Президент ассоциации внутреннего и въездного туризма Владимир Шаров, модерировавший жаркую «туристическую дискуссию» на Гайдаровском форуме, рекомендует чиновникам Владимирской области активизировать работу
Анна Хромова29 января 2016, 11:46
В середине января 2016 года в Москве прошел Гайдаровский форум, одним из самых популярных блоков которого стал сектор по проблемам и перспективам внутреннего и въездного туризма России.
По словам модератора (и составителя программы туристического блока), президента Ассоциации внутреннего и въездного туризма Владимира Шарова, в этом году на панельную дискуссию, посвященную обсуждению туротрасли, зарегистрировалось более 800 человек. Ажиотаж был такой, что зарезервированный зал не смог вместить всех желающих.
Пока оргкомитет сводит материалы в итоговый доклад, который ляжет на стол президента страны, и по результатам которого будут, вероятно, приняты решения о внедрении выдвинутых на форуме предложений, Владимир Шаров (он же - президент владимирской компании-туроператора «Владинвесттур») рассказал Зебра ТВ об итогах встречи и обрисовал перспективы Владимирской области в рамках активно развивающейся отрасли.
По словам руководителя ассоциации, 33 регион был представлен на форуме особенно широко - в дискуссиях принимали участие не только региональные чиновники уровня вице-губернаторов и руководителей департаментов, но и главы местных туркомпаний и представители местного самоуправления. Правда, глава города Суздаля Игорь Кехтер стал единственным мэром из всей России, выступившим перед участниками с большим докладом
«Доклад был очень содержательным и конструктивным. Он говорил и об опыте, и о создании среды в городе. В том числе, он говорил о том, как наладить баланс между местными жителями и туристами, делился с коллегами теми инструментами, которые сейчас помогают развивать туризм в городе Суздале», - оценил выступление Кехтера Владимир Шаров.
Это особенно актуально, так как не так давно российские муниципалитеты получили полномочия самостоятельно развивать туристическую отрасль (раньше такие полномочия были исключительно у региональных властей). Правда, по мнению эксперта Шарова, новые муниципальные чиновники, как правило, не имеют практического опыта в сфере туризма. И Владимирская область здесь, к сожалению, не исключение:
«Как правило, у назначенных на эти должности чиновников, нет отраслевого опыта, и они даже не понимает, с чего же им, собственно, начать. А так как нет знания, нет и опыта динамичного развития муниципалитетов в сфере туризма».
А тем временем туризм превращается в серьезную отрасль экономики, которая начинает получать значительные инвестиции, отмечает Владимир Шаров:
«Бизнесмены и чиновники начали понимать, что, вкладывая в туристическую отрасль в регионах, получаешь довольно серьезный мультипликативный эффект от развития сферы услуг до развития предприятий и сферы производства».
Собравшиеся на форуме эксперты и чиновники приняли решение систематизировать имеющийся у специалистов опыт и, начиная с марта 2016 года, заключать соглашения с муниципальной властью на работу по совместному составлению первоочередных мероприятий в сфере туризма.
На вопрос о том, насколько ккритична ситуация, складывающаяся во Владимирской области, Шаров сказал следующее. По его мнению, несмотря на колоссальные успехи отдельных муниципалитетов (речь, прежде всего идет о Суздале), сейчас в борьбе за возрастающий внутренний турпоток Владимирская область демонстрирует существенное отставание от соседей.
«Нам нужно серьезно увеличивать темпы. Иначе мы будем очень сильно отставать», - предупреждает глава туристической ассоциации.
Так как Владимирская область исторически являлась одной из областей маршрута «Золотое кольцо России». Два города является жемчужинами этого маршрута — Владимир и Суздаль, то исторически в менталитете предпринимателей была ориентация на турбизнес
Другие дело, что у нас есть малые города, такие как Гороховец, Вязники, Юрьев-Польской, Муром, где все-таки еще векторы по развитию туризма нечеткие. И, конечно, надо подтаскивать эти города к стандартам качества и объему продукта к Владимиру и Суздалю
Если это подтягивание будет оперативное, тогда мы с можем говорить о лидерских позициях на маршруте «Золотое кольцо». А на сегодняшний день, Владимирская область в очень большой конкуренции с Ярославской областью — в очень большой конкуренции
Я буквально на днях был в Ярославле и еще раз убедился, сколько усилий предпринимает правительство Ярославской области для того, чтобы город Ярославль выглядел привлекательным для туризма
Я видел, как в таких городах, как Ростов, как Углич, как Мышкин делается много для развития туризма — темпы очень высокие
И нам нужно по малым городам тоже увеличивать темпы. Иначе мы просто будем в конкурентной среде выглядеть неконкурентоспособно. Пока это отставание еще не очень явное, благодаря, прежде всего, развитию Суздаля. Но, я думаю, темпы надо увеличивать, иначе мы будем очень сильно отставать
По мнению Владимира Шарова, кроме обучения специалистов и консолидации усилий власти и бизнеса, 33 региону необходимы серьезные инвестиции как в покупку современных комфортабельных туристических автобусов, так и в строительство современных гостиниц уровня не ниже четырехзвездочных.
Конечно, в период экономического кризиса стимулировать этот процесс особенно не легко. Но стоит настойчиво обсуждать с чиновниками разных уровней и вопросы субсидирования покупки новой техники, и помощи в подведении коммуникаций, и в субсидировании процентных ставок начавшим строительство гостиниц отельерам.
