zebra-tv.ru/novosti/jizn/v-otpusk-cherez-ne-mogu/

В отпуск через не могу

Где отдыхали владимирские туристы в кризисное лето 2015 года - взгляд эксперта
Анна Хромова 21 сентября 2015, 09:07

Резко упавший турпоток в Европу практически полностью переориентирован на российские направления отдыха. Россияне активно путешествовали по родной стране. А местные туроператоры, оживившись, начали вкладывать деньги не только в развитие собственной инфраструктуры, но и формировать туры, которыми раньше вообще никто не интересовался. Такие итоги сезона лето-2015 подводит в разговоре с Зебра ТВ директор турагентсва ВИП-ТУР Татьяна Пикунова.

По мнению бизнесвумен, много на продаже «российского юга» в этом году ей и её коллегам заработать, безусловно, не удалось. Но «пустыми» представители туриндустрии тоже не сидели. Освоение нового для большинства из них сектора рынка идет весьма успешно. Больше того, в южные отели потянулись те, кто раньше никогда не покидал пределы центральной России — не видел моря и не летал на самолете.

При том, что рынок ощутимо сдулся, а люди, считая каждую копейку, позволяли себе только самое необходимое, Пикунова настроена в меру оптимистично: «От этого сезона нет разочарования. Произошло примерно то, что мы и прогнозировали. Поэтому, я считаю, что он даже был отчасти успешным».

Основной поток организованных туристов, до того, как грянул кризис, собиравшихся провести отпуск в Европе, минувшим летом был переориентирован на отдых в Сочи.

Как правило, эти люди (а надо иметь ввиду, что среди них оказалось много состоятельных, но ставших невыездными силовиков и чиновников), заполнили сочинские отели вип-уровня. «Они выбирали не дешевые, а хорошие, дорогие отели. Но это все-равно было дешевле, чем отдых в Европе. Они смогли предложить тот уровень сервиса, который этих клиентов удовлетворил», - говорит представительница туриндустрии.

При этом, люди, слетавшие в российскую олимпийскую столицу уже начали бронировать туры на зимний горнолыжный Сочи. «Кроме того, нам сейчас звонят и спрашивают, нет ли списка мероприятий — самых больших и знаковых концертов и праздников на следующий год», - говорит Татьяна Пикунова.

В «морском сегменте» отдыха на очереди у Татьяны освоение Крыма, который, по ее мнению, в этом году держал цены на отдых слишком высокими.

Вопрос:

  • От чего люди готовы отказываться в условиях, когда у них стало меньше денег, а от чего нет?

Татьяна Пикунова, директор турагентства «ВИП-ТУР»

  • Если люди едут на отдых и везут деток, то первое, что они говорят менеджеру: «Мы хотим море! Но так как у нас уменьшился бюджет, мы готовы, чтобы это была не первая линия, а вторая — мы пройдем, ничего страшного. Если раньше мы ездили на 15 дней, то теперь мы готовы ехать не на 15, а на 11»
  • То есть люди идут на какие-то компромиссы. Конечно же, они не ожидают, что в нынешних условиях за ту же самую сумму можно получить то же самое. Люди адекватно эту ситуацию понимают, поэтому выдвигают другие требования
  • Меняют направления. Если раньше они отдыхали в каких-то экзотических странах, то теперь говорят: «Ну, вот, теперь пришло время, когда мы будем отдыхать в другой стране»
  • Если говорить про совершенно неожиданный для нас сегмент, в этом году по Сочи был большой сегмент люди, которые, представляете, даже море никогда не видели. Никогда! Приходили люди в возрасте и говорили: во-первых, это наша первая поездка на море, во-вторых, это первый в нашей жизни перелет самолетом
  • И они, когда приезжали, благодарили. Привозили какие-то подарки. Потому что с конца мая и до середины июня мы продавали Сочи по 8 800 за неделю. В эту сумму уже входил и авиаперелет, и проживание в отеле, и трансфер от аэропотрта до отеля, и медицинская страховка
  • Конечно, если говорить про доходную часть для агентства, такой тур… - это, конечно, не Мексика и не Доминикана. Но чувство какого-то удовлетворения есть. Мы не сидели пустыми. Да, пусть он будет совсем недорогой тур. Кто знает, может быть, они придут к нам на следующий год. Потому что, если в этом году мы сделали упор на Сочи, то следующий год - а мы уже посетили несколько семинаров, мы уже спланировали зимние поездки - это будет Крым
  • И в следующем году мы вообще планируем повысить продажи по крымскому направлению
  • Мы начинаем плотно работать на этом направлении, когда собрали какую-то статистику от наших клиентов - мы получили большое количество отзывов по Крыму за этот год — мы отправляли людей и в ялтинские санатории, и Ливадию продавали. Но это, конечно, пока не тот объем, который мы дали по Сочи

