Во Владимирском государственном университете исследовали отношение студентов к религии и выяснили насколько они считают себя верующими.
В ходе социологического опроса выяснилось, что 35% из числа опрошенных студентов ВлГУ называют себя верующими. Еще 30% говорят, что они скорее верующие, чем неверующие. То есть 65% респондентов в студенческой среде так или иначе относят себя к верующим. Кстати, согласно данным последних соцопросов, среди взрослого населения Владимирской области 40% - определенно верующие и 45% готовы считать себя таковыми с незначительными оговорками. Получается, что уровень религиозной самоидентификации среди взрослых ненамного выше, чем среди молодежи.
Практически все студенты Владимирского госуниверситета, принимавшие участие в исследовании, крещеные - 91% респондентов. Правда, крещены они родителями еще в несознательном возрасте. На вопрос о религиозном воспитании в семье примерно 29% участников исследования ответили, что нечто подобное в их семье было, но без нажима. Еще 30% студентов говорит, что родители учили их, как вести себя в храме, или как правильно поставить свечку. Подавляющее большинство - более 90% - относят себя именно к православным.
Анализируя результаты опроса, исследователи пришли к выводу, что у большинства владимирских студентов позитивное отношение к вере, и религиозна тематика представляет для них устойчивый интерес. Правда, глубина религиозных чувств вызывает у социологов определенный скепсис.
Исследователи выяснили, что декларируемая религиозность студентов вполне уживается со светским образом мысли и жизни. Например, среди любимых праздников у студентов на первом месте светские - Новый год, День Победы, 23 февраля и 8 марта. А вот религиозные праздники на периферии студенческого внимания, главные среди них - Рождество и Пасха, причем Пасха по традиции более популярна. Ну а соблюдение поста воспринимается молодежью скорее как дань моде или экстремальное испытание, а не как духовная практика.
Интересно, что вера в Бога и вера в науку для участников опроса примерно равны по силе. А вот различные суеверия, мистика и таинственные силы не воспринимаются нынешними студентами всерьез. Авторы исследования констатируют, что светский характер общества и вера в разум идут бок о бок с верой в Бога и совершенно не противоречат друг другу в сознании владимирских студентов.
Выбор в пользу светскости подтверждается и исследованием среди родителей пятиклассников по итогам года введения в школьную программу «Основ религиозной и светской этики». В целом отношение у владимирских родителей позитивное, но при этом больше половины выбрали не основы православной культуры, а основы светской этики. Более того, родители не очень приветствуют возможность того, что священники будут писать учебники по этим дисциплинам или приходить преподавать их в школу.
А вот различные религиозные практики интересуют студентов очень мало. Настоящий духовный поиск - удел единиц. Исследователи считают, что студенты всерьез не задумываются над содержанием веры, а просто берут то, что им предлагает социальный контекст. Православие воспринимается как общая идейная основа - русский человек должен быть православным. И студенты, особо не задумываясь, так и маркируют себя «православными». Это достаточно комфортная позиция, при которой человек не ищет и не сомневается, а берет то, что ему предложено.
Относительно толерантного отношения к иноверцам социологи получили достаточно умиротворяющие результаты. В ходе опроса никаких негативных оценок в адрес представителей других религий не прозвучало. При этом ученые предупреждают - межконфессиональные отношения настолько тонкая материя, что не стоит ее рассматривать в отрыве от других аспектов мировосприятия.
*Исследование «Религиозная самоидентификация студентов» - совместный проект кафедры философии и религиоведения ВлГУ и «Среднерусского консалтингового центра» - часть большого проекта, посвященного исследованию религиозной идентичности жителей Владимирской области. Опрос студентов ВлГУ проводился в начале учебного года - осенью 2013 года. Выборка - 800 студентов 1-2 курса с гуманитарных и технических специальностей.