным.


Вся эта троллейбусная модернизация стоит денег. В городском бюджете лишних средств нет. Зато в горсовете есть депутаты, прошедшие суровую школу бизнеса. Когда они узнали, насколько короткие сроки окупаемости у нового оборудования, то предложили руководству муниципального предприятия не раздумывая брать кредит в коммерческом банке под финансовые гарантии мэрии.




И депутаты и руководство «Владимирпассажиртранса» считают, что муниципальные троллейбусы должны расширять зону своих перевозок. На эту мысль их натолкнула история с крупнейшим автобусным перевозчиком города Владимира, которого силовики заподозрили в том, что он ввозил из-за границы автобусы под видом запчастей. Если скандал с «конструкторами» дойдет до суда, то автобусы компании «БигАвтоТранс» могут стать «уликами» и исчезнуть с владимирских улиц.


foto4.jpg

Пока во Владимире достаточно комфортная пропорция между муниципальным и частным общественным транспортом. На долю троллейбусов приходится 35% пассажиров, на автобусы и маршрутки - 65%. В некоторых областных столицах муниципальный транспорт довольствуется всего 10-процентной долей и частники зачастую диктуют свою волю.


Но успокаиваться все-таки не стоит. По мнению мэра Владимира Сергея Сахарова надо всерьез просчитать возможность закупки троллейбусов на автономном ходу, которые могли бы связать с городом такие микрорайоны как Юрьевец, Энергетик и Заклязьминский. Запас хода машин на литий-ионных батареях доходит до 30 километров




Владимирские троллейбусы перевозят по 25 миллионов пассажиров в год. Себестоимость 1 километра пути на электротранспорте дешевле, чем на автобусе. Но при этом 30% пассажиров ездят бесплатно или по льготным проездным. При таких раскладах муниципальный транспорт еще долго может сидеть на бюджетной игле. Чтобы выдернуть троллейбусы из долгового болота нужен качественный рывок, на который, кажется, решились городские власти.


foto.jpg