zebra-tv.ru/novosti/jizn/vo-chto-veryat-vladimirskie-studenty/

Во что верят владимирские студенты?

Во Владимирском госуниверситете изучили религиозную самоидентификацию студентов: к церкви молодежь относится позитивно, но студенческая вера в Бога поверхностна
Сергей Головинов 25 февраля 2014, 15:48

Во Владимирском государственном университете исследовали отношение студентов к религии и выяснили насколько они считают себя верующими.

В ходе социологического опроса выяснилось, что 35% из числа опрошенных студентов ВлГУ называют себя верующими. Еще 30% говорят, что они скорее верующие, чем неверующие. То есть 65% респондентов в студенческой среде так или иначе относят себя к верующим. Кстати, согласно данным последних соцопросов, среди взрослого населения Владимирской области 40% - определенно верующие и 45% готовы считать себя таковыми с незначительными оговорками. Получается, что уровень религиозной самоидентификации среди взрослых ненамного выше, чем среди молодежи.

ПОВЕРХНОСТЬ ВЕРЫ

Практически все студенты Владимирского госуниверситета, принимавшие участие в исследовании, крещеные - 91% респондентов. Правда, крещены они родителями еще в несознательном возрасте. На вопрос о религиозном воспитании в семье примерно 29% участников исследования ответили, что нечто подобное в их семье было, но без нажима. Еще 30% студентов говорит, что родители учили их, как вести себя в храме, или как правильно поставить свечку. Подавляющее большинство - более 90% - относят себя именно к православным.

Анализируя результаты опроса, исследователи пришли к выводу, что у большинства владимирских студентов позитивное отношение к вере, и религиозна тематика представляет для них устойчивый интерес. Правда, глубина религиозных чувств вызывает у социологов определенный скепсис.

  • Даже те, кто не считают себя верующими, называют себя православными. То есть это не столько с верой связано, сколько является идентификационным фактором: русский - значит православный
  • Тем не менее, это вещь достаточно поверхностная, потому что церковь посещает достаточно маленькое количество студентов - менее 15%
  • Очевидно, что православие - это такой общекультурный фон, на котором наше общество развивается
  • Религия стала допустимой и разрешенной. В советские времена большинство бы себя верующими не признало, да и не являлось таковым
  • Сейчас большого ухода в религию не произошло, но теперь принято называть себя верующим
  • Если мы спрашиваем у студентов, знают ли они 10 заповедей, то они могут назвать только несколько самых важных «не убей» и «не укради»
  • Мы с таким не сталкивались, чтобы кто-то из назвал все 10 заповедей. Причем именно в том порядке, в котором они идут
  • Основ веры тоже, по большому, счету никто не знает
  • Если мы спрашиваем, читали ли они какую-нибудь литературу, некоторые отвечают, что читали Библию. Но на самом деле мы понимаем, что это неглубокое проникновение в религию
  • Но тем не менее, отношение к религии позитивное

СВЕТСКОСТЬ ЖИЗНИ

Исследователи выяснили, что декларируемая религиозность студентов вполне уживается со светским образом мысли и жизни. Например, среди любимых праздников у студентов на первом месте светские - Новый год, День Победы, 23 февраля и 8 марта. А вот религиозные праздники на периферии студенческого внимания, главные среди них - Рождество и Пасха, причем Пасха по традиции более популярна. Ну а соблюдение поста воспринимается молодежью скорее как дань моде или экстремальное испытание, а не как духовная практика.

Интересно, что вера в Бога и вера в науку для участников опроса примерно равны по силе. А вот различные суеверия, мистика и таинственные силы не воспринимаются нынешними студентами всерьез. Авторы исследования констатируют, что светский характер общества и вера в разум идут бок о бок с верой в Бога и совершенно не противоречат друг другу в сознании владимирских студентов.

  • Несмотря на то, что присутствует позитивное отношение к религии, повседневная жизнь студента подчиняется не религиозным канонам, а светской морали
  • Об этом говорит ответ на вопрос «Какой бы вы хотели видеть Россию?».
  • Были предложены различные варианты ответов: Святая Русь, православное государство, монархия, Москва - III Рим, атеистическое государство, светское государство
  • На первом месте - светское государство со свободой вероисповедания.
  • Атеистическое государство отвергается примерно так же, как отвергается монархия и православное государство

ДУХОВНЫЙ КОНФОРМИЗМ

Выбор в пользу светскости подтверждается и исследованием среди родителей пятиклассников по итогам года введения в школьную программу «Основ религиозной и светской этики». В целом отношение у владимирских родителей позитивное, но при этом больше половины выбрали не основы православной культуры, а основы светской этики. Более того, родители не очень приветствуют возможность того, что священники будут писать учебники по этим дисциплинам или приходить преподавать их в школу.

А вот различные религиозные практики интересуют студентов очень мало. Настоящий духовный поиск - удел единиц. Исследователи считают, что студенты всерьез не задумываются над содержанием веры, а просто берут то, что им предлагает социальный контекст. Православие воспринимается как общая идейная основа - русский человек должен быть православным. И студенты, особо не задумываясь, так и маркируют себя «православными». Это достаточно комфортная позиция, при которой человек не ищет и не сомневается, а берет то, что ему предложено.

  • Такая внешняя и поверхностная ориентация на православие и религиозность связана не с каким-то духовным поиском
  • Это очень удобная позиция, когда ничего искать не надо. Вот мне предложено. Вот я так сам себя назвал и это позволяет мне считать себя верующим, моральным, нравственным, вписывающимся в нашу единую общность, чувствовать себя частью чего-то целого
  • И искать ничего не надо. Это называется примкнуть к мейнстриму

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ

Относительно толерантного отношения к иноверцам социологи получили достаточно умиротворяющие результаты. В ходе опроса никаких негативных оценок в адрес представителей других религий не прозвучало. При этом ученые предупреждают - межконфессиональные отношения настолько тонкая материя, что не стоит ее рассматривать в отрыве от других аспектов мировосприятия.

  • Сосуществование религий воспринимается нормально. Межнациональные проблемы воспринимаются намного более остро, чем межрелигиозные. И, слава Богу, пока не выливаются в какие-то межрелигиозные конфликты
  • Когда местное население конфликтует с узбеками или выходцами с Северного Кавказа, то они с ними конфликтуют как с этнически другими, а не как с носителями мусульманской идеологии
  • Поэтому в вопросе веры достаточно толерантное отношение. Хотя определенное опасение в этом отношении есть
  • Ксенофобия отчасти и религиозным аспектом объясняется. Все большее количество людей другой культуры, других ценностей, в том числе и религиозных, приводят к опасению, что придется жить не по своим нравственным законам, а по их нравственным законам
  • Но это пока не проявляется открыто и существует латентно

*Исследование «Религиозная самоидентификация студентов» - совместный проект кафедры философии и религиоведения ВлГУ и «Среднерусского консалтингового центра» - часть большого проекта, посвященного исследованию религиозной идентичности жителей Владимирской области. Опрос студентов ВлГУ проводился в начале учебного года - осенью 2013 года. Выборка - 800 студентов 1-2 курса с гуманитарных и технических специальностей.