Владимир Шаров, президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма:
Прежде всего, это увеличение дней маршрутов. Потому что мы знаем, что средний отпуск, 24 дня, обычный трудяга делит пополам. То есть это от 10 до 14 дней. И если раньше туры по России были уикендовские, удлиненный уикенд — 3 дня, 2 ночи, то сейчас туры долдны быть достаточно продолжительными
Мало того, сейчас тенденция к разработке комбинированных туров; 4 лея он едет по «Золотому кольцу» и потом в каком-то из городов остается еще на неделю на базе какого-то современного пансионата на Волге или на Оке, или на Клязьме и так далее
То есть, вопросы маршрутирования и длительности маршрутов — прежде всего
Второе. Мы с вами понимаем, что тот клиент, который раньше путешествовал за рубеж, он достаточно избалован качеством услуг
Поэтому сейчас наиболее востребованы туры, мы уже видим эту динамику, где средством размещения выступают отели стандарта 4 звезды
Но у нас в регионе, к сожалению, не так много этих отелей. А значит, это следующий вектор для гостиничного девелопмента — строительство отелей категории 4 звезды
Кроме того, мы с вами хорошо понимаем, что те популярные автобусные туры в Европу — они делались на автобусах делюкс класса, то есть, на очень комфортабельных автобусах зарубежных производителей
Соответственно, клиент привык к комфортному креслу, к значительному межкресельному расстоянию, к хорошему кондиционированию, к туалету в автобусе в экстренных случаях и так далее. И он привык к безопасности поездки
А у нас раньше, что греха таить, на внутренних маршрутах стояли не лучшие машины. И речь сейчас об обновлении автобусного парка. Чтобы туристская перевозка стала качественной и безопасной
Вопрос:
А на сколько люди готовы сегодня в это инвестировать?
Владимир Шаров, президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма:
В транспортную перевозку сейчас, в связи с резкой курсовой разницей, конечно же, реально замедлились инвестиции малого и среднего бизнеса
Мы судим и по нашему владимирскому предприятию «Владинвесттур-Транс» - это единственное на сегодняшний день предприятие, которое занимается исключительно туристкой перевозкой. Их парк состоят исключительно из автобусов делюкс класса. У них есть планы по увеличению парка автобусов, но они, безусловно, имеют отсроченный срок
Вот здесь как раз вопрос помощи государства по субсидированию процентной ставки или просто субсидировании — они очень важны
Вопрос:
По строительству отелей — те же проблемы..
Владимир Шаров, президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма:
Конечно, отельный сегмент — инвестиционноемкий процесс. Хотя сейчас масса технологий быстровозводимых малоэтажных зданий. Но, тем не менее, это не вопрос двух-трех месяцев или года
И здесь тоже помощь государства в вопросах подведения коммуникаций и помощь государства в субсидировании процентных ставок на строительство отелей, конечно, очень важен
На вопрос о том, на какого туриста - российского или иностранного - сегодня надо делать ставку, отдавая приоритет внутреннему или въездному туризму, Шаров пояснил, что, по его мнению, эти процессы нужно развивать параллельно. Хотя, по последним замерам, российский турист, из-за резкого изменения курса валюты лишенный возможности выезда за границу, вынужден инвестировать в российскую экономику больше иностранных соседей.
Что важнее — неправильно сказать. Надо делать эти процессы параллельно. Потому что мы понимаем, что любой иностранный турист ввозит валюту в государство. А любой турист, который раньше вывозил валюту за рубеж, теперь ее не вывозит, а теперь инвестирует внутри
Эти процессы правильные. У нас турист и въездной, и внутренний — это инвестор, он своим рублем инвестирует в экономику России
Главный инвестор — это турист. И это легко посчитав, посмотрев средний чек обслуживания иностранного туриста и средний чек российского туриста в день, который, кстати, по некоторым позициям, больше, чем у иностранного — до 40% доходит. Поэтому сегодня нельзя однозначно говорить о том, в приоритете внутренний туризм или въездной туризм. Это параллельные процессы
Да, технологии несколько разные, потому что мы подстраиваем программу под приоритет туристов той национальности, которые к нам прибывают. Да, мы понимаем, что по въездному туризму есть несколько иная степень политической ответственности за российский продукт. И стараемся максимально обеспечить стандарты качества, к которым привыкли иностранные туристы, посещая другие страны. Да, мы понимаем, что необходимо обратить внимание на достоверность информации, которую иностранным туристам вещают гиды. Тем не менее, эти процессы надо запараллелить
Вопрос о том, кому отдавать предпочтение. Есть, например, четырехзвездочный отель в каком-то городе провинции. Кому отдавать предпочтение: российскому туристы или иностранному?
Вопрос сложный. Бизнес отдает предпочтение тому, кто приносит больше денег. В этом плане российский турист более интересен, потому что русский турист, прибывая в отель и поужинав, в редких случаях идет отдыхать. Он переходит в бары, в развлекательный центры и так далее. Доходность от российского туриста больше, чем от иностранного
Вероятно, это еще связано с тем, что средний возраст иностранцев, которые путешествуют в Россию, за 50 лет. И даже 60 и старше. И поэтому того объема информации, который они получили днем, той нагрузки, которую они получили днем, им достаточно
Российский же турист достаточно молод. Поэтому, для него туристский день может начинаться и после восьми часов вечера. И после того, как завершен ужин, для него начинается процесс познания интерактивности региона. И здесь очень важно, чтобы досуговые центры были готовы к этому, и так далее