Что касается «сухопутных» регионов нашей страны, наибольшей популярностью у владимирских туристов пользуется Казань, Ярославль и Нижний Новгород. Появляются и новые более экзотические и ориентированные на уже повидавших «витрины России» - предложения. Среди таких, например, поездка в астраханскую долину лотосов. Кроме наиболее раскрученных российских городов-брендов, туристические сливки, образовавшиеся из-за экономического кризиса, снимала и соседняя Беларусь.

Татьяна Пикунова, директор турагентства «ВИП-ТУР»:

  • Появляется спрос - появляются и новые предложения. И это великолепно. Потому что наконец-то владельцы гостиниц задумались о том, что можно совсем немного добавить каких-то нюансов, каких-то моментов, чтобы и этот отдых для российского туриста был привлекателен
  • Я всегда любила загородные клубы нижегородской области, и этим летом на такие варианты отдыха был опять большой спрос. Сложно было найти свободные места в разгар сезона - в июле и августе, - потому что они были заполнены на 100%
  • Очень радует, что стали спрашивать экскурсионные туры по России - это великолепно. Потому что еще два-три года назад это была та ниша, которая вообще не заполнена. Эти туры не спрашивали. Ими никто не интересовался
  • А теперь - Казань, Нижний Новгород, Ярославль - мы живем в самом центре, в самом сердце. У нас отличное железнодорожное сообщение, и фактически в любую точку страны можно эти туры организовать
  • И мне очень приятно сказать, что в этом году мы сделали тур - для нас самих это был первый опыт работы в этом направлении - мы делали экскурсионные туры в Астрахань, в долину лотосов. Люди остались довольны
  • Мы много сейчас делаем этих экскурсионных туров по России, по Белоруссии. Эти туры востребованы. И нам очень приятно, что люди, наконец, увидели, что и у нас есть, что посмотреть

Тем не менее, говорить о том, что владимирцы вовсе перестали ездить в Европу, было бы некорректно. По словам Пикуновой, уже сейчас часть ее клиентов активно бронирует туры на новогодние праздники в разные страны мира - например, одним из наиболее популярных направлений, является горнолыжная Австрия.

Правда, с 14 сентября путь стремящимся на отдых в европейские страны преградила еще одна - довольно серьезная - проблема. Отныне получающим шенгенскую визу необходимо самостоятельно отправляться в консульство или визовый центр. К таким жертвам многие владимирцы пока оказываются не готовы.

Татьяна Пикунова, директор турагентства «ВИП-ТУР»:

  • Какой-то процент клиентов, которые как отдыхали в Италии, и как ездили кататься на горных лыжах в Австрию, так и продолжают это делать
  • Но на европейских направлений будет относительно большой спад - огромный спад
  • И связано это сейчас на начало сентября не только с курсом валют, а еще и с тем, что ввели процедуру дактилоскопии при получении визы. А многих клиентов поездка в Москву пугает. Может быть, через полтора-два месяца, когда эта процедура устаканится, когда все придет в какую-то логическую систему, мы сможем доказывать, что все это не так-то сложно. Но пока это так
  • По Европе наблюдался небольшой подъем на середину августа, когда близилось введение процедуры дактилоскопии, и люди хотели поехать в Европу, чтобы получить визу на полгода, на год или на два. И в дальнейшем не проходить эту процедуру
  • Но этот спрос был очень кратковременным - буквально две-три недели перед официальным вводом дактилоскопии
  • Кстати, дактилоскопию не надо приписывать санкциям. Это не санкции, это была очень заблаговременно объявленная процедура, которая, кстати говоря, относится не только к нашей стране. И даже - не столько. Потому что страны европейского сообщества стали вводить еще с 2011 года. И в плане было, что Россия в 2015-м тоже это сделает

