zebra-tv.ru/novosti/jizn/zakupitsya-tak-chtoby-ne-bylo-muchitelno-golodno/

Закупиться так, чтобы не было мучительно голодно

Во Владимирской области стартовал сезон овощных ярмарок выходного дня. Формат выездной торговли полностью не решает проблему реализации крестьянской продукции, но помогает горожанам наполнить закрома на зиму
Сергей Головинов 11 сентября 2013, 15:27

Уже третий год подряд, начиная с 2011-го, департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области организует в региональной столице ярмарки выходного дня. Площадки для выездной торговли местных крестьян традиционно располагаются у двух супермаркетов «Глобус» и «Бимарт» и функционируют в течение двух осенних месяцев - сентябрь и октябрь - по пятницам, субботам и воскресениям с 10 утра. На выходе получается 24 торговых дня.

По оценкам сельскохозяйственного департамента, торговля овощами идет бойко и немного замирает только в ненастные дни, как, например, случилось в этом году в субботу 6 сентября во время открытия ярмарочного сезона.

Замдиректора «крестьянского департамента Белого дома» уверяет, что руководство супермаркетов относится к соседству с сезонными ярмарками лояльно. И хотя в определенной степени селяне, продающие дешевые овощи и фрукты, представляет для них конкуренцию, крупные торговые сети идут навстречу пожеланиям областных властей и предоставляют на своих парковках бесплатные места для крестьянских машин. На площадке у «Глобуса» объемы ярмарочных продаж примерно в два раза больше, чем на сезонном рынке на парковке у «Бимарта». И это понятно - через «Глобус» и покупателей проходит больше.

Сельхоздепартамент администрации Владимирской области считает, что затея с сезонными ярмарками выходного дня достаточно эффективная, потому что с одной стороны позволяет местным аграриям найти дополнительные рынки мгновенного сбыта в пиковый период сбора урожая, а с другой стороны - у жителей есть возможность по чуть более низким ценам закупиться овощами на зиму.

Правда, чиновники вынуждены признать, что проблему реализации аграрной продукции с помощью таких ярмарок все равно не решить, скорее, это мероприятие имеет терапевтический эффект. Ведь по итогам прошлого года, например, картофеля было продано 800 тон, а всего во Владимирской области его собирают примерно 350 тысяч тонн. Получается, что с помощью выездной торговли крестьяне продали лишь 0,2% урожая картофеля.

И тем не менее, судя по прошлогодней статистике, для жителей областной столицы определенная выгода в ярмарочной торговле по выходным все-таки есть. Та же картошка в 2012 году на ярмарке стоила 6-9 рублей за килограмм, а в магазинах — 10-14 рублей. Примерно такая же пропорция обозначилась в этом году. 6 сентября на ярмарочной распродаже картофель продавали по 8-14 рублей за килограмм в зависимости от сорта, а в магазинах, по данным сельхоздепартамента, средняя цена этого корнеплода - 20 рублей за килограмм.

В Белом доме уверяют, что несмотря на упрощенную процедуру допуска селян на ярмарки, за качество продукции они спокойны. Для торговли с машин допускаются только местные фермеры или крупные СПК, а перекупщиков или желающих продать невладимирские овощи стараются отсекать.

Кроме овощей, в прошлом году достаточно бойко торговали рыбой, за ярмарочный сезон было продано почти 2,5 тонны карпа из владимирских рыбхозов. Будет ли и этой осенью на ярмарках выходного дня продаваться дешевый карп - в департаменте сельского хозяйства не уточнили.

Кураторы селян из Белого дома говорят, что рекомендовали местным властям организовывать подобные ярмарки и в других городах Владимирской области, но муниципалитеты райцентров пока не охотно откликаются на эту инициативу региональных властей, хотя места для выездной торговли есть практически везде.

Возможно, ярмарки, как и рынки, в ближайшем будущем станут лишь одним из фольклорных элементов торговли. А проблему реализации местной крестьянской продукции в промышленных масштабах будут решать за счет централизованных плодоовощных баз. О создании таких «общих котлов», куда селяне свозили бы свою продукцию, а магазины и бюджетные организации могли бы ее там централизованно закупать, говорят уже не первый год.

Новый толчок этой идее вроде бы дали в рамках продвижения акции «Покупай владимирское». Но, как пояснил первый замдиректора департамента сельского хозяйства, пока идет лишь изучение ситуации и предварительные переговоры с потенциальными инвесторами проекта.