Есть в этом процессе и один любопытный момент. Дальновидные россияне долго приглядываются к облюбованному ими предложению, а затем буквально хватают путевки в тот момент, когда курс валюты устремляется в интересном для них направлении.

  • Мы тоже держим руку на пульсе. Потому что это минус рубль или минус полтора, то с большой стоимостью тура это ощутимо. Эту денежку сейчас считают. Если мы раньше не обращали на это внимание, то теперь и это важно
  • Мы заранее с клиентами прорабатываем список отелей, они приблизительно знают стоимость, и если вдруг получается резкий скачок вниз, то либо мы, либо они выходим на связь и быстро делаем бронирование. При этом стараемся, чтобы этот отель был на мгновенном подтверждении, чтобы мгновенно через банк его оплатить и сделать это в день обращения

Говорить о долгосрочных перспективах развития российской туротрасли Татьяна Пикунова не берется. Тем не менее, по ее словам, до настоящего времени ничего особенно трагичного в этой сфере в течение последнего года не произошло. По мнению владелицы турагентства, работа «с холодной головой» многим туроператорам даже на пользу.

Татьяна Пикунова, директор турагентства «ВИП-ТУР»:

  • Мы не наблюдали таких катаклизмов, как падение каких-то операторов или каких-то демпингов. Все было ровно-стабильно
  • Да, может быть, не было такого количества горящих туров. Но зато заблаговременное и ранее бронирование именно в этом году себя оправдывало

Вопрос:

  • Действительно ли многие туроператоры, работающие на выездной туризм, сильно сократили свою работу?

Татьяна Пикунова, директор турагентства «ВИП-ТУР»:

  • Да. Позавчера мы были на выставке, это очень хорошо видно. И потому объему, которые занимает выставка, и по тому, какие стенды представлены
  • Сейчас этот бюджет крупные операторы рассчитывают до копеечки и не готовы тратиться на то, чтобы представлять себя также помпезно, как раньше
  • Может быть, это и лучше, потому что мы уже столько наблюдали помпезных, огромных презентаций, стендов, каких-то безумных акций, которые, понятно, финансово были не оправданы
  • Пусть лучше не будет этих помпезных мероприятий, каких-то вечеринок, пати, бесплатных туров или еще чего-то. Зато будет четкая, стабильная, продуманная работа операторов по формированию турпродукта

Вопрос:

  • По вашим ощущениям, что будет дальше?

Татьяна Пикунова, директор турагентства «ВИП-ТУР»:

  • Все будет зависеть от того, какая политика будет у операторов. Если это будет такая шикарная акция, как это было в прошлом сезоне по Сочи. Если сохранится такая стоимость наземного сообщения по всем курортам Краснодарского края, как нам это предлагали операторы, то турпоток не только не уменьшится, он увеличится в разы
  • Потому что люди будут ехать и на автомобиле, и покупать только наземную часть - у оператора она, кстати, в этом сезоне была гораздо дешевле, чем напрямую в отеле
  • Потому что операторы выкупал все гигантскими блоками и выступали в роли такого оптовика
  • И в связи с незаполняемостью - понятно, что курорт не приобрел такую популярность, как хотелось бы - продавал это по стоимости гораздо ниже, чем при покупке у отеля напрямую
  • Если эта тенденция сохранится хотя бы на начало следующего сезона, было бы здорово
  • И хотелось бы больше каких-то акций и спецпредложений по Крыму
  • Потому что пока все-таки большинство санаториев были дороговаты. Хотелось бы какой-то более гибкой ценовой политики